В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Коррупцию победить нельзя, но минимизировать можно Назад
Коррупцию победить нельзя, но минимизировать можно


О масштабах коррупции в нашей стране распространяться нет необходимости - об этом знают все. Куда меньше тех, кто верит, что с коррупцией можно бороться. И уж совсем мало тех, кто знает, как это делать, и что-то предпринимает. Наш собеседник Андрей Пржездомский, генерал-лейтенант запаса, кандидат исторических наук, принимал участие в реализации антикоррупционных мер, работая в государственных структурах. Теперь, став членом Общественной палаты, он возглавил подкомиссию по проблемам противодействия коррупции в Российской Федерации.

- Андрей Станиславович, что побудило вас добровольно взвалить на себя такое бремя?
- Я решил, что, раз судьба подарила мне два года работы на новом поприще, надо употребить их с максимальной пользой для общества. Решение о создании подкомиссии было принято до тех известных публичных событий и заявлений, которые привлекли в очередной раз внимание к теме коррупции. Мне же эта тема знакома как в научно-аналитическом, так и в прикладном плане. Моя позиция проста и однозначна: необходимо создать несколько реальных барьеров, препятствующих существованию и росту коррупции в стране.
- И ее действительно возможно победить?
- Пытаться победить коррупцию полностью и окончательно - занятие бесполезное. Ни одной стране ни в одну историческую эпоху сделать этого не удалось. Даже в условиях жестких тоталитарных режимов типа гитлеровского коррупция цвела пышным цветом. Система управления страной напрямую не ликвидирует коррупционные процессы. Они минимизируются с помощью барьеров и процедур, которые создаются, разумеется, при наличии политической воли высшего руководства страны и широкой общественной поддержки.
- Что касается политической воли высшего руководства страны, то она, по крайней мере, обозначена. Как, по вашему мнению, обстоит дело с его готовностью и готовностью нашего общества к созданию реальных механизмов противодействия коррупции?
- Проблема здесь есть, и очень серьезная. Она связана с деградацией общественного сознания. За прошедшие пятнадцать лет у очень многих людей возникло представление, что воровать - это почти нормально. Правда, в России всегда говорили: "А, все воруют!" Но сейчас уже говорят другое: "Давайте узаконим "откаты". Ну все равно они есть"...
- Как и проституцию...
- Да, как и проституцию. Установим, дескать, процентов десять или сколько-нибудь еще от цены вопроса... Один из наших высших чиновников некоторое время назад заявил, что если человек на девяносто процентов сделает нечто на благо государства, а десять процентов возьмет себе, то ничего в этом страшного нет. Государству-то он все-таки пользу приносит. По-моему, это высшая степень безнравственности.
- Ваша подкомиссия будет противодействовать таким тенденциям?
- Я считаю, что создание подкомиссии было своевременным решением Комиссии Общественной палаты по контролю за правоохранительными органами и силовыми структурами. Ведь с помощью этой подкомиссии открываются новые возможности, которые предоставляет гражданское общество - пока незрелое, разобщенное, но имеющее теперь свою публичную площадку в виде Общественной палаты. С самого начала мы, все взвесив, пришли к выводу, что создавать такую подкомиссию исключительно из представителей общественности было бы неправильно. В ее работе должны участвовать, пусть не как ее непосредственные члены, представители правоохранительных органов и силовых структур. Тогда любое обсуждение приобретает характер профессионального разговора, а не пиар-мероприятия с истерическими воплями о том, как у нас все плохо. Тогда возникают обратная связь и заинтересованное взаимодействие, способное давать реальные результаты. Две трети участников наших заседаний - это представители разных общественных организаций, депутаты. Главный критерий - любой, кто намерен работать в подкомиссии, должен понимать: во-первых, это абсолютно общественное занятие, на этой ниве он не заработает ни копейки. Это реализация своей гражданской позиции и своего опыта. Во-вторых, это не просто констатация того, что все плохо, а поиск путей выхода из ситуации, выработка конкретных вариантов антикоррупционных действий.
Я встретился с рядом руководителей правоохранительных органов, силовых структур и попросил их направить для работы в подкомиссию своих специалистов. Это или заместители руководителей ведомств, или руководители подразделений, занимающихся соответствующими проблемами.
- А каковы принципы и механизмы вашего взаимодействия с этими специалистами? Они предоставляют вам необходимую информацию или вместе с вами участвуют в выработке рекомендаций для органов законодательной и исполнительной власти?
- Говорить о каком-то отработанном механизме взаимодействия пока преждевременно. На этом этапе речь идет о компетентном обмене мнениями относительно правильности того, что мы начинаем делать. Безусловно, в перспективе мы намерены сверять конкретные оценки, позиции и шаги с мнением представителей правоохранительной системы. Ведь делать поспешные заявления в этой очень чувствительной для общества сфере, базируясь только на общественных оценках, было бы неосмотрительно.
И еще один базовый принцип. Вот сейчас поднялась новая антикоррупционная волна. Сегодня только ленивый не говорит о необходимости борьбы с коррупцией. Но все это попахивает кампанейщиной. Я считаю, что в борьбе с коррупцией много бывает от лукавого. Возникает масса напраслины в отношении правоохранительных органов. С одной стороны, мы говорим: они должны бороться с коррупцией. А с другой - постоянно слышим, что правоохранительная система сама насквозь коррумпированна, неспособна эффективно работать и ее надо в очередной раз реформировать.
Это мы проходили в начале 90-х, когда оголтелая критика деятельности всей системы обеспечения безопасности дошла до крайней точки. Тысячи профессионалов только по этой причине ушли из органов и пополнили ряды в лучшем случае коммерческих структур, а в худшем - тех самых полукриминальных образований, с которыми государство никак не может совладать. В течение многих лет правоохранительные органы разваливали, постоянно реорганизовывали, дискредитировали, а теперь хотят, чтобы они эффективно работали! Я считаю, что общество должно оберегать кадры, которые находятся на передовом рубеже противоборства с преступностью. Надо культивировать уважение к таким людям, поднимать авторитет правоохранительных органов и силовых структур.
- С вами нельзя не согласиться. Но, к сожалению, мы имеем то, что имеем. Можно ли с коррупцией что-то сделать в нынешних условиях?
- Депутат Госдумы Владимир Александрович Рыжков сказал о начавшейся работе нашей подкомиссии, что это очередная пиар-акция. Большинство моих коллег - это люди состоявшиеся, которые не нуждаются в саморекламе и не будут размениваться на какие-то пиар-акции. Правда, мы уже привыкли, что любое начинание скорее вызывает насмешки и издевательства, нежели слова поддержки и одобрения. Впрочем, все это на совести людей, которые предпочитают больше сотрясать воздух, нежели делать реальное дело.
Можно совершенно однозначно говорить: политическая воля проявлена. Теперь дело за профессионалами, с одной стороны, а с другой - за самим обществом. Надо переломить катастрофическое восприятие действительности: все воруют, выхода нет и остается только грамотно встроиться в эту систему. Если мы хотим перейти от слов к делу, нужна не только корректировка действующего законодательства - требуется принять ряд организационных мер антикоррупционного характера в рамках уже существующих законов.
Базовая точка формирования коррупционных процессов сегодня - это не экономика, не социальная сфера, не политика. Это сфера назначения на государственные должности конкретных лиц. Давайте вспомним советский период с его пресловутой номенклатурой. Но пре-словутой ее окрестили во времена новой российской государственности. На самом же деле это была система, способная отсеивать недоброкачественный человеческий материал при продвижении его по властной вертикали. Проходимец в системе управления был редким явлением. Кумовство было, были другие проявления, свойственные слабостям человеческой натуры. Но система пестовала кадры, отбраковывая непрофессионалов и лиц, ориентированных исключительно на использование власти в меркантильных целях.
В 1991 году произошел развал системы государственного управления, в большие кабинеты пришли люди с "демократических баррикад", что очень быстро выявило неспособность значительной их части к какой-либо созидательной работе вообще. В 93-м году я оказался в Администрации Президента, вначале в Управлении кадров, а затем стал заместителем начальника Управления федеральной государственной службы Президента Российской Федерации. Мне довелось участвовать в становлении российской государственной службы, в реализации Закона об основах госслужбы, формировании Реестра государственных служащих, а главное - в выработке кадровой стратегии на новом витке истории.
Стал создаваться федеральный банк кадровой информации, который включал сведения о реальных и потенциальных управленцах высокого уровня - людях, работающих во власти, в сферах науки, образования, культуры, бизнеса, политики. В него нельзя было попасть просто так, стала возникать система отбора перспективных кадров. Были выработаны конкретные критерии, началось формирование федерального и регионального кадрового резерва. При Президенте Российской Федерации был образован Совет по кадровой политике, просуществовавший чуть более двух лет, но доказавший свою эффективность как "фильтр", отсеивающий негодные в профессиональном отношении кадры. Чтобы "протолкнуть" какое-либо назначение на высокую должность, надо было вступить в сговор с большинством членов Совета, а это было достаточно проблематично. Однако эта система была разрушена во время перманентных реорганизаций органов власти и впоследствии предана забвению.
А как сегодня? К сожалению, мы наблюдаем удручающую картину становления целой индустрии формирования кадрового потенциала власти путем лоббирования, которое сопровождается классическими атрибутами коррупции - взятками и подкупом. О масштабах этой новой "отрасли" остается только догадываться. Последние события служат лишним доказательством того, что отсутствие эффективной системы, позволяющей своевременно поставить заслон на пути проникновения во власть нечистых на руку людей, приводит к снижению ее авторитета.
Вместе с тем в органах власти немало инициативных, преданных интересам страны людей. Но система, в которой они оказываются в зависимости от слабых в профессиональном отношении, пренебрегающих нормами морали и права "руководителей", заставляет их затаиться, "не высовываться", что также пагубно сказывается на потенциале госслужбы.
Кто-то из мудрых сказал: "Демократия - это процедура". В нормальном обществе должна быть жесткая процедура формирования кадрового потенциала власти, предусматривающая правовые и организационные барьеры от проникновения к заветным рычагам управления людей своекорыстных. Именно в этой области и лежит корень проблемы коррупции.
- Кадры решают все?
- Да, всегда решали и будут решать. Можно принять очень качественные законы, можно приступить к реализации грандиозных планов, можно совершенствовать систему управления - но если за столом с "вертушками" и бронзовыми лампами зачастую сидят люди, которые на все смотрят только через призму личной выгоды, никаких высоких целей достичь нельзя. Но я уверен: сегодня есть все предпосылки для формирования власти эффективной, некоррумпированной и ориентированной на возрождение могущества нашей страны.




http://www.oprf.ru/


Док. 354623
Перв. публик.: 15.08.06
Последн. ред.: 15.08.07
Число обращений: 330

  • Пржездомский Андрей Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``