В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
За чертой бедности Назад
За чертой бедности
В результате либеральных реформ, проводимых в стране, социальный статус военнослужащих в России за последнее десятилетие не только не поднялся до уровня ведущих стран мира, но и существенно снизился. Вместе с тем понятно, что сильное государство обязано иметь армию, отвечающую современным требованиям и целям обороноспособности страны, безопасности ее граждан не только с точки зрения технического оснащения, но и с учетом человеческого потенциала армии.

Либеральный принцип социального обеспечения, положенный в основу федерального закона No 122, который в среде ветеранов и военнослужащих очень часто называют законом 122-го калибра, по сути затруднил решение многих социальных вопросов. Монетизация льгот не только не повысила материальное благосостояние офицеров, но и по некоторым показателям даже его усугубила. Одной из причин такого положения, на наш взгляд, стало отсутствие в стране концептуально оформленной стратегии социального развития. Социальная безопасность в развернутом виде еще детально не прописана в формате доктрины национальной безопасности.

Анализ нашего законодательства показывает, что его положения не соответствуют укреплению социального статуса военнослужащих как важнейшего условия обеспечения боеспособности и боеготовности войск. Законодательная база и документы, определяющие социальный статус российских и иностранных военнослужащих, принципиально различаются в обеспечении жизнедеятельности военных ведомств. А сюда входит социально-правовое положение, денежное довольствие и другие выплаты, жилищное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, профессиональная подготовка и реабилитация.

Комиссия по вопросам социального развития провела анализ причин прекращения военной службы. 66 процентов контрактников не удовлетворены своим социально-экономическим положением, более половины семей военных считают, что уровень жизни гражданского населения выше, чем у них. Каждый второй лейтенант не может завести семью, а половина женатых офицеров не имеют в семьях детей. Более трети офицеров и прапорщиков не в состоянии содержать свои семьи на уровне прожиточного минимума.

Это страшный показатель. Треть офицеров Вооруженных сил России находятся практически за чертой бедности. Этому способствуют невысокие оклады денежного довольствия, отсутствие жилья и расходы по его найму, наконец, ограниченные возможности трудоустройства жен младших офицеров. В этой ситуации многие молодые перспективные офицеры хотят досрочно уволиться из Вооруженных сил.

По законодательству денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с должностью и воинским званием. Размеры окладов устанавливаются не ниже размеров должностных окладов за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. И правительство Российской Федерации вправе принимать решение о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания, прохождения военной службы - чтобы не снижать уровень материального обеспечения в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Сравнительный анализ показал, что денежное довольствие военнослужащих иностранных армий в разы превышает уровень доходов российских военнослужащих, имеет развитую систему льгот и дополнительных выплат за особые условия службы. Правительства этих стран проводят ежегодное повышение денежного довольствия в соответствии с уровнем инфляции за текущее время. В связи с нарастанием напряженности в мире и привлечением вооруженных сил зарубежных стран к ведению боевых действий, эти правительства вводят дополнительные денежные выплаты и компенсации для военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий.

Сегодня упорядочение выплат боевых и полевых денег остается большой проблемой для наших Вооруженных сил. Постановление Правительства Российской Федерации от 2004 года обобщает, упорядочивает и одновременно рассекречивает нормы и порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, в том числе дополнительных выплат, личному составу силовых министерств и ведомств. Постановлением Правительства от 2005 года внесены изменения в отдельные нормы о дополнительных выплатах военнослужащим специальных сил на территории Северного Кавказа, а также военнослужащим объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций в этом регионе. Это увеличение установлено взамен денежного вознаграждения за фактическое участие в контртеррористических операциях, проводимых региональным оперативным штабом, взамен так называемых боевых выплат.

В адрес нашей Комиссии поступает большое количество обращений военнослужащих, связанных именно с выплатой боевых. Во время моей поездки в Чеченскую Республику в марте этого года ко мне обращались военнослужащие с жалобами на приостановку выплат в текущем году.

Одна из самых главных проблем в социальной сфере военнослужащих - это обеспечение их прав, прав их семей на жилище. Денежные выплаты за поднаем жилья не позволяют военнослужащему даже в отдаленных гарнизонах снять соответствующую его социальному статусу квартиру. Около 200 тысяч семей военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий. В то же время даже при наличии свободных площадей инвесторам, жалеющим построить бесплатно жилье для военнослужащих, устраиваются бюрократические проволочки и отказы на выделение земельных участков.

Считаю необходимым при проведении реформ рассмотреть практику содержания военных городков в так называемых медвежьих углах, где для развития и поддержания социальной инфраструктуры требуются огромные расходы, где семьи военнослужащих долгие годы оторваны от культурных и образовательных центров.

Есть ли возможность переходить на так называемый вахтовый метод несения службы, как это уже много лет практикуют зарубежные страны? Или все же обеспечить жилищем офицеров действительной службы? По действующему законодательству государство имеет обязательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Российской Федерации за счет федерального бюджета. И из этих 24 категорий в подпрограммах указаны военнослужащие, увольняемые с военной службы и приравненные к ним лица, а также граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица.

С другой стороны, с 2005 года действует закон о накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих. По мнению разработчиков этого закона, через три года сегодняшний лейтенант сможет приобрести квартиру под финансовую гарантию государства и спокойно служить в любой точке России, не опасаясь, что по увольнению из рядов Вооруженных сил он пополнит ряды бездомных офицеров.

В регионах уже начинают принимать меры для реализации ипотечной системы. Мэр Москвы, например, подписал 21 февраля распоряжение Правительства Москвы о создании комиссии по рассмотрению вопросов проектирования и строительства жилых домов для военнослужащих Минобороны России. Я думаю, что эта инициатива должна быть поддержана в других регионах.

Однако в прошлые годы программа выполнялась в объеме не более трех процентов в год, и на будущее прогнозы не утешительны. Надо принимать дополнительные меры по обеспечению строительства жилья инвестиционными ресурсами за пределами планируемого бюджета. Используя модели финансово-экономических взаимоотношений государства и бизнеса, имеющиеся научные разработки и современные правовые схемы, наше государство располагает стопроцентной возможностью привлечения и формирования инвестиционных ресурсов для решения этой проблемы. Было бы, как говорится, желание.

Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то оно также несопоставимо с развитыми странами, ибо базовая составляющая денежного довольствия, как нам известно, мала. В зарубежных странах особого уважения заслуживают ветераны, участники боевых действий, которые освобождаются, например, от специальных налогов. Даже в законодательстве многих стран подчеркивается эмоциональный фактор: ветераны оплатили право на государственную поддержку своим участием в войне.

Хочу подчеркнуть, что в настоящее время в Государственной Думе обсуждается исчисление пенсии военнослужащим с учетом стоимости продовольственного пайка, а не размера компенсации за него. Очень много исковых заявлений в суд по этому поводу от ветеранов и их семей. А в судах при решении этого вопроса правовое пространство России разделилось на право муниципальное, право субъектов и на федеральное право. Решение Конституционного суда не исполняется, мнение Государственной Думы и Уполномоченного по правам человека не учитывается. Подтверждением сказанного является внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации законопроект о внесении изменений в статью 43 закона о пенсионном обеспечении.

Законопроект предусматривает замену в пенсионном законе слов "стоимость продовольственного пайка" словами "денежная компенсация взамен продовольственного пайка". Комиссия Общественной палаты по вопросам социального развития провела экспертизу и приняла решение дать отрицательную оценку правительственному законопроекту, но поддержать законопроект, который был инициирован профильным комитетом Государственной Думы.

Семьям военнослужащих медицинские услуги в военных медицинских учреждениях согласно закону не предоставляются или предоставляются за плату. Происходит удорожание стоимости санаторно-курортного лечения. Таким образом, это приводит к невозможности лечения военнослужащих и членов их семей в ведомственных санаториях, домах отдыха и турбазах.

Я думаю, что, учитывая нерешенность многих социальных вопросов военнослужащих и их семей, соответствующим министерствам и ведомствам следует использовать возможности национальных проектов и отдельной строкой записать решение проблем военнослужащих. Особое отношение государства к защитнику Отечества обусловлено тем, что человек в погонах, приняв присягу, живет в режиме постоянной готовности выполнять поставленные задачи с риском для жизни.

Человеческий фактор - один из ресурсных составляющих нашего государства. Многие проблемы складываются по причине низкого уровня ответственности должностных лиц за предлагаемые и принимаемые решения. При этом никто не несет ответственности за наступившие последствия. Нет последовательной кадровой политики. Это приводит к тому, что в рядах Вооруженных сил появляется коррупция и там не всегда применяется дисциплинарная практика, предусмотренная законами и уставами. Нередко старший начальник может просто без объявления причин предложить подчиненному написать рапорт об увольнении. Сегодня лежат тысячи исков в судах, и в большинстве своем люди восстанавливаются на службе в прежних должностях, получают моральную и материальную компенсацию. Но чиновники, нарушившие государственную дисциплину, к сожалению, нередко остаются на своих должностях, хотя должны быть уволены по причине профессиональной непригодности, поскольку они нарушили государственную дисциплину.

Какова же мотивация самоотверженно и профессионально служить сегодня в Вооруженных силах? Деньги, квартиры, пенсия? Нужно поднять интеллектуальный, нравственный, духовный уровень человеческого фактора в силовых структурах, поднять авторитет защитника Отечества, чтобы служба в глазах граждан нашей страны была уважаема и почетна.

В законодательстве Германии и Швейцарии граждане мужского пола, не прошедшие службу в национальных вооруженных силах по призыву, контракту или на офицерских должностях, не могут избираться в законодательные органы и не могут проходить государственную службу в исполнительных органах власти. Я думаю, что один из главных национальных проектов, одна из самых больших и важных наших национальных задач - это обеспечить социальную защищенность людей, обеспечивающих нашу национальную безопасность.

http://www.oprf.ru/

viperson.ru

Док. 354554
Перв. публик.: 15.08.06
Последн. ред.: 24.12.10
Число обращений: 593

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``