В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Губернатор Прусак `недооценил серьезность претензий федералов` Назад
Губернатор Прусак `недооценил серьезность претензий федералов`
Отставку губернатора Новгородской области Михаила Прусака, правящего регионом 16 лет, многие его оппоненты ждали давно - сплетники периодически "переводили" губернатора в Госдуму, в правительство, на другие чиновничьи посты. Но губернатор оставался главой области. И даже выступая за назначение глав регионов, сам не спешил ставить "вопрос о доверии". Более того, неоднократно подчеркивал: "Не уйду, пока не истечет срок моих полномочий". Полномочия Прусака истекали 8 сентября 2008 года. Будущей осени он дожидаться не стал: третьего августа стало известно, что губернатор подал прошение об отставке.

Новгородские эксперты и политики видят различные причины столь скоропостижного поступка Прусака. Но многие сходятся в одном - отставка главы региона стала следствием сложной обстановки в Новгородской области, которую полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов в ходе своего последнего визита в Великий Новгород 3 июля назвал "острокриминальной". Новгородский бизнесмен и политик, экс-лидер регионального отделения партии "Народная воля" Андрей Моисеев уверен, что решение о необходимости смены власти в Новгородской области было принято в Кремле "очень давно, и не в этом году". "Вопрос был лишь в подборе кандидатуры. Ведь в Новгородской области сложилась устойчивая система, замыкающаяся на трех человек: губернатор Михаил Прусак, крупный бизнесмен Тельман Мхитарян и предприниматель Николай Кравченко. Федеральный центр не мог позволить себе резкого обрушения этой системы, чтобы не допустить хаоса в регионе", - заявляет Моисеев.

О своей политике договоренностей с крупным бизнесом Прусак публично признался в мае 2007 года, после того, как бизнесмен Мхитарян (носящий, к слову, звание почетного гражданина Великого Новгорода и имевший "корочки" советника губернатора по политическим вопросам) стал объектом уголовного преследования - 15 мая на 15 объектах в Великом Новгороде, связанных с бизнесом Мхитаряна, в том числе в его частном жилом доме и служебном кабинете, были проведены обыски сотрудниками управлениями МВД РФ по СЗФО. Мхитаряну были инкриминированы мошенничества с объектами недвижимости, и предприниматель тут же заявил, что это "политический заказ". Прусак, в свою очередь, выступил с заявлением в прямом эфире областного телевидения и объяснил, что "когда-то это должно было произойти, потому что группировочки на территории Новгородской области, выясняя границы своего бизнеса и своих интересов, своих политических пристрастий и всего прочего, заигрались".

"Отставка Прусака - это закономерное следствие действий федеральных силовых структур, полпредства и главного федерального инспектора по Новгородской области, которые начали демонтаж региональной финансово-промышленной группы, частью которой был и губернатор, - считает новгородский политтехнолог Михаил Шимановский. - Эта модель не позволяла региону развиваться и, естественно, Москва не могла не отмечать эти деградационные процессы".

Летом 2007 года Новгородская область оказалась в зоне особого внимания полпредства - специально для того, чтобы обсудить ситуацию с законностью и правопорядком в регионе в Великий Новгород 3 июля прибыл полпред Илья Клебанов. "Лидеры организационно-преступных групп, успешно легализовав свой бизнес, активно влияют на экономику Новгородской области, так что новгородцы стали считать их неотъемлемой частью своей жизни", - заявил Клебанов. Он назвал "невнятной" позицию региональной власти по отношению к сложившейся ситуации, а также отметил неспособность правоохранительных органов к раскрытию ряда "громких" преступлений, в том числе - связанных с коррупцией в рядах исполнительной власти. Клебанов вместе с тем выразил надежду, что Прусак справится с проникновением криминала во власть, отметив активную его поддержку в работе с "достаточно глубоким проникновением криминальных структур во все сферы жизни региона".

"Губернатору полпредом Клебановым был дан шанс решительно и самостоятельно снять проблемы с коррупцией и криминалом. Тем самым это был бы пропуск на новое назначение, - считает политтехнолог Шимановский. - Вместо этого Прусак, как обычно, начал заниматься имитацией такой работы. Ряд его замов ушли в отпуск вместо того, чтобы быть уволенными, губернатор публично не обозначил своей позиции, а начал заниматься самопрезентацией по районам области - вероятно, рассчитывая спустить дело "на тормозах". Он недооценил угрозы и серьезности претензий федералов, а также того, что на данный момент стратегия и тактика государственной власти существенно отличается от той, которая была принята во времена Ельцина".

По мнению депутата Думы Маловишерского муниципального района, занимавшей в 2001-2004 годах пост главного федерального инспектора по Новгородской области, Любови Андреевой, "длительность полномочий губернатора и стагнация власти в регионе стали причинами отставки Прусака". "В области сложилась такая ситуация, что никто не мог повлиять на решения губернатора. Места для критики главы области в регионе не было - Михаил Михайлович просто перестал критиков слушать. В итоге сложился "культ личности Прусака" в регионе, а сам губернатор превратился в "путешественника", который переезжает из района в район", - заявила Андреева. Она также считает, что к отставке губернатора привел еще ряд причин - в частности, "пагубная кадровая политика". "Прусак допускал неразумные кадровые решения, привлекая на высшие должностные посты в областной администрации глав городов и районов, например. Мало привлекал молодых. В итоге поколение 50-х не нашло себя в регионе и уехало в столицы. Инвестиции - инвестициями, но кому работать, если все находятся в Москве?", - заявила Андреева. Она также отметила, что считает "инвестиционное чудо" Новгородской области угасшим после 2001-2002 годов. "Инвестиционное чудо в Новгородской области было, когда инвесторы приходили в регион и размещали свои проекты в соответствии с законом. Ведь согласно действовавшим тогда в регионе законам об инвестиционных льготах, в процесс не вмешивался чиновник. Многие инвесторы тогда действительно были приятно поражены условиями, когда можно было свободно выбрать место под проект, и власть только помогала - инвестор выбирал, а не его выбирали. Но когда Михаил Прусак ввел систему кураторов - наступила эра коррупции. Как можно было инвестиции переводить на личности?" - считает Андреева.

Андреевой вторит политик Моисеев, который ожидает от нового главы региона "не дутых, а реальных инвестиций". По мнению Моисеева, сейчас новгородской элите нужно не увлекаться критикой деятельности Михаила Прусака, а "засучить рукава" и приступить к восстановлению нормальной системы власти в регионе. Андреева также не берется оценивать многолетнее правление Прусака. "Это сделают историки", - говорит она.

Дать однозначную оценку деятельности губернатора, действительно, непросто. Прусаком восхищались, Прусака критиковали. В Прусака верили - ведь после назначения на пост главы региона в 1991 году президентом РФ Борисом Ельциным Прусак трижды (в 1995, 1999 и 2003 году) избирался губернатором всенародно и со значительным отрывом от конкурентов. Вспомним, наконец, что именно в годы правления Прусака Новгородская область, наконец, стала известна - край инвестиций, молодой губернатор-либерал были у всех на слуху. "Я пытался построить либеральную экономику, и я это сделал, а что касается моих взглядов, я их всегда высказывал независимо от конъюнктуры. Другое дело, как к этому относились... Может, я что-то делал неправильно, кто-то считал, что это бред, глупость - по большому счету, для меня это неважно", - рассказал в апреле 2005 года Михаил Прусак в интервью ИА REGNUM.

Тем не менее, с переменой власти в регионе многие связывают большие надежды. "Прежде всего, хотелось бы пожелать новому губернатору советоваться с народом. Собрать большой областной актив, куда вошли бы все заинтересованные граждане, вплоть до старых партийных работников. Это консолидирует неравнодушных людей в области. Также, на мой взгляд, необходимо создать экспертный совет - типа "народного правительства" - по решению конкретных задач и выработке конкретных предложений. Когда Михаил Прусак только был назначен главой Новгородской области - ведь все это было, только потом, к сожалению, стало власти не нужно. Наконец, в преддверии нового финансового года необходимо пересмотреть областной бюджет - ведь обычные люди, которых напрямую коснется финансирование, живут не в Доме Советов", - говорит Андреева.

Моисеев надеется, что Сергей Митин, предложенный президентом РФ на пост главы региона, "не временщик". "С его опытом работы и послужным списком мы надеемся, что Митин будет, должен быть полезен для Новгородской области", - говорит Моисеев.

www.regnum.ru/news/866239.html
04.08.2007


Док. 354324
Перв. публик.: 04.08.07
Последн. ред.: 15.08.07
Число обращений: 426

  • Прусак Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``