В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто прав, а кто виноват в деле уральского учителя Поносова? Назад
Кто прав, а кто виноват в деле уральского учителя Поносова?

Директор школы в Пермском крае Александр Поносов приобрёл для учебного заведения компьютеры с нелицензионной операционной системой Windows. Против него было выдвинуто обвинение в причинении материального ущерба компании Microsoft в размере 266 тысяч рублей. Бывший президент СССР Михаил Горбачёв и депутат Госдумы Александр Лебедев обратились [прим. редактора: подробнее можно прочитать здесь] к основателю корпорации Microsoft Биллу Гейтсу с просьбой "отозвать претензии" к Александру Поносову. Представители европейского офиса компании прокомментировали это письмо в СМИ, отметив, что Microsoft не имеет прямого отношения к данному судебному разбирательству. Кто прав, а кто виноват в этом деле? Чем можно объяснить общественный интерес к делу Поносова и поможет ли оно решить проблему контрафактной продукции в России? На эти вопросы РИА "Новости" ответили эксперты.

С точки зрения депутата Госдумы РФ Александра Лебедева:

- Очевидно, что к проблеме авторского права в России инцидент с учителем в Пермском крае не имеет никакого отношения. В данном случае учитель, это понятно всем, даже тем, кто знакомился с этим делом просто по публикациям в СМИ, является добросовестным приобретателем. Он не знал, какое ПО установлено на компьютеры, которые купил. Существует версия, которая сейчас достаточно распространена, что за этим делом и другими делами против пользователей стоит компания Microsoft, которая хочет таким образом получить крупный государственный заказ за счёт бюджета в рамках национального проекта. Мне пишут люди из многих регионов о том, что у них те правоохранительные органы, которые выступают инициаторами таких дел, сами являются пользователями контрафактного ПО. Мы вместе с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, лауреатом Нобелевской премии мира, отправили Биллу Гейтсу письмо как раз для того, чтобы он отвёл эти подозрения от своей компании. Мы хотели бы, чтобы именно Гейтс в данном случае высказал свою позицию и отозвал претензии компании. Я был крайне обескуражен тем, что вместо Билла Гейтса ответили какие-то люди, работающие в Microsoft. Сначала высказался кто-то из лондонского офиса, потом было письмо от руководителя российского офиса Ольги Дергуновой. Но этих людей мы ни о чём не спрашивали, мы хотели донести до Гейтса суть конфликта в Пермском крае и узнать его позицию, первого лица компании, по этому вопросу. Меня это не устраивает.

Важно другое. Этот конфликт и информационная шумиха вокруг него высветили более фундаментальную проблему: не только в России, но и в других странах мира пользователи, в том числе и в государственных структурах, находятся в очень сильной зависимости от продукции компании Microsoft. Я не являюсь большим специалистом в этом вопросе, но само по себе это очень настораживает. Я думаю, что нам, депутатам Госдумы, необходимо обратить на это пристальное внимание, разобраться, существуют ли какие-то альтернативы тому, что предлагает Microsoft. Насколько мне известно, такие альтернативы есть, но они не развиваются, потому что закупается то, что производит фактически всемирный монополист Microsoft. Я как депутат намерен в ближайшее время предпринять шаги для того, чтобы вывести эту проблему на уровень обсуждения в частности в Госдуме.

С точки зрения председателя Федерального Политического Совета СПС Никиты Белых:

- Кто прав, кто виноват в таком уже активно обсуждаемом деле - сказать нельзя. Тем более виновность конкретно по Поносову будет определять суд. Я со своей стороны настаиваю, чтобы подобного рода дела рассматривались максимально объективно. На сегодняшний день общественное мнение складывается в поддержку господина Поносова, который, безусловно, действовал без злого умысла. Тем не менее факт нарушения законодательства об авторских правах и защите интеллектуальной собственности, о котором мы так много и часто говорим, имел место. Президент заявил, что нужно привлекать не тех, кто приобретает, а тех, кто распространяет нелицензионную продукцию. Я с этой ситуацией знаком несколько больше, могу сказать, что в Пермском крае возбуждено 266 уголовных дел по контрафактной продукции. Подавляющее большинство этих дел - это как раз дела против распространителей. 146 из этих дел находятся сейчас в суде. Работа реально ведётся. Мне сейчас сложно говорить, какой будет эффект. Совершенно точно можно сказать, если закон об авторских правах действует, если мы курируем защиту интеллектуальной собственности и продолжаем доказывать это не только на словах, но и на деле, значит учреждения, в том числе государственные (не только школы), для себя сделают вывод. Какие-то выводы из этой ситуации в итоге сделают всё.

С точки зрения телеведущего Первого канала Максима Шевченко:

- Я сделал несколько передач на эту тему на радио и разговаривал с этим учителем. История сложна несколькими форматами её описания. Если мы описываем её технологически в отношении концепции соблюдения авторского права, то двух мнений быть тут не может. Любая авторская марка должна быть защищена законом. Нельзя продавать нелицензированные ворованные программы, фильмы, музыку... Покупать можно, а продавать нельзя. Те кто продаёт компьютеры с нелицензированным Windows и софтом - преступники. Те кто это покупает не обязаны требовать лицензии и сертификации. Учитель не виноват ни в чём. Наезд на него был со стороны прокуратуры - это разборки местных чиновников с ним. Поносов - лидер старообрядческой общины. Село старообрядческое, одно из самых хороших и непьющих сел. За эту школу он боролся в 90-е годы, выдержал, сохранил её. Это очень развивающаяся динамичная школа. Старообрядцы всегда были известны своей склонностью к предпринимательству. Этот скандал является следствием разборок местных коррумпированных структур.

То, что этот скандал вылез на общероссийский уровень, является следствием того, что затронул учителя. Если бы он был инженером, я не думаю, что это приобрело бы такое серьёзное общественное звучание. Учитель - одна из самых уважаемых профессий в нашей стране, так же как врачи, офицеры...

Многие говорят, что это пиар против нацпроектов, борьба с Медведевым. Некоторые либеральные газеты отказались печатать материалы на эту тему, мотивируя тем, что не хотят участвовать в пиаре против Медведева. На мой взгляд, это позиция идиотов - за свои слова я готов отвечать. Эта шумиха может только привлечь внимание к нацпроекту "Образование", показав, что сельские школы собственными средствами без создания целевых фондов, которые на местах без участия федерального бюджета будут финансировать компьютеризацию школ и т.д., могут что-то сделать для себя. Все бюджетные средства от нацпроекта "Образование" уйдут в карманы чиновников. А вот целевые фонды, которые создаются местными жителями, могут спасти ситуацию, учителям не придётся ломать голову над тем, где и на какие средства купить лицензионный Windows.

Учитель был у меня в эфире и сказал, что будет теперь обучать детей Linex. Антон Носик ему возразил, что Linex очень хорошая операционная система, но очень сложная и для профессионалов. Поносов ответил: "Значит, наши дети станут профессионалами".

Поэтому мне кажется выводы из этой истории самые положительные. Наша страна вступает в эпоху защищённости авторских прав и интеллектуальной собственности.



http://www.alebedev.ru/


Док. 354233
Перв. публик.: 09.02.07
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 142

  • Лебедев Александр Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``