В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Референдум состоялся, не забудьте! Назад
Референдум состоялся, не забудьте!

Референдум в Южной Осетии - маленькой, дружественной России, но непризнанной стране - прошел вполне демократично. Он однозначно продемонстрировал волю народа, не желающего жить в одном государстве с Грузией, которая не уважает национальные интересы осетин.

Южная Осетия - реально существующая, состоявшаяся страна, и у нее суверенитета больше, чем у многих признанных государств, поскольку она смогла его выстрадать и защитить. Референдум же в очередной раз озвучил стремление жителей Южной Осетии стать частью большой России и де-юре воссоединиться со своими северо-осетинскими братьями.

Легитимный и демократичный характер плебисцита дает России и другим желающим все основания для признания его итогов. В этой связи заявления госдепартамента США и ряда стран Евросоюза о том, что они не считают референдум легитимным, представляются мне политически ошибочной позицией. На Западе могут не соглашаться с отделением Южной Осетии от Грузии, но игнорировать и объявлять несуществующим волеизъявление народа, отказываться посылать своих наблюдателей в регион, где люди пытаются сформировать собственную судьбу, это, на мой взгляд, настоящее предательство идей демократии и высшая степень неуважения к международно-признанному праву наций на самоопределение. Показательно, что в Афганистане и Ираке, где американцы и европейцы следуют той же политике, они давно зашли в тупик и не знают, как выбраться из кризиса.

Может ли Россия в подобной ситуации признать независимость Южной Осетии? Мне кажется, для этого необходимо совпадение сразу нескольких факторов и условий.

Во-первых. Нужна ясно выраженная воля народа, что всем уже продемонстрировал прошедший референдум.

Во-вторых. Правительство Южной Осетии должно доказать способность эффективно контролировать собственную территорию и готовность защитить целостность страны в случае внешней агрессии (в данном случае - со стороны Грузии). Любая попытка Тбилиси силовым путем решить юго-осетинскую проблему вынудит Москву оказать Цхинвали максимально возможную помощь и не оставит у российской политической элиты никаких сомнений в необходимости признать Южную Осетию самостоятельным субъектом международного права.

В-третьих. Наличие юридического прецедента. Во всех федеративных государствах после их распада образования, имеющие статус союзных республик, легко добились признания, чего нельзя сказать об автономиях.

Яркий пример тому - Косово, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, которым еще предстоит нелегкий путь к суверенитету. Однако то, с какой легкостью обрела независимость Грузия, будет постоянно подталкивать к поиску выхода из создавшейся ситуации и Сухуми, и Цхинвали. Там рассуждают просто: если право на самоопределение есть у грузинского народа, почему его лишены абхазы или осетины?

И, наконец, четвертое, пожалуй, самое важное условие. В западных странах существует устоявшееся мнение, что авторитарность российской власти прямо пропорциональна размерам нашего государства: мол, чем больше народов и территорий в ее составе, тем сильнее диктаторские замашки Кремля. Поэтому Запад будет стараться блокировать любые попытки той же Южной Осетии или Абхазии присоединиться к РФ. Ситуация изменится либо в результате кардинального улучшения отношений России и Запада, когда нам удастся развеять все опасения американцев и европейцев. Либо при таком ухудшении отношений с Западом, при котором Москва сможет позволить себе не обращать внимания на позицию Брюсселя и Вашингтона.

А до тех пор внешнеполитические действия России должны быть прагматичны, нацелены на усиление собственных позиций. Необходимо вести постоянные переговоры с нашими западными партнерами, снимать их озабоченность и доказывать, что осетины, абхазы имеют не меньшее право на самоопределение, чем любые другие народы. Ну и внутри страны нельзя сидеть сложа руки.

Например, мы в Общественной палате создаем группу по защите прав российских граждан, проживающих в непризнанных государствах. Постараемся сформулировать свои предложения в законодательство РФ для решения их многочисленных проблем.





http://www.oprf.ru/

Док. 354081
Перв. публик.: 11.05.06
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 280

  • Марков Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``