В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Т.В. Шевцова: `К 2007 году должна появиться новая налоговая декларация по НДС` Назад
Т.В. Шевцова: `К 2007 году должна появиться новая налоговая декларация по НДС`
В начале мая Правительство РФ выпустило постановление, которое существенно изменило порядок ведения документации при расчетах по налогу на добавленную стоимость. С просьбой прокомментировать этот документ, а также ответить на ряд других вопросов мы обратились к заместителю руководителя ФНС России Татьяне Викторовне ШЕВЦОВОЙ, которая курирует Управление администрирования косвенных налогов.


- Татьяна Викторовна, давайте поговорим о постановлении Правительства РФ[1], подписанном 11 мая этого года. Не секрет, что его ждали многие налогоплательщики. Ведь оно должно привести в соответствие с новыми правилами исчисления НДС порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книг покупок и продаж. Расскажите, пожалуйста, об основных положениях обновленного порядка.
- Во-первых, появились положения, которые устанавливают порядок внесения налогоплательщиками изменений в книгу покупок и книгу продаж. В случае внесения изменений оформляются дополнительные листы в этих книгах.
Во-вторых, определен порядок регистрации в книге покупок документов, которые налогоплательщик получает от учредителя при внесении имущества в уставный капитал.
В-третьих, введены правила регистрации в книге покупок документов, оформляемых при ввозе товаров из Белоруссии в Россию в соответствии с межправительственным соглашением[2]. В книге покупок нужно регистрировать заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога. Кроме того, в книге покупок должны быть указаны реквизиты документов, подтверждающих факт уплаты налога.
В-четвертых, определен порядок регистрации счетов-фактур в случае, когда правомерно принятый к вычету НДС восстанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 170 и пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса.

- Татьяна Викторовна, нам известно, что совсем недавно в вашей профессиональной деятельности произошли изменения. С марта этого года вы курируете не только направление администрирования косвенных налогов, но и некоторые другие. Не могли бы вы назвать эти направления?
- Сегодня в мои должностные обязанности входят вопросы контроля и лицензирования видов деятельности, регулируемых государством. Это производство и оборот алкогольной продукции, игорный бизнес, а также изготовление защищенной от подделок полиграфической продукции. Кроме того, вопросы государственной регистрации и учета юридических и физических лиц, а также международное сотрудничество.

- Это проблемные направления?
- Как известно, в каждой деятельности есть свои сложности. На мой взгляд, наибольшие трудности вызывает администрирование налога на добавленную стоимость. В частности, налоговую службу беспокоит высокий удельный вес налоговых вычетов в общей сумме начислений по этому налогу.
Новые правила исчисления НДС[3] предусматривают, что все плательщики этого налога должны определять момент возникновения налоговой базы, а значит, и момент, когда нужно уплатить налог по методу начисления, то есть по наиболее ранней из дат - отгрузки или оплаты. С одной стороны, это привело к увеличению налогооблагаемой базы и соответственно росту начислений по налогооблагаемым объектам. Но с другой стороны, объем налоговых вычетов также вырос.
Новая норма Кодекса позволяет применить налоговые вычеты при приобретении товаров на основании только счета-фактуры и документов, подтверждающих принятие этих товаров на учет. Исключение составляют отдельные операции. Это позволяет недобросовестным налогоплательщикам уходить от уплаты НДС по еще более простым схемам. Поэтому перед налоговыми органами стоит двойная задача. Во-первых, нужно детально изучить причины роста налоговых вычетов, а во-вторых, уделить особое внимание этому вопросу при организации контрольных мероприятий.

- Проблема администрирования НДС всегда считалась одной из самых сложных. Она еще более усугубилась после внесения поправок в главу 21 Кодекса. Как вы оцениваете работу налоговых органов в этом направлении с учетом изменившихся условий?
- Кардинальные изменения, внесенные в главу 21 Кодекса, требуют совершенствования процедур администрирования налога на добавленную стоимость. Сегодня налоговая служба не располагает эффективным инструментом контроля за достоверностью сведений, указываемых налогоплательщиками в счетах-фактурах. В таких условиях число схем, которые применяют недобросовестные налогоплательщики, может существенно увеличиться. Это приведет к повышению уровня трудозатрат по администрированию НДС.

- Возможно, уже очевидны недочеты в обновленном законодательстве?
- Ряд новых положений 21-й главы Кодекса, которые вступили в силу с 1 января этого года, потребовали дополнительных разъяснений налоговой службы и Минфина России.
В частности, законодатель, установив порядок исчисления НДС по наиболее ранней из дат - отгрузки или оплаты, не определил эти понятия. Кроме того, в главе 21 отсутствуют положения, регламентирующие порядок применения вычетов по НДС в случае, когда счета-фактуры выставлены в условных единицах. Нет норм, определяющих порядок оформления результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.
В связи с этим ФНС России разработала и согласовала с Минфином России ряд рекомендаций, которые были доведены до подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков. Я имею в виду письмо ФНС России от 28.02.2006 No ММ-6-03/202@, в котором определены понятия "отгрузка" и "оплата", а также письмо от 19.04.2006 No ШТ-6-03/417@, посвященное порядку оформления результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

- В профессиональных кругах и в СМИ сейчас обсуждается возможное введение с 2007 года системы управления рисками по НДС. В частности, предлагается изменить форму платежного поручения и перевести информацию о сумме НДС из вспомогательного поля в основное. Как будет осуществляться контроль за уплатой НДС в рамках этой системы? Каковы функции ФНС России при ее реализации?
- Предполагается, что в платежных поручениях появится отдельное поле, предназначенное для отражения сумм НДС. Информацию о движении денежных средств при расчетах хозяйствующих субъектов налоговые органы будут получать от банков.
Таким образом, в целях повышения эффективности администрирования НДС планируется создание автоматизированной программно-технической системы, которая позволит налоговым органам проводить анализ полученной от банков информации.
Для решения этих вопросов предлагается создать межведомственную рабочую группу из представителей Минфина России, Центрального банка и ФНС России.
Дополнительно с 2008 года предусматривается введение специальной регистрации плательщиков НДС. Они будут получать свидетельство участника НДС-оборота.

- Руководитель ФНС России Анатолий Эдуардович Сердюков в своих выступлениях неоднократно затрагивал тему сокращения количества показателей в декларациях. В частности, в декларации по налогу на добавленную стоимость. Уточните, пожалуйста, изменится ли эта декларация?
- Новые декларации по налогу на добавленную стоимость - по внутрироссийским операциям и по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, а также декларация по косвенным налогам, взимаемым при ввозе товаров в Россию из Белоруссии, уже утверждены[4] и применяются. Заметьте, что по сравнению с прежними формами в нынешних в самом деле стало меньше показателей. Помимо этого сократилось и количество страниц.
Однако с 1 января 2007 года вступают в силу положения Закона No 119-ФЗ, согласно которым операции, облагаемые НДС по нулевой ставке, должны отражаться не в отдельной декларации, как сейчас, а в единой.
Поэтому к 2007 году предусматривается утвердить новую форму декларации по НДС. Применяться новая декларация будет с 1 января следующего года.

- Поговорим о второй составляющей косвенных налогов - об акцизах. Что изменилось в 22-й главе Кодекса?[5]
- В эту главу внесены принципиальные изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты акцизов на прямогонный бензин, алкогольную продукцию, спирт этиловый денатурированный. В отношении акцизов на алкогольную продукцию с начала 2006 года отменен режим налогового склада. Упразднена и система акцизных складов оптовых организаций.
Таким образом, плательщиками акциза по реализуемой с 1 января этого года алкогольной продукции в полном, стопроцентном, размере соответствующих налоговых ставок являются ее производители. А организации оптовой торговли при реализации алкогольной продукции, приобретенной после 1 января у ее производителей, плательщиками акциза не признаются.
Что касается акцизов на денатурированные этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, то с 1 января 2006 года из статьи 183 Кодекса исключены положения об освобождении от уплаты акцизов операций по реализации этих подакцизных товаров.
Денатурированный этиловый спирт часто используется как сырье для производства неспиртосодержащей продукции. С учетом этого, а также чтобы избежать роста цен на такую продукцию, в отношении операций с денатурированным этиловым спиртом установлен новый порядок обложения акцизами. Он предусматривает введение свидетельств о регистрации лиц, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом. Это аналог свидетельств о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами.

- С начала этого года для лиц, совершающих операции с нефтепродуктами, предусмотрено новое свидетельство на переработку прямогонного бензина. Чем вызвано введение нового порядка исчисления акциза на прямогонный бензин?
- С 1 января 2006 года ставки акциза на прямогонный бензин увеличены с 0 до 2657 рублей за тонну. Это повышение вызвано объективными причинами. Дело в том, что технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только путем перегонки нефти на нефтеперерабатывающих заводах, но и путем смешения как низкооктанового бензина, так и просто прямогонных бензиновых фракций либо с бензинами с высоким октановым числом, либо с химическими присадками.
Ясно, что такими способами бензин может вырабатываться в железнодорожных цистернах, в бензовозах, на нефтебазах и автозаправочных станциях, а также в других местах хранения и реализации нефтепродуктов. В результате страдают не только бюджеты всех уровней, поскольку этот вид бизнеса предоставляет неограниченные возможности для реализации низкосортной продукции, но и непосредственные потребители полученной смеси.
Мало того, что содержащееся в таких смесях искусственно повышенное октановое число нестабильно и держится не более трех дней, это еще, как правило, вредит двигателям автотранспорта.

- Однако российское законодательство не содержит нормативно-правовых актов, запрещающих такое использование этих фракций...
- Действительно, у налоговых органов нет правовых оснований для привлечения к ответственности организаций, использующих бензиновые фракции как сырье для производства некачественных автомобильных бензинов. Кроме того, на законодательном уровне не запрещен способ производства автомобильных бензинов путем смешения, а также реализация автомобильных бензинов, полученных этим способом.
Признание прямогонного бензина подакцизным товаром, а также установление на него с 1 января 2003 года нулевой ставки акциза позволили лишь частично решить проблему злоупотреблений в сфере потребления и реализации подакцизных нефтепродуктов. Был установлен контроль за непосредственными потребителями этого нефтепродукта, а также за тем, как он используется.
Вместе с тем нулевая ставка акциза на прямогонный бензин не являлась фактором снижения экономической заинтересованности недобросовестных производителей в производстве автомобильных бензинов с использованием некачественного сырья.
Мы полагаем, что установление на прямогонный бензин такой же ставки акциза, которая предусмотрена для бензина с октановым числом до 80, значительно снизит экономическую привлекательность прямогонного бензина как сырья для изготовления суррогатных бензинов.
Вместе с тем прямогонный бензин используется в качестве сырья для производства продукции нефтехимии. Чтобы избежать повышения цен на эту продукцию, был введен новый порядок исчисления акциза на прямогонный бензин.

- Какие преимущества дает налогоплательщикам такое свидетельство?
- С одной стороны, у лица, производящего на основе свидетельства на переработку прямогонного бензина продукцию нефтехимии, возникает обязанность как плательщика акциза начислить по приобретенному прямогонному бензину акциз. С другой стороны, это свидетельство дает налогоплательщику право, во-первых, получать прямогонный бензин от имеющих свидетельства поставщиков по цене без акциза, а во-вторых - претендовать на налоговые вычеты начисленной суммы.
Так, суммы акциза, исчисленные при приобретении прямогонного бензина, подлежат налоговым вычетам. Для этого в налоговый орган нужно представить документы, подтверждающие факт передачи этого бензина в производство. Я имею в виду суммы, начисленные налогоплательщиком, у которого есть свидетельство на переработку прямогонного бензина. В результате полученный или приобретенный прямогонный бензин включается в затраты на производство продукции нефтехимии по цене без акциза.

- Пользуются ли свидетельства на переработку прямогонного бензина популярностью среди налогоплательщиков?
- По состоянию на 1 января текущего года методологическая и нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию новых порядков исчисления и уплаты акциза по алкогольной продукции, денатурированному этиловому спирту и прямогонному бензину, разработана, утверждена и введена в действие.
Вместе с тем с начала 2006 года и по настоящее время эти порядки находятся в стадии изучения и апробации. Новые положения главы 22 Кодекса и обеспечивающие их реализацию нормативные документы действуют не так долго. На российском рынке еще не сформировались окончательные схемы взаимодействия и производственно-хозяйственных отношений между его участниками. А значит, говорить о результативности применения новых порядков налогообложения пока рано.

- В прошлом году были внесены существенные изменения в Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции[6]. На что производители такой продукции должны обратить внимание?
- С 1 января 2006 года установлены новые требования к организациям, осуществляющим такую деятельность. Производством этилового спирта вправе заниматься казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 10 миллионов рублей. Эти же предприятия и организации могут осуществлять производство и оборот, за исключением розничной продажи, алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, кроме водки. Ограничение по размеру оплаченного уставного капитала не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.
Производить водку вправе казенные предприятия и иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 50 миллионов рублей.
Чтобы устранить избыточное государственное регулирование, из Закона No 171-ФЗ исключены виды деятельности, связанные с экспортом и импортом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Теперь оборот импортной алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется на основании лицензий, выдаваемых на закупку, хранение и поставки этих видов продукции...

- Простите, но ведь с 1 июля 2006 года вводится лицензирование закупки, хранения и поставок спиртосодержащей непищевой продукции. С чем связано это нововведение?
- В прежней редакции Закона No 171-ФЗ не было требования о лицензировании этого вида деятельности. В результате оптовый оборот указанной продукции осуществлялся без ограничений и соответствующего контроля.

- Давайте вернемся к поправкам в Закон No 171-ФЗ. Изменились ли требования к оборудованию, которое используется при производстве алкоголя?
- С 1 июля 2006 года вступает в силу требование об оснащенности основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции и самого объема готовой продукции. Кроме того, с 1 июля на таком оборудовании должны быть установлены технические средства фиксации для передачи информации в Единую государственную автоматизированную информационную систему.

- Остановимся на пакете документов, которые нужно представить в лицензирующий орган. Ведь он претерпел значительные изменения.
- Да, перечень сократился. Из него исключены информационное письмо федерального органа исполнительной власти в области статистики, заключения органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы об оснащенности организации средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации, заключение о соответствии организации требованиям техники безопасности, документы о техническом и метрологическом оснащении организации, а также документы о регистрации основного технологического оборудования.
В то же время в перечень добавлен документ, подтверждающий наличие у организации оплаченного уставного капитала.

- В соответствии с Законом No 171-ФЗ с 1 января 2006 года можно маркировать алкоголь только федеральной специальной маркой нового образца или маркой старого образца, дополненной носителем информации. Однако с начала текущего года ФНС России не смогла приступить к выдаче новых марок, поскольку отсутствовала соответствующая нормативная база: не были приняты необходимые постановления Правительства РФ. В своем выступлении перед депутатами глава Федеральной налоговой службы заявил, что вопрос об обеспечении федеральными специальными марками предприятий ликероводочной промышленности будет полностью решен в марте - апреле 2006 года. Удалось ли это сделать?
- Чтобы показать, какой объем работы проделывается, приведу данные на начало апреля и на начало мая. На 1 апреля обеспеченность предприятий-производетелей федеральными специальными марками составила 69 процентов. Сейчас этот показатель равен 87,7 процента.
Так что проблема в ближайшее время должна быть решена. В объединении "Гознак" запущены в работу новые мощности для изготовления марок. В результате общая производительность предприятия составляет 15-17 миллионов штук в день. Это позволит покрыть весь дефицит потребности в марках нового образца.

- Татьяна Викторовна, давайте поговорим о регулировании игорного бизнеса. Как следует из постановления Правительства РФ от 26.01.2006 No 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", на Федеральную налоговую службу возложены функции лицензирования видов деятельности, связанных с организацией и проведением азартных игр и пари. Однако порядок, в соответствии с которым можно осуществлять лицензирование, до сих пор не утвержден. Когда можно ожидать его появления?
- Действительно, налоговая служба осуществляет лицензирование двух видов такой деятельности. Первый - это организация и проведение азартных игр или пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования в помещениях казино. Второй - организация и проведение азартных игр или пари, в том числе с использованием игрового оборудования, кроме игровых столов.
Сейчас Минфин России как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр и пари, разрабатывает соответствующий проект постановления Правительства РФ. В нем будет определен порядок лицензирования указанной деятельности и установлены лицензионные требования.
Кроме того, Госдума рассматривает проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари".

- Хотелось бы затронуть еще один злободневный вопрос - фирмы-однодневки. ФНС России в последнее время стала вести активную борьбу с ними. Выступая перед депутатами, Анатолий Эдуардович Сердюков заметил, что совместно со многими российскими ведомствами, в частности с ГТК, МВД и ЦБ РФ, подготовлен законопроект, согласно которому должны увеличиться сроки госрегистрации и размер минимального уставного капитала фирм. Могли бы вы рассказать об этом законопроекте подробнее?
- Безусловно, сегодня одним из приоритетных направлений деятельности ФНС России является решение проблемы, связанной с созданием и деятельностью фирм-однодневок. Учитывая ущерб, наносимый недобросовестно действующими организациями государству, проблема может быть отнесена к числу межведомственных.
Неудивительно, что в решении данной проблемы заинтересованы многие ведомства страны, в том числе ФТС, МВД, ЦБ РФ и ФСБ. Их представители вошли в состав специальной комиссии, созданной ФНС России. Эта комиссия уже подготовила и направила в Минэкономразвития России и Минфин России предложения внести изменения в законодательство Российской Федерации, которые позволят уменьшить количество создаваемых фирм-однодневок. Налоговая служба совместно с Минэкономразвития России дорабатывает и согласовывает эти предложения.
ФНС России придерживается мнения, что, увеличив сроки проведения отдельных регистрационных действий, проблему можно решить быстрее. Регистрирующие, то есть налоговые, органы смогут осуществлять тщательную проверку документов, представленных для государственной регистрации. Ведь арсенал средств, которые используются при регистрации фирм-однодневок, широк. На регистрацию представляют поддельные паспорта, данные на умерших и бомжей. Нередки случаи фальсификации подписи нотариуса.
В борьбе с фирмами-однодневками поможет расширение полномочий регистрирующих органов и предоставление им дополнительных административных рычагов воздействия на недобросовестно действующих лиц. Одним из таких рычагов станет приостановление деятельности юридического лица. В качестве пресекательной меры планируется использование дисквалификации за представление в регистрирующие органы недостоверных сведений.
Чтобы исключить случаи рецидива, предлагается ограничить право недобросовестных лиц на участие в управлении и создании юридических лиц, а также ужесточить административную и уголовную ответственность за совершение правонарушений в сфере государственной регистрации.
Включение сведений о недобросовестных лицах в Единый государственный реестр юридических лиц сослужит службу. Ведь информация из этого реестра является открытой и общедоступной.

- Не пострадают ли в результате таких мер добросовестные налогоплательщики?
- На юридических лицах, добросовестно и своевременно выполняющих свои обязанности, эти изменения не отразятся.
ФНС России проработала вопрос о совершенствовании принципа "одного окна". На базе Межрайонной инспекции ФНС России No 46 по г. Москве реализуется пилотный проект. Одновременно с документами, подтверждающими государственную регистрацию и постановку на учет в налоговом органе, заявители получают документы, подтверждающие постановку налогоплательщика на учет во внебюджетных фондах и присвоение кодов по ОКВЭД. Этот порядок планируется распространить на всей территории России.

- Спасибо за обстоятельное интервью.

Беседовали Наталья Попова
и Нина Иволгина



[1] Постановление Правительства РФ от 11.05.2006 No 283 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 года No 914". - Примеч. ред.
[2] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг". - Примеч. ред.
[3] Речь идет об изменениях, которые внесены в главу 21 НК РФ федеральными законами от 22.07.2005 No 118-ФЗ и 119-ФЗ. - Примеч. ред.
[4] Речь идет о приказе Минфина России от 28.12.2005 No 163н. - Примеч. ред.
[5] В главу 22 "Акцизы" НК РФ Федеральным законом от 21.07.2005 No 107-ФЗ внесены изменения. - Примеч. ред.
[6] Федеральный закон от 22.11.95 No 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". - Примеч. ред.



Журнал "Российский налоговый курьер"
No12 2006


Док. 353911
Перв. публик.: 06.06.06
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 330

  • Шевцова Татьяна Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``