В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Явлинский: Навстречу саммиту в Санкт-Петербурге: мы нужны друг другу (`Тhе Intеrnаtiоnаl Неrаld Тribunе`, США) Назад
Григорий Явлинский: Навстречу саммиту в Санкт-Петербурге: мы нужны друг другу (`Тhе Intеrnаtiоnаl Неrаld Тribunе`, США)
В настоящее время "большая восьмерка" - это в первую очередь личная встреча лидеров, от которых зависит безопасность всего мира

Значительная часть дискуссий, предшествовавших саммиту "большой восьмерки" как в России, так и на Западе, вертелась вокруг второстепенного вопроса - достойна ли Россия занять место среди "старых" демократий. Прибывающие в Москву лидеры стараются не показывать своего удовлетворения этим "отвлекающим маневром". Намного проще обсуждать эту проблему, чем отвечать на вопросы, на которые у них нет ответов.

В любом случае, то, что происходит в России, видно каждому. Невозможно не заметить, что в стране устанавливается авторитарная система. Свобода слова отсутствует, нет независимого правосудия, выборы - профанация, бизнес находится под пятой государства.

Правда, нынешний саммит "большой восьмерки" не имеет никакого отношения к борьбе за демократические принципы. Также этот санкт-петербургский саммит не ставит своей задачей возвеличивание достижений России.

В настоящее время "большая восьмерка" - это в первую очередь личная встреча лидеров, от которых зависит безопасность всего мира. С этой точки зрения, Россия, безусловно, является одним из членов "восьмерки". Невозможно не принимать в расчет Россию при решении глобальных проблем тактического характера.

Саммиты "большой восьмерки" выполняют важную стратегическую функцию, которая не имеет ничего общего с вопросами демократии или отношениями между Россией и Западом. Просто-напросто невозможно обсуждать такие критические вопросы, как глобальная энергетика или нераспространение ядерного оружия, без участия России. А если эти вопросы не стоят на повестке дня - саммит теряет весь свой смысл. Именно для обсуждения подобных проблем и существует "большая восьмерка".

То, что действительно может повлиять на ситуацию в России, не имеет ничего общего со всеми этими рассуждениями об исключении страны из "большой восьмерки" или с осуждением Путина. Любые фундаментальные перемены в России могут быть инициированы только изнутри страны. Но это не означает, что демократическим странам остается лишь наблюдать и выжидать.

Европа и Соединенные Штаты, могли бы - и это самое важное, что они должны сделать - выработать стратегическое видение мира, которое включало бы долгосрочную программу стратегического сотрудничества с Россией.

До недавнего времени главной задачей, которая определяла политическую жизнь Европы, было создание единой Европы. Что было достигнуто в 1989 году с падением Берлинской стены, и это "завершение стратегии" - но не "завершение истории" - является одной из главных причин настоящего кризиса в Европе.

Сейчас Европа нуждается в новой стратегии - и не только в отношении России. Европе необходим долгосрочный план, понимание, в каком направлении Европе нужно двигаться, и каким образом этого можно достичь.

Я считаю, что объединенная Европа в XXI-м веке может составить конкуренцию Северной Америке и Юго-Восточной Азии, но только в том случае, если она объединит свой экономический потенциал с богатыми природными и человеческими ресурсами России.

Безусловно, это станет возможным только в случае движения России в направлении общеевропейской системы ценностей и политических принципов, основанных на демократии, законности и уважении прав человека. Но этот процесс должен начаться с постановки задачи.

Это не означает создания некоего подобия Брюссельской декларации. Это означает выход за рамки существующих отношений и движение к действительному союзу между людьми, рынками, культурами и системами. Этот процесс может занять несколько десятков лет, но это - единственный путь к процветающей экономике, стабильности и безопасности.

Распространение европейской цивилизации на евразийской территории необходимо для выполнения исторической миссии ЕС.

Если страны ЕС не смогут разработать новую стратегию и будут прятаться за своими "пограничными заборами", это приведет их к стагнации и слабости. Кроме того, справедливы ли требования, чтобы Россия играла по правилам клуба, если ее туда даже не пускают?

Это - не проблема дня сегодняшнего. Любая попытка вывести этот вопрос за пределы стратегической плоскости бессмысленна и даже опасна. Но не рассматривать ее с данной точки зрения, не предпринимать усилий по ее реализации под тем предлогом, что Россия всегда будет находиться на "противоположном полюсе", является не только недальновидным, но и, учитывая современные политические тенденции в России, просто опасным.

Григорий Явлинский - экономист, основатель российской либеральной партии "Яблоко". Данная статья была переведена с русского "International Herald Tribune"

13.07.2006

http://www.inosmi.ru/translation/228770.html


Док. 353732
Перв. публик.: 13.07.06
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 489

  • Явлинский Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``