В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Валерия Назарова корреспонденту газеты`RЕUТЕRS` Власте Демьяненко Назад
Интервью Валерия Назарова корреспонденту газеты`RЕUТЕRS` Власте Демьяненко
Интервью Валерия Назарова корреспонденту газеты"REUTERS" Власте Демьяненко

REUTERS

07.04.2005

Руководителю Федерального агентства
по управлению федеральным имуществом
НАЗАРОВУ ВАЛЕРИЮ ЛЬВОВИЧУ

Уважаемый Валерий Львович!

Международное информационное агентство Reuters свидетельствует Вам свое почтение и просит об интервью, в ходе которого мы хотели бы задать следующие вопросы:
1.Вы неоднократно говорили о необходимости более тщательной оценки объектов, которые подлежат приватизации. Что делается для того, чтобы усовершенствовать процесс оценки?
2.РФ была вынуждена отменить в начале этого года ряд аукционов, сочтя уже после объявления торгов, что за пакеты можно выручить больше, чем планировалось при принятии решения о проведении аукционов. С чем это связано?
3.Не ставит ли это под угрозу план по перечислению в бюджет средств от приватизации в 2005 году? Какие продажи, кроме Связьинвеста, принесут в бюджет наибольшие в этом году?
4.Когда и по какой начальной цене можно теперь ждать продажи госпакетов ТПО киностудия имени Горького, Дальневосточного морского пароходства и Центрального телеграфа, торги которыми были отменены в первом квартале 2005 года?
5.Вы неоднократно говорили о необходимости улучшить качество работы представителей РФ в ОАО с участием государства, а также о задаче совершенствования дивидендной политики государства. Разделяют ли вашу тревогу по этому поводу в правительстве? Можно ли в ближайшее время ожидать конкретных действий, направленных на решение этих двух задач?
6.На каком этапе находится подготовка сделки Газпром-Роснефть? Разделяете ли Вы мнение главы Минэкономразвития Германа Грефа, что сроки, в течение которых пройдет слияние компаний, позволят уже в текущем году снять ограничения на участие нерезидентов в капитале Газпрома?
7.Указ о приватизации холдинга Связьинвест на днях будет внесен в правительство. Какой из способов приватизации холдинга Вы считаете наиболее целесообразным?
8.Насколько эффективно, по-Вашему, было бы размещение части госпакета Связьинвеста на бирже? Если такой вариант будет признан возможным, считаете ли Вы, что оценка стоимости остающихся акций, которые будут проданы впоследствии, должна ориентироваться на цену размещения на бирже?
9.Как и в какие сроки будет проходить оценка госпакета Связьинвеста? Какой объем средств РФ может привлечь в ходе его продажи?
10.Когда может пройти сама сделка по продаже госпакета Связьинвеста?
11.Когда может быть принято решение о приватизации госпакета компании Аэрофлот, в какие сроки и по какой схеме может пройти продажа акций авиакомпании??
12.Глава Минэкономразвития Герман Греф высказывается за приватизацию аэропорта Шереметьево или хотя бы за его передачу в управление крупной международной корпорации. Какой из вариантов Вы считаете более целесообразным? Когда можно ожидать решения этого вопроса?
С уважением,
Редактор службы на русском языке Максим Филимонов
Корреспондент Власта Демьяненко

Справка по вопросам информационного агентства Reuters
1. Вы неоднократно говорили о необходимости более тщательной оценки объектов, которые подлежат приватизации. Что делается для того, чтобы усовершенствовать процесс оценки?

Справочно: Росимущество осуществляет регулирование оценочной деятельности в РФ и является крупнейшим потребителем оценочных услуг, поэтому повышение качества этих услуг является одной из важных задач Росимущества.

В начале года Росимуществом был проведен конкурсный отбор оценочных компаний для целей проведения независимой экспертизы отчетов оценщиков. При проведении конкурса к оценщикам были предъявлены самые высокие требования к опыту работы, квалификации и качеству отчетов об оценке. На сегодняшний день объявлен конкурс на отбор оценочных компаний для выполнения работ по оценке федерального имущества по заказам Росимущества и его территориальных органов.
Наличие на рынке компаний, отвечающим требованиям самых высоких стандартов, позволит существенно повысить качество предлагаемых услуг, обеспечить здоровую конкуренцию. К сожалению, в настоящий момент сложилась практика, когда, устанавливая низкие цены в борьбе за крупные заказы, большинство оценочных компаний оказывается не в состоянии обеспечить привлечение высококвалифицированных специалистов. Поэтому Росимуществом создаются условия, когда главным требованием к претендентам, выполняющим оценку объектов федеральной собственности, является высокое качество выполняемых работ, а не цена или сроки оказания услуг.
Одним из самых перспективных инструментов формирования цивилизованного рынка оценочных услуг является разработка каждым из крупнейших потребителей услуг по оценке, и в первую очередь Росимуществом, типовых технических заданий, с четко формализованными требованиями к технологии проведения работ по оценке и к содержанию отчетов об оценке. Первый проект типового технического задания по оценке объектов недвижимости, расположенных в Москве, разослан ведущим саморегулируемым организациям оценщиков для внесения конструктивных замечаний и предложений. Такие технические задания будут подготовлены для различных объектов оценки, в том числе для объектов недвижимости, включая земельные участки, расположенные в других субъектах РФ, пакетов акций, интеллектуальной собственности.
Росимущество заинтересовано в участии саморегулируемых организаций оценщиков в разработке документов, направленных на регулирование оценочной деятельности, прежде всего, связанных с решением сложных методологических вопросов. Например, сегодня остро стоит проблема определения арендной платы для аэродромных комплексов и морских причалов. Для ее решения также необходимо разработать техзадания с требованиями к содержанию отчетов об оценке.
Одной из острых проблем в текущей деятельности оценщиков является неопределенность, касающаяся процедур плановых и внеплановых проверок. Для формализации этой процедуры Росимуществом разрабатывается документ, регламентирующий проведение проверок лицензиатов.
Самостоятельная задача, которая сегодня успешно решается Росимуществом - экспертиза отчетов об оценке. Следует отметить, что экспертиза отчетов прежде всего осуществляется по существу, то есть отчеты проверяются на предмет грубых нарушений методологии и факторов сильного искажения стоимости. Одновременно проводится работа по организации экспертизы отчетов об оценке силами территориальных органов. Для повышения эффективности этой работы в июне планируется провести обучение специалистов территориальных органов по специально разработанной программе.
Также мы ведем речь о необходимости проведения более тщательной предпродажной подготовки объектов приватизации, а не только оценки. В системе приватизации госимущества - это одно из самых узких мест. Оценка, конечно, является ключевым инструментом в предпродажной подготовке, но далеко не единственным. Эффективность приватизации во многом связана с широкой информированностью всех потенциальных покупателей о планируемых продажах.
Структура принадлежащих государству пакетов акций показывает значительное количество мелких и очень мелких пакетов, а также единичных акций. Анализ их продаж показал превышение затрат на оценку и организацию продажи над выручкой от продажи. Такое имущество по праву можно назвать неликвидным.
С целью минимизации издержек целесообразно продавать единичные акции и мелкие (менее 0,01% от уставного капитала) пакеты акций, не котирующиеся на фондовом рынке, сразу способом "продажа без объявления цены" без проведения рыночной оценки. Такая возможность потребует изменения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Реализация вышеобозначенных задач позволит сформировать понятные правила взаимодействия как для оценщиков и потребителей оценочных услуг, так и для Росимущества как контролирующего органа.

2. Российская Федерация была вынуждена отменить в начале этого года ряд аукционов, сочтя уже после объявления торгов, что за пакеты можно выручить больше, чем планировалось при принятии решения о проведении аукционов. С чем это связано?
Были отменены аукционы по продаже 19,8 % акций ОАО "Дальневосточное морское пароходство", 75 % акций ОАО "Творческо-производственное объединение "Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького" 21,78 % акций ОАО "Центральный телеграф". Однако отмена указанных аукционов не во всех случаях связана с необходимостью уточнения начальной цены.
Так, ОАО "Центральный телеграф" ведет судебные разбирательства со своей дочерней компанией, в случае положительного исхода которых в собственность общества удастся вернуть существенные активы. Естественно, что в результате вырастет и стоимость акций, находящихся в федеральной собственности, поэтому мы решили не спешить с продажей.
Киностудия им. Горького в настоящее время как объект недвижимости стоит значительно дороже, чем как бизнес. Мы можем дорого продать акции, но у нас нет уверенности в том, что завтра на месте студии мы не получим стройку. А задача государства состоит не только в том, чтобы дорого продать непрофильные активы, но еще и в том, чтобы открыть новые возможности развития для бывших государственных предприятий.
Сегодня, на фоне динамичного роста Российской киноиндустрии, у студии есть все шансы за полтора-два года увеличить свою капитализацию именно как бизнеса и довести ее до уровня, сопоставимого с ценой принадлежащих студии земельных участков.
Тогда, объявляя торги по продаже ее акций, мы по крайней мере будем уверены, что покупатели бизнеса смогут наравне конкурировать с риэлтерами. Сейчас ищем механизмы развития студии, возможно привлечем к управлению профильную профессиональную компанию.

3. Не ставит ли это под угрозу план по перечислению в бюджет средств от приватизации в 2005 году? Какие продажи, кроме Связьинвеста, принесут в бюджет наибольшие поступления в этом году?
В соответствии с бюджетным заданием на 2005 год доходы от приватизации федерального имущества планируются в размере 42 млрд. 740 млн. рублей.
На сегодня в бюджет поступило 27 млрд. рублей, из них 22 млрд. руб. - это средства от продажи акций ОАО "ММК". Еще 3 миллиарда даст только что состоявшаяся продажа 100% акций ОАО "Полиэф". Полагаю, что с планом справимся.
Единственная проблема, стоящая перед Росимуществом в вопросах выполнения планового задания - проблема реализации приватизируемого имущества. На сегодняшний день это абсолютно монополизированная сфера, где единственным продавцом выступает Российский фонд федерального имущества.
Мы предлагаем ввести принципы конкуренции в систему продажи федерального имущества, что позволит, во-первых, исполнить установленные Правительством сроки на приватизацию, а не переносить их из программы приватизации в программу до бесконечности. Во-вторых, сделать рынок продажи госимущества открытым и прозрачным для всех потенциальных инвесторов, кардинально изменить информационную составляющую приватизации, в том числе в части увеличения объема публикуемых сведений о приватизируемых компаниях. Привлекать не только российские, но и авторитетные зарубежные СМИ. В-третьих, повысить бюджетную отдачу от приватизации. Доходы от продажи федерального имущества в случае детальной проработки каждой сделки могут быть гораздо выше.
Для этого между продавцами федерального имущества должна быть конкуренция.

4. Когда и по какой начальной цене можно теперь ждать продажи госпакетов ТПО киностудия имени Горького, Дальневосточного морского пароходства и Центрального телеграфа, торги которыми были отменены в первом квартале 2005 года?
Решение о продаже акций Центрального телеграфа можно ждать в 3-4 квартале этого года, после завершения судебных разбирательств. Уточнения оценки акций Дальневосточного морского пароходства ожидаем в апреле-мае, после чего предложим акции к продаже. Про киностудию Горького я уже сказал.

5. Вы неоднократно говорили о необходимости улучшить качество работы представителей Российской Федерации в ОАО с участием государства. Разделяют ли Вашу тревогу по этому поводу в правительстве? Можно ли в ближайшее время ожидать конкретных действий, направленных на решение двух задач?
В части улучшения работы представителей РФ планируется внедрение порядка представления интересов Российской Федерации в советах директоров открытых акционерных обществ, предполагающего расширение практики привлечения на конкурсной основе профессиональных менеджеров коммерческих организаций в качестве представителей интересов Российской Федерации.
В настоящее время Минэкономразвития России совместно с Росимуществом разработаны основные направления дивидендной политики.
Так, деятельность акционерного общества должна строиться на основе регулярного планирования размера чистой прибыли. Такое планирование осуществляется, исходя из наиболее вероятных условий финансово-хозяйственной деятельности общества (уровня затрат общества на производство товаров (работ, услуг), уровня цен реализации товаров (работ, услуг), стоимости доступного для общества заемного капитала и др.). Планируемый размер чистой прибыли должен быть надлежащим образом обоснован в плане развития общества и его бюджете.
В целях определения размера дивидендов по итогам года прибыль, фактически полученная обществом, уменьшается на величину обязательных платежей и отчислений, предусмотренных законодательством, а также документами общества, утвержденными в установленном порядке (и содержащими экономически обоснованные размеры отчислений в созданные обществом фонды). Также необходимо учитывать ограничения, предусмотренные статьей 43 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Дальнейшее распределение чистой прибыли осуществляется с соблюдением следующей пошаговой процедуры:

1. На выплату дивидендов в обязательном порядке направляется фиксированная часть чистой прибыли акционерного общества.
2. Рассматривается и утверждается финансирование эффективных инвестиционных проектов акционерного общества из чистой прибыли.
3. На выплату дивидендов направляется оставшаяся часть чистой прибыли акционерного общества.

При этом использование акционерным обществом чистой прибыли на финансирование инвестиционных проектов является эффективным при одновременном выполнении следующих минимальных условий:

на инвестиции полностью использованы амортизационные ресурсы акционерного общества;
увеличение заемных средств общества является экономически нецелесообразным (использование заемных средств при финансировании инвестиционного проекта является нецелесообразным, если оно приводит к потере финансовой устойчивости общества и доходность инвестиций меньше процентных выплат по заемным средствам);
уровень доходности инвестиционного проекта, финансируемого за счет чистой прибыли (без привлечения заемных средств), не ниже уровня доходности капитала, используемого в данной отрасли или других отраслях экономики со сравнимыми показателями предпринимательских рисков.

Разработанный проект постановления Правительства Российской Федерации, направленный на реализацию указанного подхода, в настоящее время находится на согласовании с федеральными органами исполнительной власти.

6. На каком этапе находится подготовка сделки Газпром - Роснефть? Разделяете ли Вы мнение главы Минэкономразвития Германа Грефа, что сроки, в течение которых пройдет слияние компаний, позволят уже в текущем году снять ограничения на участие нерезидентов в капитале Газпрома?
Федеральными органами исполнительной власти, задействованными в выполнении поручения Президента Российской Федерации, при участии ОАО "Газпром" и ОАО "ПК "Роснефть" подготовлены все необходимые условия для реализации процесса интеграции указанных акционерных обществ. В настоящее время идет согласование технических параметров сделки.
В связи с изложенным, указанные главой Минэкономразвития России Г.О.Грефом сроки либерализации рынка акций ОАО "Газпром" - до конца текущего года - могут быть выдержаны в случае отсутствия вновь возникших обстоятельств.

7. Указ о приватизации холдинга Связьинвеста на днях будет внесен в правительство. Какой из способов приватизации холдинга Вы считаете наиболее целесообразным?
У каждого из способов есть свои преимущества и недостатки. Возможно продать пакет единым лотом на открытых торгах. В качестве альтернативы можно предложить продать пакет двумя траншами, первый из которых (меньшую часть) разместить на бирже. Альтернативный вариант сделает более прозрачной стоимость компании, однако сопряжен со значительными трудностями: компания не удовлетворяет требованиям, позволяющим пройти биржевые процедуры листинга. Для приведения компании в соответствие с указанными требованиями потребуются годы.
В свою очередь, продажа акций через биржу как посредника, без введения компании в котировальный лист, мало чем отличается от продажи на аукционе. С этой точки зрения аукцион предпочтительнее.

Справочно (ответ "Интерфаксу"): Мы рассматриваем все возможные варианты. Потребуется еще определенное время, позволяющее завершить оценку всех плюсов и минусов, которые дает тот или иной вариант. Сделать это мы сможем после того, как будут подписаны указ президента и соответствующее постановление правительства. Как только эти решения будут приняты, тогда мы начнем новый этап, позволяющий предложить различные варианты, связанные с эффективной реализацией этого пакета.
По поводу "Связьинвеста", мы пришли к выводу, что целесообразно продавать госпакет единым лотом. Хотя окончательное решение по этому вопросу еще не принято.
В любом случае, оговорив спецправо "золотой акции", мы практически обеспечим РФ блокирующий пакет и представительство государства в совете директоров. Она позволит влиять на стратегические решения и на те процессы, которые будут связаны и с национальной безопасностью, и с развитием связи в масштабах России. В этой части введение спецправа можно рассматривать как участие государства в судьбе общества до завершения реформирования отрасли связи. Я думаю, что "золотая акция" - это существенный фактор. Правда, введение этого права отразится на стоимости госпакета "Связьинвеста" и повлечет его определенный дисконт.
Я думаю, что реальная справедливая цена госпакета "Связьинвеста" ближе к $2,5-2,7 млрд. Хочу напомнить, что по госпакету "Магнитки" тоже были различные оценки, считали, что максимальная стоимость его $550 млн., а он был реализован за $791 млн. - ближе к той цене, которую называли мы.
Многие заявляют какие-то сроки, они звучат в прессе, а я знаю, что сама формальная процедура, которая начнется с момента юридически принятого решения, займет 2-3 месяца. Технически этот процесс невозможно ускорить.
Мы уже в течение нескольких месяцев в постоянном режиме анализируем ситуацию. У нас есть определенные наработки, взгляд на ситуацию, кто потенциальный претендент на этот пакет - это все есть. Но говорить об этом преждевременно. Когда мы получим необходимые документы, тогда будет смысл уже и встречаться, и обсуждать, и находить варианты.
Сейчас многие представители серьезного бизнеса понимают, что который год идет разговор о приватизации "Связьинвеста", но не совершаются реальные действия.


8. Насколько эффективно, по - Вашему, было бы размещение части госпакета Связьинвеста на бирже? Если такой вариант будет признан возможным, считаете ли Вы, что оценка стоимости остающихся акций, которые будут проданы впоследствии, должна ориентироваться на цену размещения на бирже?
Биржевая котировка акций - отличный индикатор и для акционеров и для менеджмента. Однако сейчас разместить акции компании на бирже невозможно.

9. Как и в какие сроки будет проходить оценка госпакета Связьинвеста? Какой объем средств РФ может привлечь в ходе его продажи?
Речь об оценке акций можно вести после их включения в программу приватизации. Для этого прежде необходимо исключить Связьинвест из перечня стратегических организаций.
У нас есть свое субъективное представление о том, сколько должен стоить Связьинвест, но думаю, что стоимость акций в полной мере возможно комментировать только после завершения оценщиком своей работы.
Скажу лишь, что это дорогой актив и государство намеревается получить за него достойную цену. Мое личное мнение, что реальная справедливая цена госпакета "Связьинвеста" ближе к $2,5-2,7 млрд.
Думаю что 2004-й год на примере продаж акций Лукойла и ММК, а 2005-й -на примере Полиэфа наглядно показал, что государственная собственность "задешево" больше не продается.

10. Когда может пройти сама сделка по продаже госпакета Связьинвеста?
Не ранее второй половины 2005 года. Многие заявляют какие-то сроки, они звучат в прессе, а я знаю, что сама формальная процедура, которая начнется с момента юридически принятого решения, займет 2-3 месяца. Технически этот процесс невозможно ускорить.

11. Когда может быть принято решение о приватизации госпакета акций Аэрофлот, в какие сроки и по какой схеме может пройти продажа акций авиакомпании?
Пока Аэрофлот активно работает над ростом своей капитализации, в т.ч. посредством участия в высокоэффективных инвестиционных проектах. Полагаю что продажа его акций сейчас не стоит на повестке дня. Вернуться к рассмотрению этого вопроса возможно в 2006-2008 году.

12. Глава Минэкономразвития Герман Греф высказывается за приватизацию аэропорта Шереметьево или хотя бы за его передачу в управление крупной международной корпорации. Какой из вариантов Вы считаете более целесообразным? Когда можно ожидать решения этого вопроса?
Считаю, что нужно приватизировать, предварительно сделав все необходимое для повышения стоимости акций аэропорта. Нужно ли в этих целях привлекать специальную управляющую компанию или лучше решать этот вопрос собственными силами - это можно решить после.

Биржевая котировка акций - отличный индикатор и для акционеров и для менеджмента.


http://www.rosim.ru/pressa/texts/200510241028-2323.htm

Док. 353681
Перв. публик.: 07.04.05
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 289

  • Назаров Валерий Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``