В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерия Назарова корреспонденту газеты `Коммерсант` Елене Корнышевой Назад
Интервью Руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерия Назарова корреспонденту газеты `Коммерсант` Елене Корнышевой
Интервью корреспонденту газеты "Коммерсант" Елене Корнышевой



Руководитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерий Назаров:



- Как вы считаете, нужно ли в нынешней структуре управления процессом приватизации такое специализированное учреждение как Российский фонд федерального имущества (РФФИ)?

Я позволю себе немного перефразировать Ваш вопрос. Ведь дело не в том, нужен какой-то конкретный орган: Росимущество или РФФИ в упомянутой Вами структуре, вопрос в том, насколько рационально налажена работа самой системы. Проблемы с реализацией приватизируемого федерального имущества, с которыми мы сталкиваемся сегодня, во многом обусловлены монопольным правом государственного продавца. Ведь получается так, что изоляция РФФИ от рыночных механизмов не только отрицательно сказывается на предпродажной подготовке актива, должном информационном обеспечении торгов, прозрачности сделок, но и дает фору другим агентам по торговле имуществом, развивающимся в условиях рынка. У меня, например, нет сомнения в том, что рано или поздно мы придем к институту альтернативных продавцов госсобственности, но чем позже это случиться, тем больше вероятности, что РФФИ в новых условиях окажется неконкурентоспособен. А ведь сегодня фонд - это развитая сеть, профессиональные сотрудники, налаженная схема работы. Объясните мне, почему нужно бояться рынка?

- Чтобы привлечь к приватизации частных продавцов, нужно менять законодательство?

- Несомненно, потому что любые действия, которые мы могли бы сегодня предпринять, например, привлечь на конкурсной основе других агентов по продаже госимущества, возможны только после внесения соответствующих изменений в действующий закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Сейчас возможности нашего влияния на процесс реализации приватизируемого имущества ограничиваются, так называемым, административным ресурсом, но если будут запущены рыночные механизмы, нанимаемый государством агент будет непосредственно заинтересован в конечном итоге - продаже. И не только из-за суммы процентов, но и из-за боязни потерять клиента. Потому что не сделает он - сделают другие. А при существующей сегодня системе не составит большого труда обосновать и организовать технически схемы, по которым имущество, если такие сделки кому-то не выгодны, не найдет своего покупателя. Меня удивляют высказывания, что есть, видите ли, невостребованное имущество. Такого имущества в природе не существует. Все имеет свою цену.

- Но ведь РФФИ существует на процент от продажи - на что же фонд будет существовать, если оставить ему заведомо затратные продажи?

- Если такие активы существуют у государства (я сейчас не говорю, при чьей помощи они возникли), то государство должно их реализовывать. То есть государство должно брать на себя эти дополнительные расходы. Более того, к разговору о технической стороне процесса реализации, так называемого, неликвида можно сказать о существовании целого ряда схем. Можно, например, объединить эти неликвидные активы, сконструировать их в одном АО, а потом реализовать, можно передать во ФГУП с последующим акционированием. Вот почему я говорю, что сегодня очень важно, чтобы продавец у нас был активный, чтобы его и голова кормила, и ноги на этом рынке. А получается не совсем так. Да, РФФИ берет определенные проценты за продажу. Но, как это не парадоксально, интереса увеличить цену продажи, чтобы получить больший процент, нет. Также важна предпродажная подготовка актива. Зайдите в любой магазин - там товар стараются надлежащим образом упаковать, всячески рекламировать, продавец от вас не отстает. Должна быть целая идеология предпродажной подготовки. Возможно это в условиях монопольного права? Думаю, что ответ очевиден. В 2003 году в Санкт-Петербурге мы впервые начали использовать электронные торги. Правда, не для продажи имущества, а на право заключения договоров аренды. Когда у нас первая сделка состоялась, то установленная ставка арендной платы увеличилась в 3 раза. Вот такой механизм можно изучать, прорабатывать и внедрять. Но повторюсь, самое важное сегодня - это, конечно, создание правовых оснований для использования такого рода инструментов. Росимущество правоприменительный орган исполнительной власти, поэтому мы будем выполнять принятое правительством решение: оставлять монопольное право продавца государственной собственности или вводить множественность продавцов.

- По каким критериям будут отбираться продавцы имущества и кто каким имуществом будет торговать?

- Если мы сегодня привлекаем либо аудиторов, либо оценщиков, мы эти критерии всегда тщательно вырабатываем. Процедура выбора агентов для выполнения государственных заказов тщательным образом регламентирована: объявляется и проводится соответствующий конкурс, на котором определяется наиболее полно отвечающий нашим требованиям претендент, с ним заключается соответствующий договор. Точно так же можно решить, какие требования мы предъявим при отборе того или иного агента по продаже госимущества. Сейчас мы намерены и наши отношения с РФФИ облечь в договорную форму. Главная болезнь, которую мы должны победить, как я уже неоднократно говорил, - избавиться от монопольного права продавца. Либо мы должны потратить максимум усилий и обеспечить полномасштабный контроль за деятельностью этого уполномоченного на реализацию госимущества органа, постоянно выясняя, почему неэффективно ведется приватизация, либо мы должны создать конкурентность. И самое главное - это исключительная гласность и прозрачность. Мы можем передавать частному продавцу для реализации крупные пакеты вместе с некрупными. Но это не значит, что их нужно объединять. Мы можем лотом передать продавцу для реализации ликвидные и неликвидные пакеты акций. Частный продавец в любом случае застрахован от потери в своем бизнесе, потому что он продает крупный актив, получает проценты и соответственно он подчищает те активы, которые менее ликвидные на этом рынке. А ликвидность, как я уже говорил, основана на том, каким образом обеспечить предпродажную подготовку. У нас есть структуры, которые имеют региональную сеть в России. Также многие предприниматели заинтересованы в расширении своего бизнеса, поэтому положительную роль может сыграть и объединение пакетов акций. Еще пример, раньше мы никогда не продавали актив вместе с землей, а земля - это существенный капитал. Сегодня мы уже формируем соответствующим образом актив с учетом земельного участка, его стоимости. Помимо этого, есть интеллектуальная собственность: нужно научиться оценивать как уникальные разработки, так и нематериальные активы. Но самое главное, что все это может сделать только активный продавец, который в этом бизнесе уже работает и который понимает, что сколько стоит на этом рынке.

- Кто и как будет организовывать работу по оценке?

- Здесь тоже могут быть различные варианты. Может быть, оценка будет организована нами, Росимуществом, потому что государство в результате получает доходы в бюджет от реализации имущества. А может мы подготовим техническое задание на оценку, которую оплатит в счет своей доли от продажи имущества тот же самый агент. В любом случае оценка будет независимая, это самое главное. А сегодня мы при подготовке значительного количества пакетов на приватизацию столкнулись с проблемой занижения оценщиками стоимости активов. На первом этапе у нас из 10 отчетов принимался только один. Это касается не только оценки, но и аудита. Мы создаем институты, которые должны жить на этом рынке, должны формировать его идеологию.

- Как по-вашему, когда приватизация завершится?

- Я думаю, в 2008 году мы должны все завершить. Так что вы можете прийти в 2008 году, а в Росимуществе уже будут подводить итоги...

- Кто же тогда будет управлять собственностью?

- Думаю, что тот объем задач можно будет передать, например, на уровень департамента в Минэкономразвитии. Или можно будет сделать управляющую компанию со 100%-ным государственным капиталом. Она бы обеспечивала управление имуществом по разработанным правилам. Вот почему я считаю, что весьма важно уже сегодня привлекать частные компании, отрабатывать эти самые правила, по которым в будущем будут управлять государственным имуществом. И отдавать в управление не только конкретные объекты, но и акционерные общества. Чтобы можно было на конкурсной основе пригласить известную, профессиональную, обладающую хорошим опытом компанию, которая за свой имидж болеет, и передавать ей в доверительное управление либо имущественные комплексы, либо пакеты акций. И ставить перед этой кампанией задачи, акцентируя внимание на результате. Безусловно, на первом этапе потребуется определенный контроль. И мы должны отлично понимать, что нельзя создавать некий новый класс бизнесменов, который мог бы, используя доступ в тот или иной кабинет, какие-то льготы, жить припеваючи в рыночных отношениях, заниматься бизнесом для государства через бизнес для себя. Есть целый круг людей, который уже привык так работать. Но если вы такой активный бизнесмен, то давайте мы вас лучше приватизируем. И работайте, зарабатывайте нормально.

- Таким образом в перспективе вы не исключаете, что ваше собственное ведомство будет ликвидировано?

- Да, думаю, что рано или поздно эта участь ждет и Росимущество и другие организации, задействованные в сфере приватизации. Возможны какие-то промежуточные этапы, о которых я уже ранее говорил. И РФФИ тоже должен быть готов выйти на рынок. Мы все равно придем к осознанию необходимости участия на равных условиях в свободной конкурентной взаимосвязи всех хозяйствующих и регулирующих эту деятельность субъектов рынка.







Пресс-служба
http://www.rosim.ru/pressa/texts/200510241035-6614.htm

Док. 353675
Перв. публик.: 14.04.05
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 344

  • Назаров Валерий Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``