В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Назаров: Мы предлагаем частным акционерам объединять для продажи свои пакеты с государственными Назад
Валерий Назаров: Мы предлагаем частным акционерам объединять для продажи свои пакеты с государственными
Руководитель Росимущества в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Сергею Бондаренко

Валерий Назаров: Мы предлагаем частным акционерам объединять для продажи свои пакеты с государственными



Руководитель Росимущества в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Сергею Бондаренко рассказывает о текущей ситуации со слиянием "Газпрома" и "Роснефти"; вариантах, которые государство рассматривает при продаже "Связьинвеста", а также о предложениях по ускорению процесса приватизации.





Валерий Львович, каким критерием, по Вашему мнению, стоит руководствоваться в выборе схемы слияния "Газпрома" и "Роснефти"?



Я считаю, что основным критерием выбора любого из множества вариантов интеграции "Газпрома" и "Роснефти" является наиболее полное соответствие имущественным интересам РФ. Если мы этого достигаем, значит, вариант приемлем, если мы нарушаем имущественные интересы собственника в лице государства, от него надо отказываться.

Варианты осуществления различных корпоративных процедур прорабатываются и внутри "Роснефти", и за пределами "Роснефти" обсуждаются собственником. Эта работа ведется достаточно активно.



14 марта было объявлено, что профильные ведомства согласовали план совместных действий по реализации слияния. Что было сделано за прошедший месяц?



Выработка технологии, корректировка сроков. Работа проходит в нормальном плановом режиме. Как только будет принято решение сделать этот документ публичным, вы сразу узнаете.



Когда и каким образом "Роснефть" сможет погасить свои долговые обязательства, связанные с покупкой "Юганснефтегаза"?



Реструктуризация кредитных обязательств "Роснефти" должна быть осуществлена в полном соответствии с законодательством РФ. Представляется, что "Роснефть" способна самостоятельно обслуживать свои долговые обязательства и в течение нескольких лет существенно снизить уровень финансовой задолженности.



Нужна ли переоценка активов "Газпрома" и "Роснефти"?



Оценка проводилась по состоянию на 1 июля 2004 года. А сегодня речь идет только об актуализации данных предыдущей оценки. При наличии заключения аудита о запасах и обновленного баланса потребуется намного меньше времени. Конечно, самое существенное - дополнительная нагрузка задолженности. Но оценщики работают в постоянном режиме, они закреплены за этим процессом. И поэтому вопросы, связанные с оценкой, менее болезненны, они не влияют существенно на весь срок. Есть более важные вопросы, которые необходимо решить.



Определена ли позиция Росимущества по срокам и порядку продажи госпакетов "дочек" "Связьинвеста" - "Уралсвязьинформа", "Центрального телеграфа" и "Волгателекома"?



Учитывая, что в указанных вами компаниях в собственности РФ находятся миноритарные пакеты акций, а контрольные пакеты принадлежат ОАО "Связьинвест", мы планируем выставить на продажу акции этих обществ одновременно с акциями самого "Связьинвеста".

Хотя необходимо отметить, что есть нерешенный вопрос с "Центральным телеграфом", который ведет судебный спор за здание, переданное в уставный капитал "дочерней компании". Сейчас "Центральный телеграф" имеет неплохие шансы в суде, и если здание вернется к нему, это существенно повлияет на стоимость реализации.

Помимо этого, "Центральный телеграф" по своей сути не является телекоммуникационной компанией, однако "Связьинвест" является ее акционером, поэтому здесь возможны варианты. Либо госпакет "Центрального телеграфа" также будет выставлен на продажу одновременно со "Связьинвестом", либо, если "Связьинвест" решит избавиться от этого актива, мы объединимся и консолидируем продажу.



То есть вы предлагаете продавать "Связьинвест" плюс миноритарные пакеты его трех "дочек"? Речь идет о 75%-м пакете?



Как один из вариантов, который мы рассматриваем. Я думаю, что в любом случае потребуется обсуждение.

По поводу "Связьинвеста", мы пришли к выводу, что целесообразно продавать госпакет единым лотом. Хотя окончательное решение по этому вопросу еще не принято.

В любом случае, оговорив спецправо "золотой акции", мы практически обеспечим РФ блокирующий пакет и представительство государства в совете директоров. Она позволит влиять на стратегические решения и на те процессы, которые будут связаны и с национальной безопасностью, и с развитием связи в масштабах России. В этой части введение спецправа можно рассматривать как участие государства в судьбе общества до завершения реформирования отрасли связи. Я думаю, что "золотая акция" - это существенный фактор. Правда, введение этого права отразится на стоимости госпакета "Связьинвеста" и повлечет его определенный дисконт.



Рассматривается ли вариант продажи госпакета "Связьинвеста" на западной бирже, как было с пакетом "ЛУКОЙЛа" в конце 2002 года?



Мы рассматриваем все возможные варианты, в том числе и этот. Потребуется еще определенное время, позволяющее завершить оценку всех плюсов и минусов, которые дает тот или иной вариант. Сделать это мы сможем после того, как будут подписаны указ президента и соответствующие распоряжения Правительства. Как только эти решения будут приняты, тогда мы начнем новый этап, позволяющий предложить различные варианты, связанные с эффективной реализацией этого пакета.



Касаясь эффективной реализации, глава Мининформсвязи Леонид Рейман на прошлой неделе заявил, что, по его оценке, 75% "Связьинвеста" стоит $1,2 - 1,5 млрд. ...



Я думаю, что реальная справедливая цена госпакета "Связьинвеста" ближе к $2,5-2,7 млрд. Хочу напомнить, что по госпакету "Магнитки" тоже были различные оценки, считали, что максимальная стоимость его $550 млн., а он был реализован за $791 млн. - ближе к той цене, которую называли мы.



Каковы, по Вашему мнению, реальные сроки фактического выставления на продажу "Связьинвеста" в связи с необходимостью проведения аудита и оценки этого пакета?



Я не хочу гадать на кофейной гуще. Многие заявляют какие-то сроки, они звучат в прессе, а я знаю, что сама формальная процедура, которая начнется с момента юридически принятого решения, займет 2-3 месяца. Технически этот процесс невозможно ускорить.



Вы проводите мониторинг активности возможных инвесторов?



Мы уже в течение нескольких месяцев в постоянном режиме анализируем ситуацию. У нас есть определенные наработки, взгляд на ситуацию, кто потенциальный претендент на этот пакет - это все есть. Но говорить об этом преждевременно. Когда мы получим необходимые документы, тогда будет смысл уже и встречаться, и обсуждать, и находить варианты. Сейчас многие представители серьезного бизнеса понимают, что который год идет разговор о приватизации "Связьинвеста", но не совершаются реальные действия.



Когда будет повторно выставлен на продажу госпакет ДВМП?



Единственная проблема, почему притормозилась приватизация этого пакета, это проблема оценки его рыночной стоимости. Ранее мы направили соответствующее письмо в РФФИ, где доказали, что оценка, которая была анонсирована, существенно занижена. Сейчас идет процедура, связанная с согласованием выбора оценщика. Мы высказываем свои определенные замечания, оценщики их комментируют, и после того, как оценка будет завершена и пройдет ее экспертиза, других оснований тормозить реализацию данного пакета не возникнет.



Возможна ли приватизация "Шереметьево" в 2006 году?



Технически все возможно. С учетом того, что Росимущество правоприменительный орган исполнительной власти, если поступит соответствующее указание, мы его выполним.



Пока нет единого мнения по этому поводу?



Нет. Отмечу, что наше решение провести инициативный аудит по "Шереметьево" было воспринято очень болезненно. Задавались вопросы, - "зачем вы проводите аудит, у нас же все нормально?" Нормально от каких параметров - от существующей базы, по итогам прошедшего года и т.п.? Это разные вещи. Росимущество представляет интересы собственника этого актива, то есть государства. И проведение высококачественного аудита дает нам объективную картину положения дел на предприятии и возможность принять выверенное, корректное во всех отношениях решение. Почему возникают подобные реакции, когда мы по нашему статусу просто обязаны иметь представление о том, каким образом эффективнее использовать имеющиеся активы.



Какие госпакеты Росимущество предлагает объединить для продажи с пакетами субъектов РФ?



Сегодня есть весьма интересный проект - это ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Мы рассматриваем возможность объединения для продажи 20% федеральных и 28,8% принадлежащих Санкт-Петербургу акций. Объединение двух пакетов позволит увеличить стоимость этого актива. В случае же поочередной реализации пакета акций либо Российской Федерации, либо Санкт-Петербурга, мы занизим стоимость пакета, выставляемого после первых торгов.

Такое предложение есть от губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, оно одобрено со стороны Правительства. Единственная задержка связана с необходимостью внести дополнения в прогнозный план приватизации на 2005 год. Сама процедура утверждения перечня технического переноса очень длительная. Хотя, если этот процесс примет совсем затяжной характер, необходимо будет издать распоряжение Правительства о приватизации морского порта Санкт-Петербурга в 2005 году.

Я думаю, что нужно поступить как с Кирово-Чепецким комбинатом, где мы объединили с федеральным пакетом акции, принадлежавшие Кировской области, это была очень выгодная операция, позволившая выручить порядка 2,9 млрд. руб. в бюджеты.



Благоприятствует ли текущая ситуация продаже госпакета "Волготанкера"?



Может быть сейчас действительно не очень удачный период, связанный и с налоговыми претензиями, и с имеющейся большой задолженностью. Естественно, что предъявленные налоговыми органами обществу претензии не увеличивают стоимость госпакета. Однако законы нужно исполнять, в том числе фискальные.

Кстати, более существенное снижение стоимости госпакета акций "Волготанкера" повлекло не предъявление претензий налоговиками, а обременение имущества компании. Значительная часть принадлежащих обществу танкеров решением общего собрания акционеров была в июне 2004 года передана в залог в качестве обеспечения привлеченного кредита на сумму $120 млн. Причем стоимость имущества, переданного в залог, сопоставима с величиной чистых активов "Волготанкера".

К сожалению, у государства миноритарный пакет акций и даже голосуя против указанного решения, мы не смогли его заблокировать. Этот факт еще раз подчеркивает, что дальнейшее участие государства в этом АО особого смысла не имеет.



В каком объеме запланированы поступления от Росимущества в бюджет в 2005 году?



Общая сумма - 93,6 млрд. рублей. От приватизации - 42,7 млрд. рублей, от дивидендов - 17 млрд. рублей.



Готовите ли вы предложения по установлению экономически оправданной дивидендной политики госкомпаний?



Да, мы уже и письма соответствующие направили. На сегодняшний момент можно спокойно зафиксировать - 10% от чистой прибыли или сумму перечислений не ниже, чем по итогам прошлого года. Конечно, все к этому относятся очень возбужденно. Но мы считаем крайне необходимым, чтобы процедура, связанная с перечислением денежных средств в бюджет, была четко регламентирована.

Многие крупные госкомпании говорят, что, вводя такую планку отчислений, Росимущество блокирует планируемые компанией инвестиционные проекты. Ничего подобного, можно 10% на дивиденды спокойно зафиксировать. Потом, откуда такая необходимость вкладывать денежные средства в инвестиционный проект из чистой прибыли? Сейчас есть возможность дешевый кредит получить, это гораздо выгоднее. Это нормальные рыночные отношения. Обычная практика - направлять средства на инвестпроекты за счет привлечения кредитных ресурсов.

Если вы посмотрите по частным компаниям, там дивидендная политика приносит акционерам где-то от 30% и до 60-65% от чистой прибыли. А в компаниях, где участие государства от блокирующего до контрольного пакета, размер отчислений на дивиденды составляет, как правило, 5-6% от чистой прибыли. Как только мы реализовываем пакет в частные руки, дивиденды сразу подскакивают до 60%. И тогда уже бесполезно требовать объяснения. Частный акционер внимательно следит за процессом, который происходит на предприятии, и оценивает адекватно возможность получения дивидендов.

У госкомпаний тоже есть собственники, которые заинтересованы в получении дивидендов. Вы говорите, - "нет, вы не получите ничего ровным счетом, мы будем по-прежнему развиваться". Тогда мы спрашиваем, а у вас есть план развития компании? Ничего этого, как правило, нет. Просто говорят, нам нужны эти денежные ресурсы. Но у бюджета тоже есть необходимость в средствах.

Мы будем внимательно анализировать каждый конкретный случай отказа в выплате дивидендов или необоснованного их занижения. У государства достаточно социальных проблем, которые надо решать. И односторонний подход со стороны некоторых госкомпаний мне зачастую непонятен.



А в случае, например, если чистая прибыль по итогам прошлого года снижается?



В этом случае Росимущество будет привлекать инициативный аудит. Сейчас решаем проблему, как быстро мы можем реагировать на процессы происходящие в предприятиях путем привлечения инициативного аудита. Потому что инициативный аудит - процедура та же самая, это размещение госзаказа. Мы теряем 2-3 месяца на это, чтобы его привлечь.

Мы с Минэкономразвития договорились, каким образом эту проблему решить, более оперативно привлекать аудиторские компании, которые определят с чем связано снижение прибыли. Здесь, конечно, со стороны собственника должно быть обеспечено достаточно высокое качество аудита. Как правило, у нас аудит - это в основном решение проблем во взаимоотношениях между организацией и налоговой инспекцией. Все считают, что надо документально очиститься, подтвердить, что была аудиторская компания, которая заявила, что вопросы, связанные с налогами, полностью решены в рамках действующего законодательства.

Нам нужно совсем другое - насколько эффективен действующий менеджмент, насколько правильно выбран путь развития этого предприятия и, соответственно, рекомендации аудиторской компании. Тогда это действительно будет отчет, позволяющий принимать адекватные решения.

Сегодня мы не можем этим похвастаться. Мы используем такой институт, как аудит, но результативность его пока весьма и весьма низка.



Решен ли в готовящемся уставе РФФИ вопрос о возможности привлечения альтернативных продавцов федерального имущества?



Нет, этот принципиальный момент обсуждается. Я по-прежнему сохраняю свою позицию в части ликвидации монополии РФФИ. Все, кто работают на рынке, отлично понимают, что любая монополия - это болезнь. Для того чтобы эту болезнь ликвидировать или хотя бы минимизировать ее воздействие на процесс приватизации, должны быть альтернативные агенты, которые будут выполнять те же самые функции, но, возможно, с большей отдачей.

Для повышения эффективности приватизации систему продаж госимущества надо менять кардинальным образом. Нам нужно не говорить об открытости и прозрачности, а на практике реализовывать эти принципы, обеспечивать доступ всех потенциальных инвесторов к приватизируемым объектам. Перевести информационную составляющую на качественно иной уровень: увеличить объем публикуемых сведений о приватизируемых компаниях, вовлекать не только российские, но и зарубежные СМИ. Это функции продавца, необходимо чтобы этот агент был экономически, а не административно заинтересован в результате приватизации. Монополия здесь - очевидное препятствие.

Сейчас, когда обсуждаются вопросы взаимодействия Росимущества и РФФИ, все время акцентируется внимание на административном ресурсе. Надо отказаться от этого и регламентировать отношения на договорных основах. Определить права и обязанности со стороны одного и другого органа, занимающегося приватизацией. Проект договора между Росимуществом и РФФИ уже подготовлен. Согласно этому договору, определять начальную цену приватизируемых пакетов будет Росимущество.

Я считаю, что это справедливо. Мы, осуществляя полномочия собственника и управляя пакетами, вообще в оценке не участвуем, обеспечиваем формирование нормативной цены, которая не связана с рыночной оценкой и, на мой взгляд, является весьма устаревшей категорией. Цена существует одна - рыночная. В результате, когда удачно продается "ПОЛИЭФ" - благодаря тому, что нам удалось договориться с правительством Башкирии о конвертации висевших на предприятии долгов в 17% акций - в СМИ идет комментарий, что РФФИ продал пакет выше нормативной цены в 3 раза. Акцентируется внимание на том, во сколько раз дороже был продан актив от нормативной цены. Для специалистов читать такие вещи просто смешно!



Почему Вы считаете, что альтернативные продавцы возьмутся за реализацию низколиквидного имущества?



Во-первых, смысл привлечения альтернативных продавцов в том, что мы заказываем им определенную услугу. Например, мы можем договориться с тем или иным инвестбанком и поручить ему продать 15 пакетов, из них 5 ликвидных. Это его проблема, как он будет продавать. Я заказал продавцу услугу, и эта услуга должна быть качественно выполнена. На случай если продажи будут задерживаться, в договоре можно предусмотреть штрафные санкции.

Во-вторых, нужно не ссылаться на неликвидность того или иного актива, а адекватно оценивать стоимость его имущества. Сегодня говорят, что у РФФИ есть много пакетов, не представляющих интереса для бизнеса. Это не совсем верно, потому что помимо объектов недвижимости, есть еще нематериальные активы, интеллектуальная собственность и т.п. Так что надо научиться все считать.

На сегодняшний день нами выпущено 408 распоряжений о реализации некоторых государственных активов. С декабря 2004 года мы их направляем в РФФИ. Результат - в публикации информация о реализации 41 пакета акций. Представьте, если ситуация была бы другая? Тогда мы отказались бы от услуг этого продавца и передали их более активному, тому, кто привык, что на рынке его и ноги и голова кормит.



Какие еще варианты Росимущество предлагает для ускорения процесса приватизации?



Мы предлагаем частным акционерам компаний с госучастием объединять для продажи свои пакеты с государственными. Я хотел бы обратиться, в том числе используя возможности "Интерфакса", чтобы не только субъекты РФ, но и любые другие акционеры обществ, в которых имеются госпакеты акций, направляли в Росимущество предложения по продаже своих пакетов единым лотом с акциями, находящимися в федеральной собственности. Если это взаимовыгодно и для государства и для других акционеров - мы будем рассматривать предложения и принимать такие решения.

Надо искать и какие-то другие варианты. Любой продавец, который на этом рынке успешно работает, будет проявлять активность, а РФФИ почему-то не хочет. Если монополист понимает, что он уникален, и собственнику больше не к кому обратиться, он начнет диктовать свои условия. А я в свою очередь отвечаю за исполнение прогнозного плана приватизации, за план наполнения бюджета, который мне дает Минфин. Спрашивать в конечном итоге будут с меня, и это не правильно, что Росимущество ограничено в инструментах реализации своих основных функций.



Определен ли круг тех организаций, которых Росимущество предлагает подключить к продаже госсобственности? Согласно законодательству, в этой роли могут выступить только бюджетные учреждения...



Да, для того, чтобы встроить в процесс приватизации частные компании требуется внести изменения в закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Учитывая, что это потребует времени, в целях формирования конкурентных механизмов, мы планируем предложить в 2005 году создать несколько альтернативных бюджетных учреждений, специализирующихся на продаже госимущества.

Завершая тему, мне хотелось бы отметить, что РФФИ не должен бояться конкуренции. Это странно для столь профессионального игрока на рынке. Сегодня у РФФИ уникальная возможность поднять свой уровень и гарантировать себе в будущем конкурентоспособность на рынке при поддержке со стороны государства. РФФИ - хорошая торговая площадка, имеющая сеть во всех регионах, которой не каждый крупный банк может похвастаться. Пусть используют эти преимущества и активно входят в рынок, не забывая о прозрачности не на словах, а на деле.



Потребуется ли рассмотрение на заседании правительства перечня предприятий, приватизация которых перенесена с прошлого года на 2005 год?



Да, безусловно, потому что решение об автоматическом переносе приватизации еще в стадии подготовки, идет согласование с ведомствами, чтобы они разделили ту идеологию, которую мы предлагаем. Думаю, эту проблему мы сможем устранить в следующем году, в этом - процедура будет обычная.



Когда возможно будет перейти на трехлетнее планирование приватизации?



Мы надеемся перейти на подготовку прогнозного плана приватизации на три года в будущем году. Это будет прорыв, позволяющий не переносить из года в год те пакеты, которые мы не успели приватизировать. Сейчас мы из-за конфликтной ситуации по двум-трем предприятиям держим весь перечень, включающий в себя порядка 2800 объектов (1410 пакетов акций и 1415 унитарных предприятий). Это недопустимо. Либо, например, отсутствует необходимый документ, связанный с оформлением земли, объектов недвижимости. И многие ГУПы у нас находятся в тяжелом материальном положении, они просто не в состоянии подготовить такие документы.

Я думаю, переход к трехлетнему планированию должен обеспечить ритмичность и поточность продаж. Это очень важно, потому что любые сбои по срокам дают возможность размыть активы предприятий, планируемых к приватизации. То есть мы обесцениваем наш актив и получаем в итоге низкую доходную составляющую. Причем препятствовать размыванию активов практически невозможно. Директор ФГУПа - это исполнительный орган, который принимает решение зачастую без согласия собственника. Он вместе с бухгалтерией, как показывает практика, способен довольно виртуозно вымывать и недвижимое, и движимое имущество, а также накапливать задолженность. Поэтому быстрота действий здесь весьма важна.

На переход к трехлетней системе планирования приватизации есть добрая воля и со стороны премьер-министра, и со стороны многих членов правительства. Для них самих комфортнее знать и понимать, в связи с чем, то или иное предприятие должно быть приватизировано до 2008 года.



Совсем недавно Вы рассказали о том, что предлагаете новый механизм приватизации - голландский аукцион, рассчитанный на одну торговую сессию. Есть ли у Росимущества еще какие-то предложения по усовершенствованию механизма вторичных продаж?



Учитывая то, что каждая итерация с низколиквидными пакетами требует финансовых и временных затрат, а доходы от их продажи явно не покроют затрат государства, мы предлагаем объединить эти пакеты. Мы планируем в 2005 году все эти пакеты, а также 50 пакетов по 1 акции, числящихся в реестре федерального имущества, приватизировать в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Потом 100% акций этого АО выставить на продажу. В итоге мы продадим весь неликвид оптом, без затрат на оценку и предпродажную подготовку каждого пакета.

Помимо этого, Росимущество предлагает ввести возможность подачи заявок в электронной форме, в том числе с целью повышения прозрачности процедуры продажи.



В какой стадии разработка предложения об упрощении реорганизации ФГУПов?



Говоря о реорганизации ФГУПов, напомню, что мы сталкиваемся с тем, что по законодательству единственным способом приватизации ФГУПов является их акционирование. Эта процедура всегда несет дополнительные издержки и снижает темпы исполнения программ приватизации. Мы всегда готовим прогнозные планы с определенным опозданием, потому что ведомства порой очень активно настаивают на том, чтобы не включать то или иное предприятие. А ввиду того, что прогнозный план общий, имеет порядка тысячи объектов и пакетов акций, любая заминка болезненно влияет на сроки подготовки.

Поэтому мы планируем внести ряд изменений в законодательство о приватизации, которые направлены на повышение эффективности самого инструментария приватизации. В том числе предлагается отказаться от акционирования значительной части ФГУПов и предусмотреть возможность сразу продавать их как имущественные комплексы. Потому что ряд госпредприятий будет более ликвиден не как конкретное юрлицо, а именно как имущественная составляющая. Особенно если речь идет об объектах, расположенных в центральной части города, где стоимость земли весьма и весьма высока.

Завершить работу над проектом соответствующих поправок в закон о приватизации мы планируем к маю.

Наши предложения, касающиеся упрощения механизма включения ФГУПов в программу приватизации и процедур согласования с заинтересованными госорганами, основаны на результатах работы правительственной комиссии по проведению административной работы. Согласно ее решениям все ФГУПы разграничены на подлежащие сохранению в федеральной собственности, ликвидации и приватизации. Это работа завершена, и я думаю, что в этой части мы готовим проект решения, где ведомства согласятся с таким разграничением, и тогда процедура согласования будет упрощена.


http://www.rosim.ru/pressa/texts/200510241040-2900.htm

Док. 353672
Перв. публик.: 20.04.05
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 307

  • Назаров Валерий Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``