В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не дать экстремизму `приватизировать` ислам Назад
Не дать экстремизму `приватизировать` ислам






Источник Институт религии и политики, 10.06.2007


Президент Института религии и политики А.А.Игнатенко: Не дать экстремизму "приватизировать" ислам






--------------------------------------------------------------------------------



6 июня в Махачкале (Дагестан) прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму", организованная аппаратом полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе и администрацией президента и правительства Республики Дагестан.



Институт религии и политики публикует текст доклада президента ИРП, члена Общественной палаты Российской федерации, члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации А.А.Игнатенко "Не дать экстремизму "приватизировать" ислам"






--------------------------------------------------------------------------------





Уважаемый Муху Гимбатович!



Уважаемые участники конференции!



Дорогие друзья!




У арабов есть такое выражение "возить финики в Басру". Аналогом этого выражения в русском языке является: "ехать в Тулу со своим самоваром". Эти выражения означают, что неразумно и противно здравому смыслу привозить нечто в место, где исконно этого очень много, и оно - высокого качества. Я не исключаю, что когда-нибудь русский язык обогатится выражением того же самого смысла, связанным с Дагестаном, - "учить дагестанцев исламу" или "возить в Дагестан ислам". Дагестан - страна ислама, исламской учености, поддерживаемой и передаваемой в течение веков.



Агрессия 1999 г. - не просто попытка захватить территорию, как бахвалился один из организаторов той агрессии - "захватить Махачкалу и выйти к Каспию". А попытка принести дагестанцам "правильный ислам" - на самом деле ваххабизм. И расширить ваххабитский плацдарм в России. Вспомним тогдашнюю агрессию: видеофильмы "Джихад в Дагестане", помещенные на арабоязычных экстремистских сайтах, напоминали о событиях 22 июня 1941 года, когда фашистские полчища вторгались на территорию Советского Союза. Эти длинные колоны хорошо обмундированных и вооруженных ваххабитов под черным знаменем "Аль-Каиды"... Мы в Москве видели это в Интернете. А наши дагестанские братья - ополченцы встали на защиту Дагестана. И защиту России. И отстояли их, плечом к плечу с русскими солдатами, пришедшими к дагестанцам на помощь.



Как обстоит дело сейчас? Какие-то недобитые в 1999 году бандиты называют себя звучными именами типа "Джаннат", "Халифат", "Шариат" и, заявляя, что они защищают ислам и мусульман, совершают грабежи, убийства и террористические акты. И занимаются пропагандой и агитацией, в частности, используя Интернет, который дает возможность одному недобитку изобразить из себя целую армию, а то и две, подстрекая молодежь к "джихаду", который якобы ведут многочисленные мусульмане.



Тактику экстремистов и террористов можно метафорически описать образом "снайпер, ведущий огонь по мирным людям из мечети": преступник и убийца пробрался в дом Аллаха и под прикрытием святыни ведет огонь по живым мишеням. Появляется кто-то, заявляющий себя выступающим от имени мусульман, в их защиту и защиту ислама. И совершает ужасные преступления - грабежи и убийства. А действия властей, направленные на защиту граждан от таких экстремистов и террористов, от, образно говоря, "снайпера, засевшего в мечети", некоторыми комментаторами подаются как проявления "враждебности к исламу", "преследования мусульман", "исламофобии". Подобные провокационные трактовки используются экстремистами и террористами для расширения круга своих немногочисленных сторонников.



Для дагестанцев абсолютно ясным является тот факт, что все эти "Шариаты", "Джаннаты" и прочие - не более чем бандиты, которые пытаются "приватизировать" ислам, от имени которого говорить они не имеют абсолютно никакого права. В программе этой нашей конференции заявлено большое количество выступлений дагестанских ученых, а также ученых Южного Федерального Округа. Одно из направлений их активности - не дать "приватизировать" ислам экстремистам и террористам.



Но на Западе (например, в госдепартаменте США) есть силы, которые трактуют эту экстремистско-террористическую активность под прикрытием "исламских" (я бы в данном случае взял это слово в "кавычки") лозунгов как проявление "свободы вероисповедания", буквально требуя предоставить ваххабитам полную свободу действий, а борьбу дагестанских мусульман и в целом мусульман России и всех российских граждан против экстремизма и терроризма как "исламофобию".



Эта конференция - научно-практическая - сделаем ударение на слове "практическая". И, готовясь к ней, я думал, какие можно и нужно сделать практические предложения, направленные на решение рассматриваемой проблемы. При этом, естественно, смотрел на то, что делается в Дагестане - властями, правоохранительными органами, общественностью, научными и религиозными деятелями для преодоления религиозно-политического экстремизма. И увидел, что делается всё правильно и полно - как говорится, ни добавить, ни убавить. Об этом сегодня очень подробно рассказал уважаемый Муху Гимбатович Алиев.



Как ученый, исследователь особое внимание я обращал на деятельность дагестанских ученых. Если взять научное обеспечение, процесса, то я бы рискнул утверждать, что оно едва ли не идеально: в Дагестане за последние два десятилетия окрепла мощная исламоведческая школа, давшая адекватный научно-практический анализ религиозно-политического экстремизма, особенно - ваххабизма. Укажу работы одного человека - Загира Арухова, не в последнюю очередь из опасения, что список знатоков предмета будет очень длинен и его зачтение займет много времени, а я при этом по неведению не упомяну кого-то из достойных и авторитетных ученых. Мы же с вами знаем, что здесь, в Дагестане есть целая плеяда ученых, плодотворно занимающихся этой темой. Они представлены в программе нашей сегодняшней конференции.



Но есть одна проблема. Буквально пару недель тому назад в Москве собрались некоторые правозащитники и стали обсуждать "исламофобию". При этом одна из тем была обозначена как "ваххабизм" - как некая выдумка властей и правоохранительных органов, которые как раз и занимаются "исламофобией", приписывая мусульманам этот самый "ваххабизм", который выступающие брали в кавычки как нечто несуществующее, выдуманное. Мне подумалось: вот бы этим правозащитникам вручить библиотечку или хотя бы сборник статей дагестанских ученых, которые точно знают, что ваххабизм существует - по Владимиру Маяковскому:



Чи было та гидра, чи не...

А мы

эту гидру видели

в ее

натуральной величине...



И конкретное предложение состоит в том, чтобы вывести на федеральный уровень работы дагестанских ученых, довести эти работы как до институтов гражданского общества, так и до государственных органов на федеральном уровне. Институт религии и политики, неправительственная, общественная организация, которую я представляю здесь, и которая занимается проблемами религиозно-политического экстремизма, а также Общественная палата Российской Федерации и могли бы взять на себя эту задачу. (Кстати сказать, в ноябре прошлого года именно Общественная палата и Институт религии политики провели международную конференцию "Роль общественности в противодействии экстремизму и терроризму", выдели в несколько направлений работы, в которых многое могут и призваны сделать не силовые органы, а именно общественность, институты гражданского общества, среди которых - ученые и их асоциации.) Это позволит отмобилизовать общественный потенциал противодействия религиозно-политическому экстремизму.





ИГНАТЕНКО Александр Александрович, президент Института религии и политики, член Общественной палаты Российской Федерации, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации









http://www.oprf.ru/


Док. 353664
Перв. публик.: 06.06.07
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 273

  • Игнатенко Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``