В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Назаров: Особое внимание качеству приватизации, а не росту поступлений в бюджет Назад
Валерий Назаров: Особое внимание качеству приватизации, а не росту поступлений в бюджет
Интервью Руководителя Росимущества Валерия Назарова информационному агентству "Интерфакс"



Особое внимание качеству приватизации, а не росту поступлений в бюджет - руководитель Росимущества Валерий Назаров

Об итогах работы Росимущества в 2006 году, важнейших направлениях приватизации в 2007 году и позиции в отношении крупных сделок госкомпаний "Интерфаксу" рассказал руководитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерий Назаров.

- Валерий Львович, каковы основные итоги деятельности Росимущества в 2006 году?

- Я оцениваю динамику 2006 года весьма положительно. Нам удалось добиться перевыполнения плана по всем основным видам доходов, которые Росимущество перечисляет в бюджет, при том, что задание по ходу его исполнения было увеличено более чем на треть.

Так, сумма дивидендов по акциям и доходы от участия в капитале, перечисленные в федеральный бюджет по итогам 2006 года, превышают сумму 2005 года на 4,4 млрд. рублей. А поступления в бюджет платежей за аренду федерального недвижимого имущества составили 16,8 млрд. рублей, что на 2,3 млрд. превышает показатель 2005 года.

Общая сумма возобновляемых доходов федерального бюджета, администрируемых Росимуществом, составила 67,36 млрд. руб. и превысила прошлогодние аналогичные поступления на 10,7 млрд. руб.

Подобный рост доходов стал возможен, в том числе, за счет проводимого территориальными управлениями Росимущества перевода договоров аренды на ставки, соответствующие рыночным. Мы сейчас отказываемся от методики, разработанной Минимуществом, которая предполагала нерыночную оценку стоимости имущества. Было пересмотрено за год около 8 тыс. договоров аренды. Количество договоров аренды, ставка для которых рассчитана на основании этой методики, снизилась по итогам года почти в два раза.

В течение 2006 года мы повысили эффективность проводимой исковой работы по защите имущественных интересов РФ. Доля удовлетворенных полностью или частично исков составила 82,4%, при этом сумма, взысканная в соответствии с решениями суда по нашим требованиям, за первые три квартала 2006 года превысила сумму, взысканную в 2005 году, в два раза, и составила 2,63 млрд. рублей.

Считаю, что нам удалось сдвинуть с мертвой точки и проблему высвобождаемого военного имущества. Общие поступления от продажи объектов военного имущества за первые три квартала 2006 года превысили поступления от данного источника за 2005 год почти в три раза и составили 1,41 млрд. рублей, в то время как за 2005 год было получено всего 589 млн. рублей.

По поступлениям доходов от приватизации цифры скромнее по причине того, что ряд активов, которые были весьма интересны для рынка, не был приватизирован в 2006 году. В первую очередь, это "СГ-транс", который оценивается в 23 млрд. рублей. Доходы от приватизации составили 17,6 млрд. рублей (с учетом доходов от продажи аэропорта Сочи), это 56,8% от запланированного показателя. В 2007 году мы планируем получить от приватизации 41 млрд. рублей.

- Это довольно большая сумма. С учетом каких активов она возникла?

- С учетом того же "СГ-транса", блокпакета авиакомпании "Сибирь", а также ожидаемой продажи небольших пакетов акций дочерних обществ "Связьинвеста" (3-4 млрд рублей).

- Вы считаете более целесообразной приватизацию "Связьинвеста" или его реорганизацию?

- Возможны различные варианты, все зависит от задач государства в данном активе. Если мы говорим, что в составе "Связьинвеста" "Ростелеком" является тем активом, который обеспечивает спецсвязь, можно вывести "Ростелеком", а в отношении всего остального рассматривать различные варианты, вплоть до IPO. Сейчас задача максимального роста поступлений в бюджет уже не актуальна, мы должны уделять особое внимание качеству приватизации. Либо мы полностью передаем "Связьинвест" в частные руки путем реализации через конкурс и получаем высококачественную связь, либо мы сохраняем присутствие государства в части каких-то активов, необходимых для обеспечения стратегических задач. Либо - третий вариант, который тоже имеет право на жизнь, при котором обязательно участие государства в этом активе в полной мере, чтобы он развивался и отвечал требованиям национальной безопасности.

Необходимо четко определиться, что мы хотим получить от "Связьинвеста" и учитывать большой интерес к этому активу бизнеса, в частности, АФК "Система", компании, зарекомендовавшей себя на соответствующем рынке с положительной стороны. И спешка в этом вопросе не нужна. Помните, когда в прошлом году все очень удивлялись, что Назаров всерьез оценивает ориентировочную стоимость госпакета в $3 млрд? Сегодня даже самые большие скептики говорят об этой цифре как о заниженной.

Также мы считаем вполне целесообразной реорганизацию "Связьинвеста". Не надо забывать, что холдинг создавался для того, чтобы в сжатые сроки обеспечить концентрацию и управление входящих в "Связьинвест" активов, увеличение капитализации и последующую реализацию госпакета.

- Недавно правительство закрепило за Росимуществом полномочия по определению начальной цены приватизируемых пакетов акций. Готово ли Росимущество принять эту функцию и ускорит ли это реализацию?

- Я считаю, что мы переходим на нормальные отношения между собственником и продавцом. Основная задача РФФИ - это подготовка пакета для продажи и качественный предпродажный PR. Когда вы обращаетесь к риэлтору, чтобы продать свою квартиру, вы, как правило, сами устанавливаете цену. У нас же была другая ситуация, мы не влияли на определение цены. Сейчас эта проблема решена, и я думаю, что эффективность реализации государственного имущества в 2007 году будет повышена. Я уверен, что мы готовы выполнять функции по определению начальной цены и приступим к этой работе сразу после вступления в силу постановления правительства.

Считаю, что итоги выполнения плана приватизации за 2005-2006 годы говорят о том, что монопольное положение РФФИ и отсутствие вознаграждения за реализацию тормозят эффективность приватизационных процессов. Поэтому стоит еще раз вернуться к теме множественности продавцов федерального имущества.

- Какой минимальный уровень дивидендных выплат госкомпаний по итогам 2006 года Росимущество считает оптимальным?

- Мы продолжим политику, направленную на ежегодный прирост дивидендных выплат по акциям, находящимся в федеральной собственности. По итогам 2006 года принято решение об увеличении с 20% до 25% доли прибыли, направляемой на выплату дивидендов. Сейчас доводим эту позицию до органов управления госкомпаний. Причем Росимущество настаивает на расчете этого показателя от консолидированной прибыли.

В 2007 году у нас планируется 24 млрд. рублей дивидендов, но я думаю, что итоговая цифра будет больше на 2-3 млрд. рублей.

Понимаю, что нас ждет та же критика, которую дивидендная политика Росимущества вызывала у ряда крупных акционерных обществ и экспертов в предыдущие годы. Росимущество упрекали в том, что мы тем самым препятствуем модернизации производства, увеличению капитализации компании. Я считаю, что при правильном управлении для этих целей лучше использовать дешевые кредитные ресурсы, которыми рынок просто переполнен. Во-первых, это дисциплинирует компанию, а во-вторых - оправдывает участие государства как управленца этими активами. Это - нормальная мировая практика. Кроме того, мы с пониманием относимся к тому, что у организаций есть законные основания уменьшать выплаты по дивидендам на сумму средств, направляемых на инвестпроекты. При этом обязательным условием является соответствие инвестиционных проектов установленным в АО требованиям доходности.

У нас есть неопровержимая статистика: как только мы реализуем госпакет АО в частные руки, размеры дивидендов многократно увеличиваются. А государство-то чем хуже?

На мой взгляд, в каждом акционерном обществе есть смысл утвердить внутренний документ о дивидендной политике. Кроме прочего, в последующем это увеличит количество претендентов на покупку госпакета, потому, что инвестор заинтересован в стабильной дивидендной политике.

- Какие варианты Росимущество рассматривает в отношении ОАО "Роснефтегаз"? Будет ли "Роснефтегаз" ликвидирован в 2007 году или останется в статусе спецкомпании, выполняющей задачи по консолидации пакетов крупнейших предприятий ТЭК?

- Все зависит от того, не возникнет ли перед "Роснефтегазом" каких-либо иных задач, кроме той, что он сейчас исполняет. Могут возникнуть и другие, для которых потребуется юрлицо, которое можно использовать для процедуры, связанной с консолидацией тех или иных активов. Не обязательно нефтяных, у "Роснефтегаза" нет прямой зависимости от "Роснефти".

- Рассматривается ли сейчас возможность повторного размещения акций ОАО "Роснефть" в 2007 году?

- Мы считаем, что РФ достаточно сохранить контрольный пакет акций "Роснефти". Основным вариантом распоряжения акциями "Роснефти" является осуществление второго этапа публичного размещения на рынке. Размещено может быть до 25% акций "Роснефти". Когда конкретно это произойдет - зависит от рыночной конъюнктуры и решений правительства.

- "Роснефть" не соответствует одному из требований РТС для листинга в списке "А" - максимальная доля акций, находящихся во владении "Роснефтегаза", превышает 75%. Утвержден ли план мероприятий по переводу части акций с баланса "Роснефтегаза"?

- Тот факт, что акции "Роснефти" не котируются в списке "А", не позволяет обеспечить максимально возможный уровень участия потенциальных инвесторов. Это противоречит заявленным целям IPO. Мы обсуждали ряд вариантов разрешения ситуации. Казалось бы, лучший вариант - перевод части акций "Роснефти" с баланса "Роснефтегаза" какой-либо другой государственной коммерческой структуре. Однако это может и не решить проблему, поскольку опосредованным собственником остается РФ. Сейчас мы направили письмо в ФСФР и ждем разъяснений.

Говоря о "Роснефти", хотелось бы добавить, что проблема перераспределения акций - не единственная, на которую мы обращаем внимание. "Роснефть" - государственная компания, и ей должен быть виден государственный подход к ведению бизнеса, использованию недр, экологическим проблемам. К примеру, "Юганскнефтегаз" сжигал до его покупки "Роснефтью" до 90% попутного газа. Прежние его владельцы ставили задачу предельной минимизации издержек. С точки зрения правил ведения бизнеса, это оправданный подход, но государство должно показать совсем другую политику. Мы ставим перед менеджментом "Роснефти" задачу проводить серьезные капиталовложения и уже сейчас снизить эту долю ниже 63%.

- До сих пор не завершен процесс перевода Росимуществу (или "Роснефтегазу") с баланса ОАО "Росгазификация" 0,89% акций "Газпрома". Когда это произойдет, или от идеи перевода было решено отказаться?

- Эта задача будет выполнена. Разработана схема, предусматривающая обмен акций "Газпрома" на госдоли в газораспределительных организациях (ГРО), она согласована с Минпромэнерго и вскоре должна быть утверждена правительством. Эта схема отвечает действующему законодательству и является оптимальной и для Росимущества, и для "Газпрома". Она возникла потому, что ликвидация "Росгазификации" неприемлема, в этом случае государство получило бы лишь 0,72% уставного капитала "Газпрома", что не обеспечивало контрольный пакет.

- Росимущество направляло акционерам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) предложения по повышению эффективности, которые были отклонены. Будете ли Вы вновь возвращаться к этой теме?

- Да, мы настаивали на проведении внеочередных собраний акционеров с повесткой дня, включающей вопросы о повышении тарифа для нефти каспийского происхождения и подготовке предложений по рефинансированию задолженности. Акционеры не согласились. Но мы поднимем другие вопросы - предложим частичную капитализацию задолженности КТК с последующим рефинансированием оставшейся части, а также отказ от капитализации процентов по займам, предоставленным акционерами КТК. Мы предлагаем повторно вынести вопросы на собрания акционеров 13-14 февраля.

Пока наши западные партнеры считают, что нынешние кабальные условия будут сохранены навсегда, но так в жизни не бывает. Текущая сложная финансовая ситуация в КТК является следствием создания механизма, максимально невыгодного России, а также просчетов, допущенных на ранней стадии разработки проекта.

Мы неоднократно говорили, что условия договора акционеров, заключенного в 1996 году, не отвечают интересам РФ и ограничивают Россию во влиянии на хозяйственную деятельность КТК. Так, российский акционер, предоставивший в качестве займа при создании КТК трубопроводные активы, не получает распределяемых в счет погашения задолженности по займам средств, поскольку его заем по договору является второстепенным по отношению к займам добывающих компаний.

Нельзя нормально функционировать в этих условиях, тем более многие государства заинтересованы в увеличении пропускной способности КТК. Текущая рыночная ситуация заставляет пересматривать не только размер тарифа, но и ставки по предоставленным КТК займам, срокам погашения задолженности по ним. Надеюсь, что с потенциалом "Транснефти", которой будет передана в управление доля в КТК, увеличится возможность влияния на наших партнеров по консорциуму, и они начнут относиться к нашим требованиям с пониманием. Уверен, результаты будут.

- Озвучивалось предложение о передаче "Транснефти" также и "Транснефтепродукта", и "СГ-транса". Будет ли оно реализовано?

- Конкретные поручения нам еще не поступали. Любой проект требует разработки ТЭО. Целесообразность того или иного действия должна быть подтверждена доказательной базой экономического плана, надо окончательно уяснить, насколько эффективно то или иное решение.

- До конца года планировалось завершить акционирование РСК "МИГ" и ФГУП "Казанское авиастроительное производственное объединение" с последующим внесением 100% акций каждого из этих АО в ОАК. В какой стадии этот процесс?

- Решение по ФГУП "КАПО" принято, идет подготовка документов для утверждения передаточного акта и регистрации ОАО. В настоящее время оформляются документы, необходимые для передачи в хозяйственное ведение РСК "МИГ" его бывшей дочерней компании - ОАО "Климов". Решение об акционировании "МИГа" планируется принять в январе-феврале 2007 года. Все документы для принятия решения о приватизации подготовлены. Закончено оформление прав на принадлежащее им имущество, в том числе земельные участки.

Это очень важный момент - необходимо, чтобы все активы, даже непрофильные, обязательно были оформлены и включены. Потом можно эти непрофильные активы просто реализовать, а вырученные деньги направить на модернизацию производства.

Напомню, что в процессе работы над созданием ОАК мы отправили на доработку 6 из 17 отчетов об оценке Deloitte. В результате, полученные нами дополнительные подтверждающие документы на многие активы позволили увеличить стоимость госдоли в корпорации на 27 млрд. рублей. Сейчас доля РФ в ОАК составляет 90,1%. Конечно, нехорошо, что были немного сдвинуты нормативные сроки, но важен конечный результат.

- Подготовка к аукциону по продаже пакета Якутии в ОАО "Эльгауголь" и долей Якутии и РЖД в ОАО "Якутуголь" была свернута осенью этого года из-за судебного спора между Росимуществом и Якутией. Стороны уже сняли противоречия по поводу ОАО "Якутуголь". Когда могут состояться торги?

- В конце декабря мы и правительство Якутии направили ходатайство в Высший арбитражный суд об утверждении мирового соглашения по "Якутуглю". В конце января, думаю, вопрос будет рассмотрен, и проблема закрыта. Сейчас договорились о том, что процедура торгов пакетами "Якутугля" и "Эльгаугля" будет запущена в I квартале, все необходимое для этого, включая оценку, есть.

Вообще процесс переговоров с Якутией был очень сложен, сложнее даже, чем с акционерами КТК. Все это последствия процесса "берите полномочий столько, сколько сумеете использовать". Конечно, когда даешь, это очень хорошо, когда забираешь, это всегда очень болезненно. Сначала дали Якутии активы, потом вдруг сказали: они вам не принадлежат.

- Когда завершится процесс федерализации "АЛРОСА"? Какова судьба как минимум 10,5% акций "АЛРОСА", приобретенных ВТБ у миноритариев компании?

- Контрольный пакет будет оформлен в собственность РФ в течение нескольких месяцев. У нас давно технология поэтапно подготовлена, есть расчеты эмиссии "АЛРОСА", скорректированные с учетом переоценки.

Акции "АЛРОСА" на балансе ВТБ, конечно, будут переданы государству.

- Какие сроки и параметры приватизации "КАМАЗа"?

- Решение об условиях приватизации "КАМАЗа" будет принимать правительство, а не мы - этот актив в плане приватизации стоит со "звездочкой". Мы уже предложили различные варианты, но пока рано о них говорить.

- Менеджмент "Новошипа" заявлял о желании разместить 14% акций, выкупленных в прошлом году у банка "Акрополь", на российском рынке. В какой стадии подготовка размещения?

- Этот пакет находится в собственности компании Intrigue Shipping, 100%-й "дочки" "Новошипа", и вопрос о реализации не может быть принят компанией самостоятельно. Совет директоров "Новошипа" пока вопрос о размещении пакета не рассматривал.

- Считает ли Росимущество возможной передачу РЖД в управление 20% акций Новороссийского морского порта?

- Интеграция деятельности двух крупнейших транспортных операторов на юге страны - НМТП и РЖД - является объективным явлением. Мы создали межведомственную группу, которая детально рассматривает все предложения по различным видам имущества: недвижимость, движимое имущество, акции. Предложение РЖД поступило к нам буквально на днях, оно еще не рассмотрено этой межведомственной группой.

- РЖД планировало провести допэмиссию в пользу РФ, в ходе которой присоединит Транскредитбанк, "Железные дороги Якутии", РАО "ВСМ" и газету "Гудок". Определены ли параметры эмиссии?

- На сегодня завершена и получила согласование оценка ТКБ, "Железные дороги Якутии" и газеты "Гудок". Не оценено только РАО "ВСМ", имеющее долг перед бюджетом.

Проекты решений о внесении акций этих компаний в уставный капитал РЖД переданы Минэкономразвития в правительство и сейчас проходят согласование.

- Ведутся ли переговоры с "ФосАгро" о мировом соглашении в рамках судебного спора о собственности на 20% акций "Апатита"?

- Нет, не ведутся, и с другой стороны не было такого предложения. Росимущество убеждено, что "ФосАгро" незаконно владеет этим пакетом, и будет отстаивать свою позицию в суде.

- РФФИ не может оценить имущество ОАО "СГ-транс" в связи с тем, что не зарегистрирован ряд объектов недвижимости, находящихся на его балансе. Планирует ли Росимущество как акционер способствовать процессу приватизации "СГ-транса"?

- У "СГ-транса" не оформлено имущественное право на земельные участки, объекты недвижимости. В таком "составе" его приватизация не будет качественной, и компания будет недооценена. И потом - зачем покупателю передавать по наследству все эти проблемы с некачественным оформлением объектов?

Все говорят, что государство должно уйти из коммерческих активов. Да, но уйти достойно. Если этот актив стоит хороших денег, то мне налогоплательщики и прокуратура могут закономерно предъявить претензию, если государство от его реализации получит заниженную сумму. Когда гражданин продает квартиру, его заставляют максимально точно и подробно оформить документы, только тогда состоится сделка. Государство не должно быть исключением.

- Сохраняется ли позиция Росимущества относительно проекта создания авиальянса AirUnion?

- Да, мы по-прежнему уверены в том, что государственных активов достаточно для обеспечения контроля в создаваемой компании. Руководство "Красноярских авиалиний" квалифицирует активы, которые мы вносим в авиальянс, как бросовый капитал, при этом не отказывается от них. Но к чему такой героизм? До тех пор, пока нам не докажут, что интересы РФ в ходе реализации проекта слияния будут соблюдены, наши возражения не снимутся. Моя многолетняя практика - никогда не подписывать некачественные документы. И я не собираюсь ее менять.

Тем не менее, проекты документов без визы Росимущества внесены в правительство. В любом случае, нам реализовывать это слияние, без нас оно не пройдет.

Сейчас появились новые претензии к нам относительно "Красноярских авиалиний" - Росимущество тормозит разделение на аэропорт и авиакомпанию. Но наша основная задача заключается в том, чтобы активы, которые сохранятся за аэропортом, были достаточны для выполнения его функций. Если этих активов недостаточно, конечно, мы выступаем против. И обратите внимание, что в итоге акционеры "Красноярских авиалиний" поддержали наше мнение о необходимости доработки предложений по разделению.



http://www.rosim.ru/pressa/texts/200701231437-7342.htm

Док. 353662
Перв. публик.: 23.01.07
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 333

  • Назаров Валерий Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``