В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Внутренние распри раскалывают российскую оппозицию (`Тhе Wаshingtоn Роst`, США) Назад
Внутренние распри раскалывают российскую оппозицию (`Тhе Wаshingtоn Роst`, США)
Демократические противники Кремля способствуют собственной маргинализации своими подозрениями и старой междоусобной враждой

Российская республиканская партия - небольшая либеральная группировка, возглавляемая депутатом парламента Владимиром Рыжковым, в прошлую пятницу прекратила свое существование после того, как Верховный Суд поддержал решение министерства юстиции об отказе в ее регистрации.

"Решение это было абсолютно предсказуемым, - говорит 41-летний депутат Госдумы четырех созывов Рыжков, чей голос протеста против централизации власти Кремлем одиноко звучит в российском парламенте, - независимой политики больше не существует. Только Кремль решает, кому участвовать в выборном процессе. А наши суды лишь автоматически утверждают эти решения".

В то время как Кремль стремится вытеснить на обочину своих ослабленных демократических оппонентов, они и сами способствуют этому процессу своими внутренними распрями, конфликтами самомнений и страхами перед способностью Кремля лишить их тех остатков официального статуса, которыми они сегодня пользуются.

Партий и движений, составляющих демократическую оппозицию в России, удивительно много. К основным, имеющим богатую историю партиям относятся игравшие существенную роль в 90-е годы "Яблоко" и "Союз Правых Сил", ныне покойная Республиканская партия Рыжкова, а также "Другая Россия", представляющая собой пеструю и драчливую коалицию под руководством своего главного стратега - шахматного гроссмейстера Гарри Каспарова.

Эти люди тратят массу сил и энергии, обвиняя друг в друга в принадлежности к лагерю кремлевских марионеток, а также гадая, кто в тот или иной момент может объединить свои силы с Кремлем. "Проблема заключается в очень плохих личных и политических отношениях между партиями, в старых конфликтах и в дефиците воли к объединению, - заявил Рыжков в интервью, - нам нужно больше смелости и готовности идти на риск".

Проведенные в прошлом году прокремлевской "Единой Россией" через парламент избирательные законы заставили более половины из 35 российских партий прекратить свою деятельность.

Так, Республиканская партия прекратила свое существование, поскольку не сумела доказать, что в ее рядах по всей стране находится более 50000 членов, и что у нее имеются отделения в 45 регионах численностью более 500 членов партии каждое, как того требует закон о перерегистрации. Партия утверждает, что в ее рядах 60000 членов и что она продолжает расти. Однако министерство юстиции заявляет, что численность партии составляет менее 40000 человек. Верховный Суд с этим согласен.

По данным партийных активистов и политических аналитиков, Кремль предложил на выбор российским избирателям два основных варианта: занимающую доминирующие позиции "Единую Россию" и недавно созданную "Справедливую Россию", которые якобы являются соперниками. Обе партии хоть и выступают с язвительными нападками друг на друга по вопросам экономической и социальной политики, но заявляют об абсолютной преданности президенту Владимиру Путину.

"Это имитация демократии с видимостью конкуренции, однако все контролируется из центра", - сказал Рыжков, у которого нет шансов вернуться в парламент, если его не введет туда какая-нибудь другая партия. На общенациональных парламентских выборах, которые состоятся в декабре, избиратели будут голосовать не за личности, а за партии. А партии назначат своих представителей в законодательные органы власти.

Согласно изменениям, внесенным в прошлом году в избирательное законодательство, порог для прохождения в парламент был поднят с 5 до 7 процентов от общего количества избирателей, что еще больше усилило давление на мелкие партии. Чтобы выжить в качестве избирательной силы, им необходимо объединиться под единым знаменем. Пока это не представляется возможным.

На протяжении всего прошлого года Рыжков и лидер "Союза Правых Сил" Никита Белых обсуждали разные формы объединения. "Они очень осторожничают, потому что у них зарегистрированная партия, - говорит Рыжков, - а зарегистрированная партия зависит от Кремля, так как Кремль в любой момент может остановить любую партию".

Накануне прошедших недавно региональных выборов "Союз Правых Сил" лишился возможности баллотироваться в пяти регионах из 13, где он выставлял свою кандидатуру. Белых утверждает, что и там, где его партия участвовала в выборах, имелись факты фальсификации.

Тем не менее, "Союз Правых Сил" не очень хочет расширять свою базу за счет привлечения Рыжкова и его сторонников. "Мы должны понимать, что объединение с Рыжковым не является объединением демократических сил, - говорит Белых, - если мы объединимся только с ним, это будет означать, что Кремль даст больше денег "Яблоку"".

По словам Белых, он надеялся на новое, более широкое политическое объединение с "Яблоком", с Рыжковым и с другими силами. Однако этому мешают старые споры и обиды. Надежды на то, что лидер "Яблока" Григорий Явлинский достигнет хоть какой-то договоренности с 31-летним новым руководителем СПС Белых, так ни к чему и не привели.

"Я больше года своей жизни потратил на общение с Явлинским, - сказал Белых, - это очень сложный человек. Но я верю, что, несмотря на его заявления, вопрос остается открытым".

Явлинский на этой неделе интервью не давал. Однако на пресс-конференции, проведенной накануне мартовских выборов в региональные органы власти, он подверг "Союз Правых Сил" беспощадным нападкам.

"Эта партия ни оппозиционная, ни демократическая, - заявил в прошлом месяце Явлинский в интервью газете "Новые Известия", - я бы назвал ее неоконсервативной и проправительственной партией".

Явлинский и Белых не будут объединять усилия с "Другой Россией" Каспарова. Они заявляют, что против присутствия в антикремлевской коалиции радикальных националистов и социалистов, к которым относят сторонников Каспарова.

Каспаров попытался оживить в основном безучастную российскую общественность, призывая ее выступить против так называемого кремлевского авторитаризма. Его коалиция неоднократно пыталась проводить демонстрации. Власти обычно их запрещают, а затем силой разгоняют собравшихся на улицах людей.

В субботу милиция Нижнего Новгорода, города в центральной России, разогнала демонстрацию, поддержанную "Другой Россией", арестовав при этом десятки людей. Многим людям не дали возможности пройти в центр города, а организаторы марша заявили, что двум их коллегам были предъявлены обвинения в распространении литературы террористического содержания.

Некоторые молодые члены партий "Яблоко" и СПС приняли участие в этих маршах. Но Каспаров и его союзники с презрением относятся как к Кремлю, так и к руководству данных партий. "Если вы не понимаете, что "Яблоко" и СПС не находятся в оппозиции, что это полностью прокремлевские партии, то нам не о чем говорить", - заявил представитель Каспарова Денис Белунов. По его словам, Каспаров на этой неделе в отъезде и не сможет дать интервью.

Пока оппоненты грызутся между собой, Кремль, согласно имеющейся информации, закладывает фундамент для своей собственной либеральной партии под названием "Свободная Россия". Хотя до недавнего времени о ней практически ничего не было известно, эта партия в прошлом году вполне удачно прошла процесс перерегистрации. По словам ее представителей, в рядах "Свободной России" в 55 регионах насчитывается 70000 членов. Ее противники данные цифры оспаривают.

Лидером партии является юрист Михаил Барщевский, хорошо известный в России благодаря частому появлению в СМИ. Он взошел на партийный борт только в январе. "Это демократическая и либеральная партия", - заявляет 51-летний Барщевский, подчеркивая при этом, что она привлечет к себе интеллектуалов и элиту бизнеса, утратившую интерес к политике. Барщевский надеется, что к нему придут избиратели и рядовые члены "Яблока" и "Союза Правых Сил", но не лидеры этих организаций.

Партию постоянно обвиняют в том, что она является ставленницей Кремля и предназначена для того, чтобы либо заменить собой СПС, либо отобрать у этой организации часть голосов и лишить ее возможности войти в состав парламента.

А затем "Свободная Россия" тоже может стать "очередным блюдом в кремлевском меню". Именно так описывает спектр политического выбора в России аналитик из Московского центра Карнеги Николай Петров.

Барщевский, представляющий российское правительство в Верховном и Конституционном Суде, эти заявления опровергает. По его словам, партия будет участвовать в декабрьских выборах и при необходимости будет критиковать правительство, не ввязываясь при этом в "открытую борьбу" с Кремлем.

"Когда я слышу слова типа "кремлевский проект", у меня возникает вопрос: как кто-то может заставить меня играть по чужим правилам? - говорит Барщевский, - деньги? У них столько нет. Власть? Власть мне не нужна. Я ее ненавижу".

Барщевский заявляет, что его партия может вскоре сменить имя, превратившись в "Гражданскую силу", потому что название "Свободная Россия" ассоциируется с пропутинскими "Единой Россией" и "Справедливой Россией" и звучит очень похоже на них.

Свой материал для статьи предоставила специальный корреспондент Анна Мастерова.

http://www.inosmi.ru/print/233673.html

Питер Финн (Peter Finn), 28.03.2007


Док. 353639
Перв. публик.: 28.03.07
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 679

  • Явлинский Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``