В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Хизбалла` - это шиитская `Аль-Каида` Назад
`Хизбалла` - это шиитская `Аль-Каида`

Президент Института религии и политики, член Общественной палаты РФ, ученый-исламовед АЛЕКСАНДР ИГНАТЕНКО: "Хизбалла" - это шиитская "Аль-Каида"
Александр Игнатенко - президент Института религии и политики, член Общественной палаты Российской Федерации, известный учёный, исламовед, по специальности востоковед-арабист. Является заместителем председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов. Главный эксперт НИИ социальных систем МГУ им. М.В. Ломоносова, старший эксперт ЗАО "НАМАКОН". Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Александр Александрович Игнатенко родился 2 февраля 1947 года в Красном Лимане Сталинской (ныне - Донецкая) области Украинской ССР. В 1965 году закончил среднюю школу No 84 г. Горловка Донецкой области. В 1970 году закончил Институт восточных языков при МГУ им. М.В.Ломоносова (арабское отделение). В 1970-72 годах служил в качестве офицера-переводчика арабского языка на Высших офицерских курсах им. Б.М. Шапошникова "Выстрел" (г. Солнечногорск Московской обл.). В 1972-1975 года А. Игнатенко учился в аспирантуре философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1975-1981 и 1984-1990 годах работал в Институте общественных наук при ЦК КПСС. С 1981 по 1984 год был директором Советского культурного центра в г. Алжир (АНДР). 1990-1991 гг. - генеральный директор совместного советско-американского предприятия "Literary Gazette International". 1991-1997 - директор научной программы "Горбачев-фонда". В 1997-1998 - ведущий специалист Управления стратегического планирования ВПК "МАПО-МИГ".
А. Игнатенко - автор целого ряда научных монографий таких, как Ибн-Хальдун (серия "Мыслители прошлого", М.: "Мысль", 1980, издана на арабском языке в Каире (Египет), 1986), "Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. История, идеология, деятельность" (М.: "Наука", 1988. Издана на арабском яз: в Дамаске (Сирия), 1997), "Ислам на пороге XXI века" (М.: "Политиздат", 1989), "В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья" (М.: "Мысль", 1989. Издана на арабском яз.: Москва, 1990), "Как жить и властвовать. Секреты успеха, добытые в старинных арабских назиданиях правителям" (М.: "Прогресс", 1994).

Среди последних монографий А. Игнатенко: "InterТеррор в России. Улики" (М.: Издательство "Европа"; Институт религии и политики, 2005. 112 с.), "Ислам и политика" (М., 2004), "Зеркало ислама" (М.: Русский институт, 2004).

"Портал-Credo.Ru": Из сообщений средств массовой информации и телесюжетов из районов боевых действий на юге Ливана часто не совсем понятно, каковы настоящие цели группировки "Хизбалла". Стремиться ли она уничтожить государство Израиль или же выступает в качестве патриотического ливанского движения, защищающего юг страны?

Александр Игнатенко: Стратегическая цель, поставленная перед "Хизбалла", - втянуть весь исламский мир, а если удастся, то и часть неисламского, в противоборство с Израилем. В начале этого месяца президент Ирана Махмуд Ахмадинежад четко выразился: "Основная проблема, стоящая перед исламским миром, - это существование Израиля. Исламские страны должны мобилизовать свои усилия для того, чтобы эта проблема исчезла". Ранее тот же Ахмадинежад призывал стереть Израиль "с карты мира" (это - мягкий вариант лозунга, предназначенный для европейского уха), а для использования в исламском мире в ходу другой призыв: "стереть Израиль с лица земли".

Зоны дислокации "Хизбалла" на территории Ливана (на Юге, в Долине Бекаа, в Южном Бейруте) - это своего рода иранский эксклав, который хомейнистское руководство Ирана стало создавать с начала 80-х годов. Сама "Хизбалла" - специфический механизм проведения международной политики, действующий в интересах "метрополии" - Ирана, точнее, господствующей в Иране группировки - шиитского духовенства.

Резолюция 1559 (2004), принятая Советом Безопасности ООН 2 сентября 2004 года и требующая разоружения "Хизбалла" (не называя ее по имени) вынужденно употребляет выражение "ливанские и неливанские вооруженные нерегулярные формирования" во многом из-за того, что национальная (страновая) принадлежность "Хизбалла" размыта, хотя ясно, что армия "Хизбалла" не является частью ливанского государства. Первоначально, в начале 80-х годов "Хизбалла" в Ливане состояла из шиитов - ливанских граждан и иранцев - от трех до пяти тысяч "стражей исламской революции" и полностью финансировалась из иранского бюджета. Затем "Хизбалла" "пустила корни" на ливанской почве. С одной стороны - абсорбировала в себя часть ливанских граждан - шиитов, сделав службу в вооруженных формированиях "Хизбалла" наемной, за плату. С другой стороны - осуществила натурализацию иранцев (иранцы - члены "Стражей исламской революции" женились на ливанках-шиитках). На иранские деньги "Хизбалла" не только вооружалась, но и создавала систему социальных служб. Проникла "Хизбалла" и в политическую систему страны - сейчас "хизбаллаховцы" входят в ливанский парламент и имеют одного министра в правительстве.

Юг Ливана не надо было ни от кого защищать после того, как в 2000 году Израиль вывел оттуда войска. Предполагалось, что будет восстановлен ливанский суверенитет над этой зоной - там будет дислоцирована ливанская армия, станут действовать ливанские законы и т.п. Вместо этого туда вошли "нерегулярные вооруженные формирования" - а именно "Хизбалла", и тем самым расширили территорию "государства в государстве", называемую в Ливане "Хизбалла-ленд". Члены группировки стали наращивать ударный кулак, о силе которого свидетельствуют ракетные обстрелы Израиля с ливанской территории. По сведениям арабской прессы, за последние два года не менее трех тысяч членов "Хизбалла" прошли обучение в военных учебных заведениях Ирана по разным специальностям, в том числе - артиллеристы, танкисты и даже летчики, хотя авиации у "Хизбалла" до сих пор не было.

- Судя по высказываниям лидеры "Хизбалла" шейха Насраллы, у этой группировки существует исламская идеология, оправдывающая в какой-то степени терроризм.

- Идеология "Хизбалла" - хомейнистская. Это идеология "исламской революции", в том числе - ее экспорта в разные страны. И саму эту идеологию можно было бы охарактеризовать как активистскую, ориентированную на реализацию определенных политических (в том числе - геополитических) целей.

- Можно ли считать "Хизбалла" террористической организацией?

- Да, эта группировка должна быть квалифицирована как террористическая и внесена, с соответствующими правовыми и иными последствиями, в универсальные, ООНовские и региональные (европейские) или национальные списки террористических организаций.

В настоящее время "Хизбалла" одними странами, например Соединенными Штатами, внесена в подобный список, другими, например Россией, нет. Это можно объяснить наследием "холодной" войны, во времена которой террористов делили на "плохих", то есть собственно террористов и "хороших" - "freedom fighters" и "борцов за национальное и социальное освобождение", в зависимости от того, против кого они воевали или совершали теракты и диверсии.

Однако есть ряд других проблем, связанных с квалификацией религиозно-политических организаций и группировок типа "Хизбалла". Так, в британском национальном списке террористических организаций фигурирует не "Хизбалла", а ее служба внешней безопасности. В списке Евросоюза ХАМАС включен только своим вооруженным крылом. Издавна, еще со времен основания египетской ассоциации "Братья-мусульмане" - с конца 20-х годов прошлого, XX века, такие организации создавались как состоящие из двух частей - политической, действующей в политической сфере и боевой, действующей чаще всего из подполья и с использованием методов вооруженного насилия, включая террор. Причем, оба эти "крыла" действуют, как правило, одновременно, и в режиме своего рода "взаимодополнения" - вплоть до того, что ХАМАСовцы сказали "новое слово" в демократии: не разоружившись и проводя угрожающие марши с оружием в руках на улицах Газы, участвовали, таким образом, в избирательной кампании и получили большинство в палестинском парламенте. Впрочем, пожалуй, именно "Хизбалла" сказала еще раньше это "новое слово" в демократии...

Более общая проблема заключается в том, что и международное право, и национальные правовые системы отстают от процесса бурного роста международного терроризма. Хотя существует достаточно большое количество международно-правовых документов (договоров, конвенций), касающихся борьбы против терроризма и его предупреждения, в международном праве отсутствует его универсальное, общепринятое определение. Это, естественно, не только затрудняет эту борьбу, но и позволяет отдельным государствам и объединениям государств - субъектам международного права создавать, финансировать, вооружать и использовать с определенными внешнеполитическими целями глобальные структуры, действующие на трансграничном или, точнее, на надграничном уровне, - этакие "новые Лапуты". На сегодняшний день есть две главные структуры подобного рода - "Аль-Каида" и "Хизбалла". "Хизбалла" - это шиитская "Аль-Каида", и в Ливане действует только один из филиалов этой глобальной структуры.

Это не просто сетевые структуры, якобы независимые от государства как структуры иерархической, что стало общим местом поверхностных политологических характеристик данного феномена. Эти структуры имеют территориально-сетевой (иерархическо-сетевой) и полифункциональный характер. Другими словами, это глобальная сеть, которая обладает локализованным центром (центрами), связана единой идеологией, обладает территориальными опорными базами разных типов, а также "населением" (экстремистско-террористическим пулом, мимикрирующим под местных жителей и/или натурализующимся), способным к регулируемым трансграничным миграциям (трансферт террористов). В своей деятельности эта глобальная сеть реализует различные, коньюнктурно и локально распределенные стратегии и методы, включая терроризм.

Говоря иначе, эти структуры используют разные методы в разных комбинациях - в зависимости от ситуации в той или иной стране. Это политическая деятельность; пропаганда и агитация (религиозно-политическое просвещение); развитие социальной сферы на средства из иностранного управляющего центра такой структуры (собственных источников дохода у подобных структур нет "по определению"; само развитие социальной сферы имеет одной из целей создание постоянного притока "пехоты"); создание параллельных государственным милицейских сил и/или незаконных (нерегулярных) вооруженных формирований и повстанческих движений; устройство территориальных плацдармов и квазигосударственных образований; вооруженная агрессия против третьих государств; террор в отношении граждан и интересов третьих государств на территории, где дислоцировано подразделение глобальной структуры, или за ее пределами.

"Здесь и сейчас" эти структуры могут открыть больницу или детский сад, а в другом месте - совершить провокационную вооруженную вылазку с территории одного суверенного государства на территорию другого или в рамках одного суверенного государства (вспомним агрессию "Аль-Каиды" против Дагестана в 1999 году на территории России; нынешний ливанский кризис начался с вылазки боевиков "Хизбалла" на территорию Израиля). В то же самое время члены этой глобальной сети могут совершать деяние, которое даже при неясности критериев терроризма нельзя расценить никак иначе, как террористический акт. Здесь в качестве примера можно было бы вспомнить не столько взрыв казармы с американскими морскими пехотинцами в Бейруте в 1983 году, сколько взрыв еврейского общинного центра в Буэнос-Айресе (Аргентина) в 1994 году.

Объяснять невключение "Хизбалла" в национальный список террористических организаций (там их сейчас 17) только тем, что "Хизбалла" не совершала теракты в отношении России, значит не вполне понимать, что воздержание "Хизбалла" от терактов против тех или иных государств или их интересов в зоне действия "Хизбалла" по всем миру сугубо условное. В идеологии "Хизбалла" есть одно положение, которое, к слову сказать, демонстрирует то, что мы назвали конъюнктурным и локальным распределением методов действия этой структуры. Это концепция так называемого "первоначального" или "превентивного" джихада. По авторитетному мнению основателя и идеолога "Хизбалла" Мухаммада Хусейна Фадляллы, мусульмане обязаны вести войну (харб) против тех, кто мешает распространению ислама (подразумевается ислам "Хизбалла") мирными средствами или каким бы то ни было образом препятствует деятельности шиитских проповедников-миссионеров (ед. ч. да"и или да"ия). (Попутно отмечу, что в ваххабитской идеологии "Аль-Каиды" существует точно такая же связка между "призывом" - да"ва и джихадом.) Это - к ответу на предыдущий вопрос.

При определении того, террористической ли является та или иная группировка, в том числе действующая на международном уровне, необходимо принимать во внимание, есть ли в таком объединении функциональное или локальное подразделение, совершающее или готовое совершать террористические акты, а не ждать, когда эта группировка совершит теракт на территории нашей страны. Международный терроризм может быть побежден, если будет принят универсальный принцип: если о какой-то организации, в том числе - действующей на международном или глобальном уровне, достоверно известно, что эта организация либо ее подразделения совершали в прошлом террористические акты против кого бы то ни было или о ней из ее программных или идеологических документов либо заявлений и призывов лидеров известно, что она готова совершать в будущем акты, могущие быть квалифицированы как террористические, - такая организация должна быть признана террористической со всеми вытекающими из этого правовыми и иными последствиями для этой организации.

- Каковы национальные особенности идеологии группировки "Хизбалла"?

- У "Хизбалла" как трансграничной и транснациональной группировки не может быть национальных особенностей идеологии, что называется, "по определению". Есть локальные задачи и лозунги момента, предназначенные для реализации "здесь и сейчас" - в Ливане в 2006 году.

Но у идеологии "Хизбалла" есть особенности - конфессиональные, отличающие идеологию "Хизбалла" от, скажем, идеологии "Аль-Каиды" или ХАМАС, являющихся организациями суннитской направленности. "Хизбалла" - шиитская организация. И шиитское идейное наследие - тот "резервуар", из которого черпают руководители и идеологи "Хизбалла", либо непосредственно (они имеют очень хорошее религиозное образование, полученное в иранском Куме), либо через посредство тегеранских аятолл (официальная должность Хасана Насраллы в системе шиитского духовенства - представитель рахбара, духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи в Ливане).

Шиитские особенности ислама, отличия шиизма от суннизма - тема очень объемная. Укажу на одну, но важную для понимания происходящего в Ливане и вокруг него, особенность. "Хизбалла" настроена резко антиваххабитски, чтобы не сказать антисуннитски. (Нелишне будет напомнить, что Саудовская Аравия - государство, где ваххабизм является официальной идеологией, а Иран и Саудовское королевство являются региональными геополитическими соперниками.) Ваххабиты платят "Хизбалла" той же монетой.

17 июля этого года авторитетный саудовский улем (религиозный ученый) Ибн-Джибрин издал фетву - ответ на несколько вопросов: "Можно ли поддерживать рафидитскую (так сунниты называют шиитов. - А.И.) так называемую "Хизбалла" - "Партию Аллаха"? Можно ли к ним присоединяться? Можно ли обращаться к Аллаху с мольбой о даровании им победы? Что Вы посоветуете об обманутых ею суннитах?"

Ответ такой: "Эту рафидитскую партию нельзя поддерживать. К ним нельзя присоединяться. Нельзя обращаться к Аллаху с мольбой о даровании им победы. Наш совет суннитам: быть к ним непричастными и не поддерживать тех, кто к ним присоединился, но разъяснять их враждебность исламу и мусульманам и вред, приносимый ими суннитам в прошлом и настоящем. Рафидиты всегда питают враждебность к суннитам, поелику возможно выпячивают недостатки суннитов, оскорбляют суннитов и строят против них козни. И на каждого, кто относится к рафидитам хорошо, распространяется та оценка, которая им дается - в соответствии со словами Всевышнего [в Коране]: "Тот, кто их берет в друзья, сам такой [букв. сам из них]".

На "низовом" уровне тоже распространено негативное отношение к "Хизбалла". "Хизбалла" на Интернет-форумах (я бы не стал приуменьшать репрезентативность этих источников: уровень обеспеченностью Интернетом, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, где распространен ваххабизм, соответствует уровню Израиля) прямо называют "Хизб аш-шайтан", т.е. "Партией сатаны", а не "Партией Аллаха". В информационно-пропагандистский оборот вводится претендующее на остроумие перенаименование "Хизбалла", понятное арабоязычным мусульманам: ее называют "Хизбаллат", т.е. "Партией [богини] Аллат" - так называли одно из божеств среди пантеона божеств в доисламской Аравии, на смену которому пришел ислам.

Когда второй человек в "Аль-Каиде" (идеология "Аль-Каиды" - ваххабитская) Айман аз-Завахири выступил в конце июля этого года с призывом к мусульманам-суннитам "бороться и становиться мучениками (шахидами) в войне против сионистов и крестоносцев" в Ливане и пообещал, что "священная война (джихад) не прекратится, пока наша религия не возобладает от Испании до Ирака", "Хизбалла" ответила на этот призыв в своей манере. Один из руководителей "Хизбалла" заявил, что "продемонстрированная телеканалом "Аль-Джазира" запись обращения аз-Завахири сфабрикована американской и израильской разведками". Он подчеркнул, что "Хизбалла" никогда не имела и не будет иметь никаких связей с "Аль-Каидой", поскольку по всем признакам, прежде всего религиозным и идеологическим, отличается от этой организации. "Хизбалла" защищает интересы Ливана и всего арабского мира, в то время как "Аль-Каида" "на самом деле работает на пользу американской администрации и своими действиями приносит исламу и всем мусульманам только вред и ненависть", - добавил представитель "Хизбалла".

- Отличается ли нынешняя война от конфликтов Ливана и Израиля в прошлом или это очередной эпизод в череде противостояний?

- Новизна ситуации мне видится в том, что в рамках затяжного ближневосточного конфликта появились реальные перспективы урегулирования с участием Израиля и арабских государств. В дело вмешался внерегиональный игрок - Иран, который использовал для вмешательства "Хизбалла", накапливавшийся на Юге Ливана с 2000 года мощный ударный кулак. Арабские государства совершенно без энтузиазма восприняли перспективы усиления этого внерегионального игрока, который, как это хорошо известно арабам, как минимум, с времен исламской революции в Иране (1979 года), питает не самые дружественные чувства, а если говорить прямо, - экспансионистские намерения в отношении арабского региона - Ирака, Саудовской Аравии, Бахрейна и других. То есть тех государств, где существует шиитское население. Именно поэтому в самом начале конфликта такие арабские государства, как Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Бахрейн выступили с осуждением "безответственных авантюр" "Хизбалла", "не служащих делу арабов", возлагая на "Хизбалла" вину за развязывание кризиса.

- Представители ислама и иудаизма, как в России, так и за рубежом, безусловно, видят в набирающей ход войне Израиля и Ливана борьбу арабского мира против израильской политики и Израиля против "исламского джихадизма". Закономерно ли, что любой конфликт, в котором присутствуют мусульмане, становится примером "столкновения цивилизаций", иудео-христианской и мусульманской?

- Я бы иначе сформулировал проблему. Конфликты появляются там и тогда, куда и когда проникают отряды или филиалы международного, точнее, глобального экстремистско-террористического интернационала. И это происходит не только в зонах распространения западной, иудео-христианской цивилизации, но буквально везде - и в буддистском Таиланде, и в конфуцианском Китае, и в католических Филиппинах, и в англиканско-католической Великобритании, и в поликонфессиональной России, и, самое главное, в самом исламском мире. Задача цивилизованного человечества, включая, естественно, и исламский мир, заключается в совместной и результативной борьбе против экстремизма и терроризма, в том числе - апеллирующего к религии.

Беседовал Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"



http://www.oprf.ru/

Док. 353627
Перв. публик.: 02.08.06
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 304

  • Игнатенко Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``