В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Явлинский: `Яблоко` - единственная крупная демократическая партия в России Назад
Григорий Явлинский: `Яблоко` - единственная крупная демократическая партия в России
Несмотря на серьезную неудачу на парламентских выборах России, Григорий Явлинский остается яркой фигурой на российском политическом ландшафте. Недавний митинг у телецентра "Останкино" в поддержку свободы слова и прошедший на днях съезд СПС заставили вновь говорить о либералах, "Яблоке" и Явлинском. Основные положения своей "Дорожной карты российских реформ" разъясняет в студии программы "Вести. Подробности" Григорий Явлинский.

- Григорий Алексеевич, конечно, не все наши зрители читали вашу статью "Дорожная карта российских реформ" в "Новой газете". Каковы ее основные положения?

- Основные тезисы статьи заключаются в том, что нужно четко видеть направление, куда мы движемся. Как достичь того, чтобы Россия сохраняла свои приоритеты, чтобы она оставалась страной, относящейся к большинству развитых стран мира. И для этого показано, что нужно сделать. Но мало того, как это нужно сделать. Я высказываю свою точку зрения и моих товарищей о том, как именно это нужно сделать, о том, что приоритетом должны быть права и свободы, и уважение, и жизнь граждан. А также как создать независимый суд в России, что очень непросто. И как решить проблемы собственности, особенно связанные с криминальной приватизацией середины 90-х годов. Как закрыть эту страницу. Главное направление этой статьи: как решить ключевые, самые сложные проблемы нашей экономики да и политики тоже.

- Об этих темах говорят все партии без исключения: о приоритете человека, о независимом суде, о гражданских свободах и так далее. В чем отличие вашей позиции?

- Наша позиция отличается тем, что мы говорим, как это сделать.

- Ну так раскройте секрет вашего рецепта!

- Первым делом является отношение к тому, как прошла криминальная приватизация в середине 90-х годов. И ее последствия не должны касаться лишь отдельных людей. Это должно быть общее решение. Необходимо решить следующие проблемы. Во-первых, компенсация в виде специального налога, адресованная гражданам России, которые остались без возможности доступа к самым серьезным и крупным активам. Это одноразовый налог, это известный в мире налог, его вводили в Великобритании, например. Этот налог называется windfall profit tax, то есть "налог на неожиданно полученные доходы". Кроме того, необходимо решить проблему отделения бизнеса от власти.

- На кого этот windfall profits tax должен распространяться, кто его должен заплатить?

- Его должны заплатить те, кто по крайне низкой, умопомрачительно низкой цене получили собственность в середине 90-х годов.

- Богатейшие люди России?

- Да, те, которые имеют отношение, в частности, к тем залоговым аукционам, которые до сих пор вызывают такое колоссальное напряжение в обществе и которые привели к тому, что граждане просто не доверяют институту собственности в Росси. Это наша принципиальная позиция. Она связана с тем, что нам необходимо восстановить справедливость в этом вопросе. Это очень важная вещь.

- И дальше?

- Кроме того, необходимо отделить бизнес от власти, влияние бизнеса на власть, попытки управлять всем бизнесом в стране со стороны власти - вещь совершенно недопустимая. И с этой целью мы предлагаем вести прозрачное открытое финансирование политических партий.

Добиться того, чтобы политические партии не финансировались больше олигархическими структурами. Чтобы сам избиратель точно понимал, за счет чего финансируются политические партии. Кроме того, необходимо принятие очень жестких решений антимонопольного свойства, которые предотвращали сверхконцентрацию капитала в отдельных руках. И наконец, легализовать навсегда всю собственность, которая сегодня есть в России, частную собственность, легализовать и ввести ее в легитимное русло, чтобы больше никогда не вставал вопрос о пересмотре имущественных отношений в России.

- Этот налог с трудно произносимым для многих названием и будет путем легализации?

- Это компенсационный налог, который будет адресован гражданам с тем, чтобы решить проблему вкладов до 92-го года, которые исчезли в ходе инфляции в 2600%. Не полностью, но хотя бы частично. Это налог, средства с которого можно использовать на решение проблем пенсионного обеспечения, образования, медицины. То есть, иначе говоря, дать гражданам чувство справедливости: что не произошло того, что узкая группа лиц захватила все ведущие активы страны, захватила все сырьевые ресурсы. Это не должно быть чувством, сопутствующим гражданину в России. Иначе в России никогда не будет настоящей стабильности, и люди никогда не поверят в институт собственности.

- Григорий Алексеевич, считаете ли вы свою партию, хоть и не парламентскую сейчас, в это время после последних выборов, все же влиятельной в стране? Можете ли вы сказать, что вы влияете на что-то, на какие-то процессы? Взяты ли ваши идеи хоть кем-то на вооружение?

- Сейчас наше влияние крайне ограничено. Как вам хорошо известно, возможности открыто высказывать свою позицию, проводить политические дебаты, доводить свою точку зрения до избирателей мы практически не имеем, поэтому мы и проводили тот самый митинг. Этот митинг был направлен на то, чтобы добиться права вернуться к тому, чтобы были политические дебаты и чтобы мы могли отстаивать свою точку зрения. Но мы предлагаем целый ряд решений в области бесплатного образования, здравоохранения, стабильной экономики, основанной на частной собственности и конкуренции. Все эти проекты у нас существуют, и мы очень хотели бы, чтобы раньше или позже нас услышали и начали этим пользоваться наконец.

- Григорий Алексеевич, вы часто говорите и всегда говорили о европейском выборе России. В своем послании президент Путин так и сказал, что Россия была, есть и будет великой европейской нацией. Эта европейская нота каким-то образом сейчас продолжает оставаться в нашем сознании. В то же время есть и определенные сомнения по поводу пределов интеграции. "Россия слишком большая и слишком русская, чтобы быть интегрированной куда бы то ни было. Интеграция в Запад означает членство в Евросоюзе и НАТО. Это немыслимо. Нас не примут ни в Евросоюз, ни в НАТО. И я берусь доказать, что нам туда собственно и не надо". Как вы относитесь к такому взгляду?

- Ну вряд ли к этому можно отнестись серьезно. Стоило бы только нам с вами хотя бы коротко порассуждать, что это означает - "быть в Европе"? Быть в Европе - это означает иметь независимый суд, иметь независимый парламент, иметь ответственные независимые открытые средства массовой информации, иметь спецслужбы и правоохранительные органы, которые контролируются парламентом и гражданами, иметь независимые выборы, и наконец, иметь бизнес, которым не управляет государство. Вот собственно и все. А будем ли мы входить в бюрократические структуры Европы? И будем ли мы входить в бюрократические оборонные структуры Североатлантического альянса - это вопрос бюрократический. Речь же идет о сути нашей жизни, о том, как она организована, о сути русской культуры, которая внесла колоссальный вклад в формирование в формирование европейской культуры. Поэтому это совершенно разные темы, и в бюрократическом смысле их обсуждать бессмысленно.

- Если даже и не в бюрократическом, все равно, на недавно состоявшемся съезде СПС обсуждался лозунг, который выдвинул Борис Немцов и Никита Белых, новый лидер СПС, сейчас говорит, что под этот лозунг Россию в Европу в повестке дня обсуждения Союза правых сил. Однако, после этого съезда второй человек в СПС Леонид Гозман заявил следующее: "Нашими главными противниками должны стать "Единая Россия", "Яблоко" и коммунисты". Это на фоне все еще остающихся у либералов иллюзий либо надежд на объединение "Яблока" и СПС.

- Союз правых сил не является ни демократической, ни строго говоря либеральной партией. Это неоконсервативная партия. Примерно как президент Буш в Соединенных Штатах. Что-то похожее больше на это. Конечно, с гораздо меньшим цивилизационным уровнем. Это современные неоконсерваторы. которые действуют зачастую по большевистскому принципу: цель оправдывает средства. Они имеют право на существование. Они, я думаю, имеют свою политическую нишу, но они никакого отношения не имеют к нам, к демократической партии России. Просто никакого, ровным счетом. И я рад, что даже такой человек, как Гозман, понял это.

- Считаете ли вы себя единственной демократической партией в России. Либо еще есть демократические партии?

- В России много демократических структур. Что касается официально существующих партий, их действительно немного. Но есть очень много демократических структур - десятки и сотни. Даже сотни, я настаиваю на этом, по всей стране. Но из крупных демократических партий, партия, которые соответствует всем стандартам, а они очень жесткие в последних законах, планка поднята очень высоко, на сегодняшний день, к сожалению, наверное, "Яблоко" одно.

Может быть, появятся еще какие-то партии. Но и до того, как они появятся и после этого, мы готовы очень серьезно обсуждать вопрос объединения демократических сил.

- Григорий Алексеевич, вы уроженец Львова и известны своей поддержкой "оранжевой революции" на Украине. И вот что пишет сейчас один из тех, кто в свое время тоже поддерживал украинскую оппозицию. Это известный международный эксперт по странам Восточной Европы Андерс Ослунд: "К сожалению, новое украинское правительство во главе с Юлией Тимошенко, еще одной героиней революции, неожиданно выбрала экономический курс, который выглядит по сути социалистическим и популистским. И результаты этого сказались немедленно. Если в прошлом году темпы роста на Украине составили 12%, но за первые 4 месяца этого года они резко снизились до пяти. А инфляция выросла до 15". И далее Ослунд говорит о предательстве идеалов оранжевой революции ныне действующим украинским правительством". Как вы сейчас относитесь к тому, что происходит на Украине?

- Прежде всего я хочу сказать, что оценки профессора Ослунда в отношении России традиционно являются неверными. Он всегда дает неправильный политические и экономические оценки в отношении Украины, поэтому он и считается кое-где официальным и авторитетным экспертом. Что касается Украины. Я хотел бы подчеркнуть: сегодняшнее правительство Украины сталкивается с колоссальными трудностями. Это трудности объективного характера. Особенности экономики Украины таковы, что 80% конечного продукта Украины производится в кооперации с Россией. Особенности Украины таковы, что энергетические возможности Украины без России совершенно немыслимы.

Кроме того, разнородное правительство сложилось как оппозиция Кучме, поэтому ему очень трудно справляться с экономическим курсом в едином направлении, в едином порыве. Я не хотел бы вмешиваться во внутренние дела Украины. Я хотел бы пожелать им успеха.

Думаю, что на сегодняшний день трудности, с которыми они сталкиваются, очень серьезные. Я не могу сказать, что Россия должна была бы брать пример с Украины в части того, какую экономическую политику сегодня проводит Украина. Я могу только сказать, что я желаю Украине успеха. И очень бы этого хотел.

- Вы считаете, что любой комментарий с вашей стороны будет вмешательством во внутренние дела Украины?

- Я считаю, что попытка, пресечь административными способами рост цен на бензин, если вы об этом говорите, конечно, носит ограниченный характер. Поскольку это не экономическая мера, а административная. Однако хочу вам напомнить, что не так давно Соединенные Штаты приняли решение регулировали цены на сталь. Я могу привести вам еще много аналогичных примеров. Или, например, речь идет о субсидировании целого ряда отраслей в Украине. Сейчас идет суд между "Боингом" и "Эрбасом" относительно субсидирования.

02.06.2005

http://www.vesti.ru/doc.html?id=116440


Док. 353357
Перв. публик.: 02.06.05
Последн. ред.: 14.08.07
Число обращений: 432

  • Явлинский Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``