В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Суд без мантии и клеток Назад
Суд без мантии и клеток






Есть надежда, что в этом году Государственная Дума всё же примет окончательно закон "О ювенальной юстиции". С тем, что судить юных правонарушителей нужно по-особому, сегодня согласны и Президент, и Верховный суд, и Министерство юстиции, и Генпрокуратура. Законопроект-долгожитель лежит в Думе уже четыре года с момента своего первого чтения. Дети тем временем растут, некоторые оступаются, попадают в места лишения свободы и выходят оттуда, отнюдь не став лучше.

- Не создав системы защиты прав ребенка, нельзя даже приблизиться к решению проблем детского алкоголизма и наркомании, - говорит член Общественной палаты РФ, главный врач Московского наркологического диспансера Олег Зыков. - Главное, судьба ребенка и его конфликт в микросоциуме. А асоциальное поведение - это протест, попытка привлечь к себе внимание взрослых. Правонарушение, совершенное ребенком, это всегда продолжение какого-то правонарушения, насилия, несправедливости взрослых по отношению к нему. Мы, например, анализировали правонарушения девочек и выяснили, что в 50 процентах случаев в детстве над ними было совершено сексуальное насилие. Поэтому для меня ювенальная юстиция - это не столько специальная судебная процедура, сколько создание некоего системного взгляда на судьбу подрастающего человека. Ребенок не может быть объектом репрессий со стороны общества. Он должен быть только субъектом реабилитации. Посадив его в тюрьму, мы сделаем из него настоящего бандита. Из нее он выйдет, снова окажется среди нас и будет исповедовать криминальную идеологию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что обществу невыгодно сажать ребенка в тюрьму ни в нравственном, ни в демографическом, ни в экономическом планах.

Сегодня власть говорит, что на ювенальную юстицию нужно много денег. Но она не учитывает, что после ее создания деньги будут экономиться.

- Чем работа ювенального суда отличается от работы обычного, общей юрисдикции?

- Чтобы вынести мудрое решение, детский судья должен быть не просто юристом. Он обязан быть еще и детским психологом, разбираться в социологии, знать все нюансы судьбы своих подсудимых. Но он, разумеется, не может всего этого знать, сидя в суде. Для этого ему нужен помощник - социальный работник, который будет готовить судебные решения, помогать судье решить дело в интересах ребенка. Каждое решение ювенального суда должно быть в конечном счете индивидуальной программой реабилитации. Судья на основании анализа каждой конкретной судьбы ребенка должен будет сделать вывод: почему так случилось, почему несовершеннолетний пошел на преступление? Затем он должен будет так повлиять на ребенка и всю его жизнь, чтобы тот понял криминальный характер своего поведения. Оттолкнувшись от судьбы конкретного Васи Петрова и используя вертикаль судебной власти, можно решать проблемы федерального масштаба, доводить их до Верховного суда. Кстати там тоже должна появиться ювенальная коллегия, которая будет участвовать в формировании государственной политики в отношении несовершеннолетних.

Ювенальная юстиция - это правовая основа социальной политики в отношении несовершеннолетних. Так мы ее понимаем. Сейчас вся работа с несовершеннолетними строится сверху вниз. Сколько социальных программ ни подготовь, все равно дело дойдет только до освоения средств и до последующей отчетности, но не до жизни конкретных детей. Приведу несколько примеров. Я присутствовал на заседаниях ювенального суда в Париже. Однажды там рассматривалось дело двенадцатилетнего мальчишки, который занимался телефонным терроризмом. Он постоянно вызывал пожарную команду. Его поймали. Выяснилось, что родители занимаются ребенком очень мало, а сам мальчик просто не понимает, что за каждым его ложным вызовом пожарных - большие деньги, которые тратит государство, реальные ЧП и погибшие люди, помочь которым пожарные могут не успеть из-за ложной тревоги. Судья принял очень мудрое решение. Он обязал мальчишку в течение двух или трёх недель работать в пожарной части - чистить ботинки пожарным. В результате ребёнок увидел, как трудятся эти смелые люди, подружился с ними. Его стали брать с собой на пожары. Конечно, мальчишка решил стать пожарным.

Другой пример. Подросток постоянно обижал маленьких детей во дворе. За это судья обязал его сопровождать группы малышей на экскурсиях в Лувре. Подросток должен был следить, чтобы они не разбегались, не отставали от экскурсовода. Для этого ему необходимо было научиться строить отношения, договариваться с теми, кто младше. И, наконец, случай из отечественной практики. В Черемушкинском суде Москвы есть ювенальный судья. Однажды там рассматривалось дело подростка-хулигана шестнадцати лет, который выломал дверь в подъезде. Еще раз повторюсь, плохое поведение ребенка - это часто попытка привлечь к себе родительское внимание. Так было и в этом случае. Поэтому судья Захарова присудила не просто взыскать материальный ущерб с отца этого парня. Она постановила, что отец и сын должны совместно установить в подъезде новую дверь.

- Работников для ювенальных судов нужно будет специально готовить?

- Конечно. Как мы уже выяснили, такой судья должен знать и уметь больше своих коллег. В ряде вузов сегодня уже есть кафедры ювенальной юстиции, есть и такая специализация. Специальности пока нет.

- Сколько детских судов уже создано и каковы результаты их работы?

- Самостоятельные, размещающиеся в отдельных зданиях, ювенальные суды есть в Таганроге и Шахтах. Они являются частью суда общей юрисдикции и укомплектованы штатом специалистов. Там нет "клеток" в залах, судьи не надевают мантию, а обвинители - форму. Нет конвоя. Поэтому процессы по тяжким преступлениям там не проходят, их обычно переносят в городской суд Таганрога. Ювенальные судьи обращаются к подросткам исключительно по имени, избегают обращения "подсудимый". В Ростовской области 14 "прообразов" ювенальных судов. Все они работают уже пять лет в рамках пилотного проекта по введению в действие ювенальных судов и руководствуются так называемыми Пекинскими правилами - Минимальными стандартами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Есть судьи, занимающиеся исключительно "детскими" делами в Брянске, Санкт-Петербурге, в Черемушкинском суде Москвы.

Ювенальные судьи наделены правом выносить частные определения в адрес органов, действия или бездействие которых привели к нарушению прав ребенка. Наиболее подробная статистика имеется по Ростовской области. В 2005 году там было осуждено 2092 несовершеннолетних (11 процентов от общего количества осужденных), из них 1085 человек прошли через ювенальные суды. При этом если суды общей юрисдикции приговорили к лишению свободы 18-19 процентов подростков, показатель ювенальных судов - 9 процентов. 23,6 процента осужденных лишили свободы условно. Из 911 несовершеннолетних 330 получили необходимую психологическую поддержку, 105 - помощь в трудоустройстве, 156 были восстановлены на учебе или направлены в учебные заведения, 30 отправлены к наркологу, а 180 оказана помощь по налаживанию отношений в семье. В 10 процентах случаев судами вынесены частные определения в адрес органов образования, опеки и т. п. 196 несовершеннолетних были освобождены от уголовной ответственности из-за примирения сторон в зале суда. Благодаря тому, что социальные работники продолжают вести своих подопечных еще спустя год-полтора после суда, отмечено беспрецедентное снижение рецидивной преступности среди несовершеннолетних. В Таганроге из 144 подростков, прошедших через ювенальный суд, в течение года ни один не был повторно привлечен к ответственности за какое-либо правонарушение.

- А разве сейчас обычный судья не может назначить ребенку меры воспитательного характера, исследовать его судьбу, взаимодействовать с социальными службами?

- Может. И имеет такое право. Просто обычному судье это и в голову не приходит, и руки у него до этого не доходят в силу большой загруженности "взрослыми" делами. Судите сами: человек привык заниматься делами олигархов и матерых уголовников, воров в законе, серийных убийц, маньяков, хитроумных мошенников, наркоторговцев, и вдруг ему какого-то пацана приводят Судья и не знает ничего об этом пацане, и помощника, чтобы собрать информацию, у него нет. Рассчитывать на то, что такой судья примет мудрое и нравственное решение только в силу того, что он носит мантию, не приходится. Часто за незначительные, по сути, проступки подростка лишают свободы и этим ломают ему жизнь.

- Почему так долго не принимаются законы "О ювенальной юстиции" и "О ювенальных судах"?

- Не введя само понятие "ювенальный суд" в судебную систему, невозможно принимать эти законы. Между тем федеральный законопроект "О внесении изменений в ФКЗ "О судебной системе РФ" внесен в Госдуму еще 18 декабря 2000 года. В статье 26 этого закона говорится, что "для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних создаются ювенальные суды в системе судов общей юрисдикции". Подчеркивалось, что делается это для реализации обязательств, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка. В 2002 году закон приняли в первом чтении, но после этого он был заморожен. Решили сначала провести эксперименты в нескольких регионах, чтобы на практике оценить эффективность деятельности судей, практикующихся в ювенальной сфере. Эксперимент, как видите, прошел успешно. Кроме того, камнем преткновения стал вопрос о том, создавать ли ювенальные суды как отдельную структуру или же встраивать их в систему судов общей юрисдикции. Исторически в России была автономная ювенальная юстиция, и я мечтаю именно о такой. Потому что чем специализированнее будут развиваться ювенальные технологии, тем они будет эффективнее. Но мы уже согласились, что можно создать ювенальные суды в рамках судов общей юрисдикции. Явных противников этого на сегодня вроде бы нет. Во время "круглого стола" по этим проблемам, проходившего в Думе, у меня сложилось впечатление о конструктивной позиции депутатов.





http://www.oprf.ru/


Док. 353258
Перв. публик.: 06.07.06
Последн. ред.: 13.08.07
Число обращений: 340

  • Зыков Олег Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``