В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Артур Чилингаров: `обойдемся без паники` Назад
Артур Чилингаров: `обойдемся без паники`
Герой России, ученый-полярник, академик, политик, депутат Госдумы... Все эти регалии принадлежат вице-спикеру российского парламента Артуру Чилингарову. Пообщаться с таким человеком всегда интересно, тем более когда он сам приглашает к разговору на разные темы, выделяя из плотного графика своего делового визита в Омск только сорок минут для пресс-конференции в библиотеке имени Пушки-Вопросы к ученому-полярнику с мировым именем

на. Корреспонденту "Ч" посчастливилось присутствовать на этой встрече, о самых ярких моментах которой он и решил поделиться с читателям. Разделив предварительно вопросы на те, которые задавались Герою России и ученому-полярнику с мировым именем Артуру Чилингарову, и те, что были адресованы политику и вице-спикеру Государственной думы.

ОМСКИЙ АH-3

-Мой визит в Омск связан с самолетами Ан-3. Внимание к нему объясняется тем, что самолет омского производства впервые за всю историю освоения Антарктиды и вообще в мировой практике долетел до Южного полюса. Это событие стало очень важным в освоении самой южной точки земного шара. Но так получилось, что долететь мы долетели, с чем и поздравил нас по телефону Владимир Путин, а вернуться с Южного полюса самолет не смог - отказал двигатель. Хорошо, что он отказал не в воздухе, а на земле. Но сам полет, конечно же, вошел в историю.

-Чего вы хотели добиться этим полетом?

-Задача была в том, чтобы рассказать всему миру, что есть такой российский самолет Ан-3, что делают его в Омске, что в России очень много самолетов Ан-2, которые бездействуют, отработав свой ресурс, но их можно с помощью омских умельцев оживить и переделать в Ан-3 - самолет, способный летать аж на Южный полюс.

В России 4 тысячи самолетов Ан-2. Если их переделать в Ан-3, они смогут летать еще десять лет. Это единственный самолет, который может совершить посадку на лыжах в любой точке Севера и Сибири.

Задачу мы выполнили. Но самолет остался на Южном полюсе.

Три года он уже там зимует. Теперь встала задача вернуть самолет в Омск. Сначала доставить туда ремонтную бригаду, отремонтировать самолет и затем уже с тем же экипажем снова преодолеть 20000 км и вернуться в Омск.

Конечно, задача эта очень трудная, но возможность такая есть, о чем мы говорили с губернатором Омской области Леонидом Полежаевым, руководством двух омских заводов и коллективом конструкторов и инженеров.

Это не только производственная задача, но еще и политическая. Надо больше говорить о тех людях, которые достигают мастерства ради России. Для Омска есть такая возможность. Тем более что деньги у государства я не прошу. Все мои экспедиции связаны с моим авторитетом и моим именем. И под это нам готовы давать деньги.

Американцы с 1924 года все пытаются долететь до Южного полюса на одномоторном самолете, но у них ничего до сих пор не получается. Да, они летают туда (там расположена единственная полярная станция, она американская), но летают на четырехмоторном самолете. А омский экипаж долетел до Южного полюса на одномоторном самолете!

-Какова причина невозвращения самолета? Только двигатель или ошибка пилота?

-И то, и другое. Сначала скажу о двигателе. Южный полюс находится на высоте 4500 км над уровнем моря. Там тяжело с кислородом, дышать трудно, а для двигателя это означает, что он может заглохнуть, а затем и замерзнуть при температуре под минус 80 градусов. Но самое неприятное, что двигатель должен был остановиться, потому что по российским инструкциям самолет нельзя заправлять, когда работает двигатель. Конечно, эта инструкция написана не для Южного полюса. Но такова реальность. И пилот действовал по инструкции. Можно было бы не глушить двигатель, но тогда была опасность пожара. Американцы, кстати, двигатели не глушат.

Следует сказать и о больших нагрузках на двигатель. Пилот смог его запустить после заправки, но появились сбои в его работе, вибрация. Лететь на этом самолете стало опасно. Омский экипаж был готов лететь. Но я принял решение не рисковать.

И самое важное - двигатель оказался старым. Он хороший, надежный, но его ресурс почему-то закончился, как только мы сели на Южном полюсе. Почему нам поставили такой двигатель? Должно быть, в интересах экономии. Теперь

жалеют об этом. Но поскольку, как я уже говорил, принято решение о возвращении Ан-3 в Омск, я уверен, что двигатель отремонтируют, и омский самолет еще раз докажет всему миру, на что способны российские мастера.

Вопросы к вице-спикеру

ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПАРЛАМЕНТ

- Я считаю: мы, депутаты Государственной думы, не должны следовать всем проектам, которые рождаются подчас в горячих головах правительства. Если мы будем это делать, то потеряем свое лицо, превратимся в придаток правительства.

Я могу сказать, что такие попытки были, особенно по закону о монетизации льгот. Но Дума настояла на своем, и две тысячи поправок были внесены в закон. Я считаю, что если мы хотим что-то хорошее сделать для людей, то сначала надо спросить об этом у них. Хотят они компенсировать льготы деньгами или нет? Многие авторы этого закона не понимают российский менталитет. Ветеранам не столько нужны деньги, сколько уважение и внимание со стороны государства. Я убеждал, убеждаю и буду убеждать, что нельзя деньгами ценить многие вещи, ради которых люди воевали, шли на смерть.

Сейчас в этом вопросе появилась позиция Думы. И мы ни в коем случае не будем следовать слепо всему, что предлагает правительство. Хотя мы, как партия большинства в парламенте, должны были формировать правительство страны, чтобы была полная ответственность перед нашими избирателями. Но нас никто не послушал. Мы рекомендовали очень много людей в правительство. Никого не назначили. Прошел один Александр Жуков, который потом занял позицию правительства. Ответственность должна быть совместной. Когда министр что-то предлагает, а депутаты голосуют за это, мы вместе дол-жны отвечать за последствия. Нормальное цивилизованное общество опирается прежде всего на парламент - на представительную власть, на депутатов от народа. Правительство с народом не общается. Оно живет в своем замкнутом мире. Даже трагедия в Беслане не смогла выдвинуть наших министров в народ. Разве можно всю ответственность взваливать на одного человека - президента, который уже черный стал от горя?

-Будет ли государство что-то предпринимать по защите школ от терроризма?

-Мы с вами живем в России, а не в Израиле, где каждую школу охраняют войска. У нас другая страна. Другой менталитет. И надо понимать, что война идет на Северном Кавказе, а не во всей России. Я буду голосовать за то, чтобы объявить чрезвычайное положение на Северном Кавказе. Это перекроет все пути, по которым поступает туда оружие, а оттуда наркотики и ворованная нефть. 2 млн. тонн добывается в Чечне, на миллиарды долларов. Все эти каналы давно пора было перекрыть, закрыть границы.

В России не должно быть истерии. Усиление мер безопасности необходимо. Да, бдительность должна быть. Но паники не надо.

http://www.er-duma.ru/pubs/5005
Алексей ФОМИН.
Дата: 09 сентября 2004




Док. 353250
Перв. публик.: 09.09.04
Последн. ред.: 13.08.07
Число обращений: 397

  • Чилингаров Артур Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``