В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Артур Чилингаров: Два полюса одной жизни Назад
Артур Чилингаров: Два полюса одной жизни
Но куда больше, чем доброжелательность губернатора и подарки шахтеров, меня поразило одно письмо в "Смену" - пришло оно на следующий день после нашего возвращения. В нем всего несколько строк: "Как здорово, что наших полярников смогли спасти! Наконец-то хоть одно ЧП в нашей стране закончилось без жертв... Я, честно говоря, этого Шойгу со скорбным лицом видеть не могу". И подпись: "Елена Пылеева".

Мы устали от того, что любые катаклизмы в нашей стране заканчиваются бедой и жертвами. В Арктике спасательная операция по эвакуации "СП-32" была проведена блестяще. Это действительно победа.

Но дело не только в том, что страна обрадовалась: и у нас есть профессионалы, умеющие найти выход в самых критических ситуациях и уберечь человеческие жизни.

Мы вдруг вспомнили, что Россия всегда была арктической державой, что страна наша всегда гордилась мужеством своих полярных исследователей, а накопленные с таким трудом знания об Арктике помогают сегодня и нефть на Севере добывать, и газ, и точнее погоду предсказывать, стихийные бедствия предугадывать...

Север будет возрожден

- Мы неизбежно рано или поздно придем к необходимости возрождения российского Севера, - убежден Чилингаров. - Другого пути у нас просто нет.

И для того чтобы времена эти наступили как можно раньше, он пытается делать то, что в его возможностях. Например, сейчас объединяет в некоммерческое партнерство всех, кто заинтересован в развитии Северного морского пути - национальной транспортной магистрали России: нефтяников и газодобытчиков, северные пароходства и Росгидромет, обладавший когда-то мощной сетью полярных метеоцентров. Чилингаров убежден, что Северный морской путь может стать одним из важнейших мировых транспортных коридоров между Европой и Дальним Востоком, странами Азии, позволяющим в несколько раз сократить путь из Европы в Азию, а значит, снизить стоимость доставки грузов. От активной работы этого коридора, основную часть которого и составляет Северный морской путь, российский бюджет может постоянно пополняться сотнями миллионов долларов США. Он с улыбкой относится к рассуждениям о том, что в ближайшие десятилетия в Арктике так потеплеет, что в Ледовитом океане можно будет спокойно плавать по чистой воде и никакое ледокольное сопровождение и гидрометеообеспечение судам не понадобится, и пробивает идею возрождения полярных станций по всей трассе.

Первые шаги уже сделаны. Благодаря Чилингарову, сумевшему найти внебюджетные деньги и заинтересовать своей идеей даже американцев, возрождается сгоревшая несколько лет назад полярная станция на острове Белом. Остров этот, если взглянуть на карту России, нависает над Ямалом. Расположен он в Карском море, и без данных этой станции судам трудно преодолевать коварные Карские ворота - один из самых тяжелых участков Севморпути.

Мы уже почти забыли о том, что когда-то наша страна лидировала в Арктике, что у нас возле полюса круглый год работали дрейфующие научные станции, а иногда одновременно таких станций было несколько, и проработали они в общей сложности 29 726 суток, вместе со льдинами, ставшими их пристанищем, преодолели по Ледовитому океану 169 654 километра. Это был удивительно интересный для науки путь. И на этом пути были сделаны многие крупнейшие географические открытия ХХ века - например, открыты уникальные трансокеанские хребты, получены данные о Ледовитом океане, о всем Северном полушарии, данные, без которых наверняка трудно было бы освоить и нашу национальную транспортную магистраль - Северный морской путь, кратчайший путь из Европы на Дальний Восток. Работа советских дрейфующих станций и высокоширотной экспедиции "Север" во всем мире признана самой выдающейся экспедиционной программой ХХ века.

До прошлого года этот опыт никому не требовался. И, похоже это никого не расстраивало. Кроме ученых, полярников, да еще тех, кто живет и работает в Арктике. Наш родной петербург-ский Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, который всегда называли штабом двух полюсов, вместе со своим начальством из Росгидромета пытались добиться возобновления этих исследований, но не смогли. Им из года в год на правительственном уровне отвечали: "Сейчас стране не до вашей Арктики". Правда, не объясняли, как это стране, могущество и благополучие которой во многом зависит от Севера, Заполярья, его природных ресурсов, стране, десятки миллионов жителей которой на этом самом Севере и живут, может быть "не до Арктики".

И казалось, эту бетонную стену не пробьет ни один отбойный молоток. Пробил ее Артур Чилингаров.

Именно работа "СП-32" стала толчком для возобновления российских высокоширотных арктических экспедиций.

"СП-33": флаг поднят

И вот с 2004 года под нажимом в частности того же Чилингарова - одного из инициаторов проведения в 2007 - 2008 годах крупнейшего научного эксперимента с участием практически всех стран, заинтересованных в исследовании высоких широт нашей планеты, - Международного полярного года, - российское правительство возобновило финансирование организации и проведения исследований с дрейфующих льдов Северного Ледовитого океана.

Благодаря этому стало возможным и открытие нынешней осенью севернее Новосибирских островов новой дрейфующей станции - "Северный полюс-33". На ней будут продолжены многолетние исследования с дрейфующего льда Центральной Арктики, в которых наша страна является признанным лидером. Ожидается, что благодаря "СП-33" будут возобновлены гидрометеорологический и экологический мониторинг центральной части Арктического бассейна, проведение комплекса натурных исследований, необходимых для совершенствования методов гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в Арктике.

Планируется, что научно-исследовательская дрейфующая станция "СП-33" проработает два года: первый год с российскими полярниками, а затем к ним присоединятся и зарубежные ученые. Интерес к проведению экспериментов на новой российской СП уже проявили научные организации Норвегии, Германии, США и других стран. Словом, накануне Международного полярного года Россия разворачивает крупномасштабные исследования с дрейфующих льдов Центральной Арктики и явно возвращает себе приоритет ведущей арктической державы.

В Чилингарове такое сочетание энергии, авантюризма, энтузиазма и умения заводить людей, что нет просто в мире такой крепости, которая устоит перед его атакой.

Ленинградская гордость

И еще он просто везучий человек. Везучий с детства, с тех блокадных времен, когда в его дом на проспекте Маклина попала бомба, потолок рухнул, а балка, которая могла раздавить лежавшего в кровати ребенка, повисла на металлических спинках. (В те годы Арик вместе с приятелем - соседом по дому - очень боялись ослабнуть от голода или замерзнуть ночью в постели: они представляли, как быстро с ними разделаются крысы - серые стаи носились по улице даже днем.)

Он и в Макаровку поступил, скорее всего, чтобы поскорее избавиться от воспоминаний о голодном детстве - в училище кормили и выдавали форму. А еще потому, что, когда работал слесарем на Балтийском заводе, мастера посылали его в соседний магазин за водкой. А туда заходили и курсанты из Макаровки.

...Только спустя годы я узнал, что с будущим вице-спикером Госдумы, воспитанным русской мамой Ксенией Георгиевной, чей дом всегда был открыт для полярников, похороненной на Красненьком кладбище, и еврейским отчимом, мы учились в одной школе. Приблизительно в одно и то же время бегали по одним и тем же дворам-колодцам, окруженным сумрачными домами, почти закрывающими небо между улицами Маяковского и Восстания, по крохотным садикам, где еще до сих пор сидят старушки-блокадницы. Но Чилингаров на десяток лет постарше - он еще сам застал блокаду.

И дело даже не в том, что через Госдуму он пробил определенные - хотя, конечно, мизерные - денежные средства, помогающие старикам-блокадникам дожить остатки лет. Это не его за-слуга. Это его обязанность. И хорошо, что он постарался ее выполнить. На нем лежит определенный отсвет города, в котором ему выпало счастье родиться. Он ленинградец, и это видно за версту.

- Ты помнишь, где всегда можно было встретить коренных ленинградцев? - говорил он мне недавно и тут же начинал улыбаться от этих дорогих ему воспоминаний, ходить по комнате (ему вообще тяжело долго усидеть на одном месте - я поражаюсь, как он с его взрывным характером столько лет высиживает в кресле вице-спикера Госдумы). - Их можно было встретить в бане. Потому что все жили в коммуналках... Но эти жители коммуналок всегда были вежливы и интеллигентны, на них всегда лежала печать нашего великого города... И я хочу, чтобы петербуржцы всегда чувствовали себя в своем городе комфортно и уютно.

Самое почетное звание -Полярник

У Артура Чилингарова множество разных почетных званий и наград. Он - доктор географических наук, Герой Советского Союза, заместитель председателя Государственной думы, опытный политик и один из лидеров "Единой России"... Но есть звание, которым он гордится больше всего, - Полярник. И я прекрасно знаю, что куда уютнее, чем в элегантном костюме и модном галстуке, он чувствует себя в унтах и полярной амуниции. Это ученый с ручищами молотобойца.

- Да, я прежде всего полярник, полярный исследователь и горжусь тем, что, начиная с моей родной Макаровки, принадлежу к той плеяде людей, кто посвятил свою жизнь исследованию полюсов Земли, полярным экспедициям.

Сколько раз Чилингаров был за свою жизнь на полюсах Земли - сосчитать не может, кажется, и он сам. Он попал даже в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире человек, в течение шести месяцев побывавший и на Северном полюсе, и на Южном.

В голове у него множество проектов и идей. От транспортировки айсбергов до объединения моряков, летчиков, ученых, добытчиков нефти и газа - всех, кто работает вдоль северного фасада России, - в некоммерческое партнерство, то есть возрождение знаменитого Севморпути... Свои идеи он отстаивает, пробивает, убеждая всех в их громадной пользе для России.

...Не знаю, так ли уж важно, сколько в рассказах о нем правды и сколько вымысла. Если говорить об Артуре Николаевиче Чилингарове, то порой даже правда часто кажется вымыслом.

http://www.er-duma.ru/pubs/5694
Владимир СТРУГАЦКИЙ
Смена Санкт-Петербург, Город: Санкт-Петербург
Дата: 15 октября 2004



Док. 353239
Перв. публик.: 15.10.04
Последн. ред.: 13.08.07
Число обращений: 340

  • Чилингаров Артур Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``