В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Солнце светит всем` или о развитии информационного общества в России Назад
`Солнце светит всем` или о развитии информационного общества в России





В июле 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция "Электронное государство: подходы к реализации и перспективы развития", завершившая целую серию дискуссий о роли новейших технологий в процессе формирования электронного общества. Конференция была организована Сенаторским клубом Совета Федерации ФС РФ при поддержке Комиссии по информационной политике СФ ФС РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федерального агентства по информационным технологиям. В работе конференции принимала участие член Общественной палаты РФ от Уральского федерального округа Елена Дьякова.

- Елена, расскажите немного о конференции. Кто ее организовывал? Какие темы на ней обсуждались?

- Конференция была организована Сенаторским клубом Совета Федерации ФС РФ при поддержке Комиссии Совета Федерации по информационной политике, МЭРТ РФ и Федерального агентства по информационным технологиям. В конференции участвовали ведущие специалисты по информатизации как федерального, так и регионального уровня, в том числе представители МЭРТа, ФАИТа, Счетной палаты РФ, ЦИК России. Точку зрения бизнеса озвучивали сотрудники и руководители крупнейших отечественных и зарубежных ИКТ-компаний. Конференция проходила под председательством Евгения Елисеева, первого заместителя Председателя Комиссии Совета Федерации по информационной политике.

- Какую роль играли в работе конференции представители "третьего сектора" или проще говоря, гражданского общества?

- Спасибо за этот вопрос. Сама факт, чтоб на конференцию были приглашены представители общественных организаций, например, Алексей Демидов, первый заместитель Российского комитета программы "ЮНЕСКО" "Информация для всех", говорит о том, что чиновники все больше осознают важность участия гражданского общества в решении проблем государства и готовы с нами сотрудничать. Организаторы конференции хорошо осознают, что только усилиями власти и бизнеса обеспечить переход России к информационному обществу очень сложно. В связи с этим хочется поблагодарить Сенаторский клуб, Комиссию по информационной политике Совета Федерации и лично Евгения Елисеева, МЭРТ и ФАИТ за приглашение принять участие в обсуждении проблем информатизации.

- А в чем может состоять вклад НКО в развитие информационного общества? Вроде бы у нас и государство, и бизнес и так неплохо с этим справляются: не случайно ИКТ является самой быстрорастущей отраслью отечественной экономики.

- Да, сегодня благодаря частным инвестициям ИКТ превратились в одну из самых стремительно развивающихся отраслей промышленности и один из основных источников технологических новшеств. Но с учетом инвестиционных рисков и операционных расходов в сферу интересов бизнеса попадали и продолжают попадать в первую очередь самые привлекательные рынки с высокой доходностью. Поэтому, как и во всем мире, информатизация в России началась с мегаполисов и крупных городов, и только постепенно стала переходить на менее привлекательные и низкодоходные рынки. Это, также как и во всем мире, породило внутри страны так называемый "цифровой раскол" и сформировало группы "информационно богатых" и "информационно бедных", и - а это уже наша российская специфика - усилило фрагментацию общества, и так уже сильно разделенного. Конечно, эти внутренние разрывы (экономические, поколенческие, ценностные и др.) существовали и раньше, однако с появлением ИКТ возникла опасная тенденция к их расширению и углублению.

- Но в 2002 году была принята Федеральная целевая программа "Электронная Россия", которая как раз исходит из того, что того, что решение проблем информатизации страны в приемлемые сроки невозможно только за счет использования существующего рыночного механизма и требует государственной поддержки на всех уровнях...

- Совершенно верно. И не случайно одной из главных задач ФЦП "Электронная Россия" является информатизация государственного управления в целях повышения его эффективности. По мнению разработчиков, именно отставание в этой сфере и создает барьеры для ускоренного распространения новых коммуникационных технологий в российском обществе.

Для примера сошлюсь на один из субъектов федерации, входящий в состав УрФО - на Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, являющийся одним из лидеров российской информатизации. Там активно ведется работа по созданию Единого государственного регистра, государственные и муниципальные органы власти переходят на электронный документооборот, вводится электронная "социальная карта", работает окружной Образовательный портал и один из лучших сайтов органов власти в стране, где работает уникальный ресурс "Дискуссионный клуб" для обсуждения самых острых проблем государственной и общественной жизни.

Однако на общенациональном уровне стратегия перехода к информационному обществу реализуется не слишком эффективно. Общепризнанно, что острейшей проблемой в данной сфере остается "лоскутный" характер информатизации государственного управления: органы власти внедряют ИКТ, не взаимодействуя и не координируясь друг с другом, что порождает множество трудностей и нестыковок.

- Как вы думаете, почему так происходит? Почему внедрение ИКТ усиливает фрагментацию общества, вместо того, чтобы укреплять его единство?

- Причин много. На мой взгляд, во многом они связаны с тем, что как бы эффективна не была и деятельность бизнеса, и деятельность государства в сфере информатизации, она направлена в первую очередь на решение задачи доступа к ИКТ, т.е. повышение уровня обеспеченности соответствующим оборудованием и программам, в том время как вопрос о том, кто и как будет пользоваться этими программами, остается в стороне. В результате, несмотря на все усилия, в обществе сохраняется деление на "информационно богатых" и "информационно бедных".

- Вы уже несколько раз упомянули это деление. Если можно, поясните подробнее, что под ним подразумевается?

- "Информационно богатые" - это те, кто имеет полный доступ к новейшим информационным технологиям. В России это в первую очередь мужчины с высшим образованием в возрасте от 20 до 40 лет, проживающие в больших городах. Это - представители того слоя населения, который больше всего выиграл от разрушения закрытой советской экономической системы и оказался конкурентоспособным в новой рыночной экономике.

"Информационно бедные" - это, напротив, те, для кого информационная революция XX века так и не началась. Считается, что самыми "нищими" в информационном плане в России являются пожилые сельские жители (и особенно жительницы), которые имеют ограниченный доступ даже к традиционным СМИ. Если в больших городах в постсоветский период произошло заметное обогащение информационного пространства, то в сельской местности имело место оскудение этого пространства и даже его деградация.

Наличие в одном и том же обществе и тех, кто пользуется всеми благами информационной революции и тех, кто вовсе не имеет к ним доступа получило название "цифрового раскола". Особенность нашей страны состоит в том, что между информационным богатством жителей крупных городов и информационной нищетой жителей российского села существует множество промежуточных вариантов. Многообразие типов "информационного богатства", "информационной зажиточности" и "информационной бедности" в современной России еще раз подтверждает высокую степень фрагментированности современного российского общества, и невозможность преодолеть эту фрагментированность только усилиями государства и бизнеса.

- Какую роль, на ваш взгляд, должны играть институты гражданского общества в процессах построения информационного общества в России? И, в частности, в чем должна состоять роль Общественной палаты?

- Эту тему мы подробно обсуждали на секции "Роль общественных организаций в построении Электронного государства", которую мы вели совместно с Алексеем Демидовым. Напомню, что главной задачей Общественной палаты РФ, согласно No 32 - ФЗ, является именно "согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития". Считаю, что прошедшая конференция - важный шаг на пути согласования интересов и выработки совместной позиции власти, бизнеса и гражданского общества. А если конкретнее, один из выводов состоит в том, что задача институтов гражданского общества - выполнить роль связующего агента, обеспечивающего взаимодействие граждан с государством и бизнесом как основными инициаторами процессов информатизации. Перед третьим сектором стоит целый комплекс задач, важнейшей из которых является общественная экспертиза процессов в сфере информатизации с целью оценки их соответствия потребностям различных сегментов населения, и того, насколько они содействуют "преврашению цифрового раскола в цифровые возможности". А для этого необходимо выводить проблемы перехода к информационному обществу в сферу публичного публичного обсуждения.

- Что именно подразумевается под "выведением проблемы в сферу публичного обсуждения"?

- Ответ на простой вопрос - для кого осуществляется информатизация? Возьмем, например, официальные сайты органов власти. Сейчас такие сайты имеют почти все федеральные структуры, и большинство региональных и муниципальных органов власти. Но возникает вопрос: а нужна ли гражданам размещенная на сайтах информация? Вполне возможна ситуация, когда информация, имеющая определяющее значения с точки зрения государственных органов, оказывается бесполезной с позиций граждан, и наоборот - то, что кажется крайне важным и полезным гражданам, не воспринимается в качестве такового чиновниками. Вот тут и должен вмешаться "связующий агент" - институты гражданского общества.

- И что они могут сделать?

- Очень многое. И прежде всего - оценить результатов информатизации с позиций общественных (именно общественных, а не государственных или частных) интересов. Для Для начала на конференции была поддержана наша инициатива провести в Уральском федеральном округе Открытый конкурс на лучший сайт органов власти. Планируется сделать его модельным и впоследствии распространить на всю России. Цель Открытого конкурса - оценить официальные сайты органов власти с точки зрения их общественной значимости и того, насколько эффективно они обеспечивают налаживание обратной связи с населением. Ведь официальный сайт - это даже не портрет, это автопортрет власти. К сожалению, зачастую он бывает черно-белым и смазанным.

Конечно, конкурс - это только первый шаг в направлении выведения процессов информатизации в пространство публичного обсуждения. Для координации усилий государства, бизнеса и гражданского общества в сфере информатизации необходим более широкий подход. В частности, представляется целесообразным для обсуждения всего комплекса связанных с информатизацией проблем наладить взаимодействие Комиссии по информационной политике Совета Федерации с Общественной палатой РФ для организации рабочей группы, а в перспективе и провести общественные слушания.

Тем более, что задачи у нас общие: от того, насколько граждане сумеют использовать новые возможности, предоставляемые им благодаря информатизации, во многом зависит их уровень доверия к власти, а, значит, и стабильность в обществе. Ведь, как говорится, солнце светит всем, а вот все ли смогут греться под его лучами, или кому-то придется сидеть в тени - это зависит от совместных усилий.

- Большое спасибо за интересную беседу!

- Пользуясь случаем, хочу пригласить подразделения органов власти, работающие с информационными ресурсами и непосредственно отвечающие за проектирование, создание, содержательное наполнение, поддержание и продвижение сайтов / порталов к участию в Открытом конкурсе на лучший официальный сайт органов власти. Он стартует в УрФО 1 августа 2006 г. Более подробную информацию можно будет получить на Официальном сайте Собрания общественных объединений УрФО (www.soo-urfo.ru) в разделе "Конкурсы".





http://www.oprf.ru/

Док. 353219
Перв. публик.: 14.07.06
Последн. ред.: 13.08.07
Число обращений: 379

  • Дьякова Елена Григорьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``