В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Артур Чилингаров: Из Белого дома моря Белого не увидать Назад
Артур Чилингаров: Из Белого дома моря Белого не увидать
ЗАБЫТЫЕ "СЕВЕРА"

Продуманной "северной" политики у государства пока еще нет

Мысль великого ученого Михаила Ломоносова о том, что "могущество России Сибирью прирастать будет", охарактеризовала неизбежность развития нашей страны в северном направлении. Это продвижение началось еще много веков назад, однако массовое освоение и, соответственно, заселение районов Крайнего Севера и Дальнего Востока пришлось на годы советской власти. Если на заре ХХ века в этих неласковых краях проживали лишь немногим более 1 миллиона человек, причем половина из них - представители коренных народов, то к 1991 году население Севера увеличилось до 12 миллионов человек. Но с началом наших нескончаемых реформ наметились, увы, обратные процессы, ведущие к деградации, запустению огромных пространств.

Вопросам экономического развития и финансирования северных территорий был посвящен "круглый стол" в Госдуме, собранный недавно по инициативе думского Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Надо заметить, что депутаты-северяне не раз выступали с резкой критикой "северной" политики Правительства (а скорее отсутствия таковой), но нынешний разговор отличался особенной эмоциональностью. "Мы уже устали доказывать Правительству очевидные истины, - высказался по этому поводу заместитель Председателя Госдумы Артур Чилингаров .

Очевидные же истины таковы. Как отметила председатель думского Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко, северные территории играют ключевую роль в национальной экономике. На их долю приходится более 60 процентов совокупного производства ВВП, почти треть инвестиций в основной капитал и примерно 66 процентов экспорта сырья и топливных ресурсов.

Люди, вносящие столь серьезный вклад в национальную экономику, живут и трудятся в экстремальных условиях. Для того чтобы как-то компенсировать тяготы северной жизни и обеспечить приток новой рабочей силы, государство в свое время создало достаточно мощную систему социальных и экономических преференций для северян (районные коэффициенты, надбавки к зарплате, оплата проезда в отпуск, снижение пенсионного возраста и т. п.). Сегодня эта система в буквальном смысле слова трещит по швам, хотя условия жизни остались прежними.

К сожалению, - и эта мысль постоянно звучала на "круглом столе" - чиновники, отвечающие в Правительстве за разработку и реализацию северной политики государства, имеют очень слабое представление о предмете своих неустанных радений. В качестве примера можно привести такой вопиющий факт. Известно, что на Север люди ехали, в основном, чтобы заработать деньги на кооперативную квартиру и тем самым решить свой жилищный вопрос. После 1992 года, когда накопления граждан "сгорели" в огне либерализации, государство взяло на себя ответственность переселить людей, отработавших на Севере 15 лет (в некоторых случаях - 10), за счет средств федерального бюджета. Сначала деньги выделялись в рамках президентской программы строительства жилья для выезжающих северян. Однако программа оказалась крайне неэффективной: и без того скудные средства нередко замораживались в виде долгостроя, а то и разворовывались в регионах, где шло строительство жилья. С 2002 года механизм обеспечения северян жильем изменился: стали выделять безвозмездные жилищные субсидии, за счет которых выезжающие сами могли приобрести квартиру в том месте, где им хотелось бы жить.

Все последующие годы думский Комитет "по Северам" вел упорную борьбу за увеличение финансирования жилищных субсидий. Вот и в 2005-м при принятии бюджета на 2006 год комитет отстаивал свою позицию в переговорах с одним ответственным чиновником, заместителем министра. И что же? "Он заявил: вы знаете, вопрос достаточно сложный, потому что со строительством связано воровство. И обратился к той программе строительства, которая уже не работает четыре года! То есть человек, отвечающий за это направление работы, мягко говоря, оскорбительно относится к людям, занятым решением этой проблемы", - рассказывает Валентина Пивненко.

Тем не менее Комитету по проблемам Севера и Дальнего Востока удалось провести поправку в проект бюджета-2006 об увеличении финансирования жилищных субсидий. Правда, всего на 166 миллионов рублей, а не на 1 миллиард, как требует ситуация. Если реализация этой программы будет идти такими же темпами, то человек, вставший в очередь на выделение жилищной субсидии сегодня, получит ее, как подсчитали эксперты комитета, ...лишь через 300 лет.

Кроме того, даже уже выделенные средства реализовать непросто. Так, суммы, предусмотренные в бюджете 2005 года на жилищные субсидии северянам, еще не дошли до получателей. И все потому, что лишь 1 ноября появилось постановление Правительства о порядке предоставления субсидий, и жилищные сертификаты на 2005 год еще только начинают поступать в регионы. А год уже на исходе.

Подобным пренебрежением к интересам северян отмечена позиция федеральной исполнительной власти и в других вопросах. Например, при принятии печально знаменитого закона 122-ФЗ (о монетизации льгот) думскому Комитету по проблемам Севера и Дальнего Востока пришлось вести без преувеличения титаническую борьбу с Правительством за сохранение государственных гарантий и компенсаций северянам, предусмотренных федеральным законодательством. И по большинству позиций победа осталась за депутатами, а значит, и за людьми, интересы которых они представляют в Госдуме. Однако, как отметил А. Чилингаров , три вопроса остались так и не решенными.

Первый - оплата проезда на отдых неработающим пенсионерам. Рассчитывать на такую поддержку могут лишь те, кто имеет на руках путевку или санаторно-курортную карту. А если человек просто решил навестить родных? А авиабилет, к примеру, от Петропавловска-Камчатского до Москвы в оба конца стоит более 30 тысяч рублей. Сейчас "северный" комитет Госдумы добивается, чтобы неработающие пенсионеры получили право бесплатного проезда к родственникам хотя бы один раз в два года.

Второй вопрос - финансирование детского отдыха. Раньше детей с Севера возили в санатории и оздоровительные лагеря по льготным тарифам, но после выхода закона 122-ФЗ эта норма была отменена. Хорошо чукотским детям - они ездят на юг за счет личных средств своего губернатора. Но далеко не все руководители регионов располагают такими же финансовыми возможностями... Третья проблема - это размер ежемесячных денежных выплат, призванных компенсировать ряд упраздненных льгот. Дико звучит, но и в Магадане, и в Сочи инвалид II группы получает одинаковую сумму - 450 рублей. А жизнь на Севере в 1,5-3 раза дороже. Вопрос о расчете размеров ЕДВ с учетом районных коэффициентов по-прежнему висит в воздухе.

Одна из самых больных "северных" тем - миграционные процессы. За годы реформ с Севера и Дальнего Востока выехали, по разным оценкам, от двух до трех миллионов человек. Некоторые города, например, Магадан, потеряли треть своего населения. Причем покидают эти края люди преимущественно трудоспособного возраста, а пенсионеры, инвалиды, безработные (то есть те, для кого Север действительно "вреден"), напротив, остаются. Отсюда - колоссальная нагрузка на бюджеты, поскольку расходы на содержание одного нетрудоспособного (или не работающего человека) в северных регионах в 2-3 раза выше, чем в центральной части страны.

При этом собственная бюджетная обеспеченность северных территорий неравномерна и в целом недостаточна. По оценке председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадия Олейника, лишь 6-7 регионов, где сосредоточена добыча нефти и газа, имеют высокий уровень развития и в федеральной помощи, по сути, не нуждаются. Примерно 10 регионов имеют средний экономический потенциал и при соответствующей экономической политике способны развиваться. А вот 10-12 депрессивных территорий без значительной поддержки из федерального бюджета не могут обеспечить даже текущие расходы.

Особый разговор - о коренных малочисленных народах Севера. Сегодня их представителей осталось всего-то около 280 тысяч человек. Значительная часть так называемых аборигенов ведут традиционный образ жизни, то есть занимаются оленеводством. Для коренного жителя Севера олень - это и дом, и пища, и целый пласт культуры. Но никак не товарное производство, нуждающееся в рыночном регулировании. Тем не менее попытки перевести оленеводство на рыночные рельсы не прекращаются.

Так, на Таймыре администрация города Дудинки установила для оленеводов ставки арендной платы за пастбища - около 1 рубля за гектар. С учетом того, что в пользовании у общин находятся колоссальные площади, платежи зашкалили за миллионные отметки. Естественно, ни одна община заплатить такие деньги не смогла. Власти Дудинки решили взыскать долг в судебном порядке. "Вы представляете, за право вести традиционный образ жизни коренные народы должны, оказывается, заплатить государству! Хотя люди живут здесь веками, сохраняют эту землю заселенной!" - говорит председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Михаил Тодышев.

Примеров государственной дискриминации "Северов" по сравнению с другими, более благодатными и менее проблемными краями, можно приводить еще немало. Но суть от этого не изменится. А суть в том, что сегодня у нашего государства нет продуманной и сбалансированной северной политики - ибо нельзя же принимать за таковую крайне потребительское отношение к природным и человеческим ресурсам Севера и Дальнего Востока.

Попытки как-то выстроить эту политику предпринимались уже давно. Еще в 2000 году была принята Концепция социально-экономического развития районов Крайнего Севера и Дальнего Востока и приравненных к ним местностей до 2010 года. "Это основа, которая должна быть наполнена конкретными законодательными актами, - рассказывает Валентина Пивненко. - Были даны сроки. Но только в 2005 году Минрегион принял план конкретных организационно-технических мероприятий по наполнению этой концепции содержанием. И выполнение этого плана предусмотрено до 2010 года. То есть кроме каких-то мелких локальных актов и программного обеспечения ничего не появилось. А большая часть "северных" программ была уничтожена".

В отсутствии сбалансированной политики депутатам и сенаторам, представляющим интересы северян, приходится вести в буквальном смысле слова ювелирную законотворческую работу по каждому направлению "северной жизни" - будь то распределение средств Фонда финансовой поддержки, дотирование северного завоза, социальная защита детей, инвалидов, пенсионеров. И биться за каждый пункт, каждую норму, каждую копеечку, которая позволила бы обеспечить жителям отдаленных территорий более достойный уровень жизни. Но это не северная политика, а борьба за выживание Севера.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям полностью или частично относятся 27 субъектов Федерации. Это 11 миллионов квадратных километров, или около двух третьих всей территории России.

Недра Севера хранят свыше 90 процентов российских запасов природного газа, около 70 процентов нефти и минерально-сырьевых ресурсов, практически все апатитовые руды, алмазы, редкоземельные металлы.

Эксперты ООН оценивают стоимость полезных ископаемых Севера в 22-24 триллиона долларов.

Безвозмездные поступления северным регионам из федерального бюджета за последние 5 лет возросли в 2,97 раза, а по остальным субъектам Федерации - в 3,78 раза.

Продолжительность жизни на Севере на 4-5 лет ниже общероссийской (у мужчин 53 года, у женщин 67 лет). У коренного населения этот показатель на 10-15 лет ниже среднего по России (мужчины живут 45 лет, женщины - 53 года). Рождаемость за последние 10 лет снизилась на 30 процентов, смертность возросла на 42 процента.

http://www.er-duma.ru/pubs/13352
Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 22 Декабря 2005




Док. 353189
Перв. публик.: 22.12.05
Последн. ред.: 13.08.07
Число обращений: 341

  • Чилингаров Артур Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``