В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гражданская ассамбля - историческая веха в жизни края Назад
Гражданская ассамбля - историческая веха в жизни края


Недавно губернатор края Александр Хлопонин провел встречу с представителями общественных организаций. В ходе встречи было принято решение в кратчайшие сроки разработать и принять закон "О Гражданской ассамблее Красноярского края". Рассказать об истории создания, работе и успехах этого гражданского института мы попросили члена Общественной палаты Российской Федерации Валерия Ивановича Васильева.

Валерий Иванович, как вообще возникла идея создания в нашем крае Гражданской ассамблеи?

Авторство не мое, это была инициатива губернатора края. В феврале 2004 года прошла встреча главы края с представителями общественности, тогда и было принято решение о создании в крае Гражданской ассамблеи. Чтобы не было разнобоя в определении наиболее проблемных вопросов, которые общественность должна ставить перед властью. Для того, чтобы усилия общественных организации были консолидированы, а не разрознены, было принято решение о создании общественных Палат, которые объединяли бы в себе различные организации. Тогда было создано семь Палат, недавно появилась и восьмая - коренных малочисленных народов Севера. И губернатор сказал очень хорошую фразу - у вас есть проблемы, так давайте вместе их решать. Это конкретный, деловой подход. В декабре состоялась встреча губернатора уже с представителями Гражданской ассамблеи, сегодня в нее входят более ста реально работающих организаций.

А Вы какую Палату представляли?

Я представляю общественную Палату ветеранов боевых действий. В нее вошли организации ветеранов, проходивших службу в Афганистане, Чечне и других "горячих точках". На первом этапе в Палату вошло несколько десятков таких организаций. Причем мы старались не строить свою работу по каким-то жестким принципам: председателя не было, техническую работу обеспечивало управление общественных связей - собрать, предоставить помещение для встречи. Мы всегда старались соблюдать один простой принцип: если одна организация не согласна - решение не принимается. Это золотое правило, потому что подталкивало нас к поиску компромиссов и выработке консолидированной позиции. Благодаря этому за прошедшие два года нам действительно удалось выработать единое мнение, учитывающее интересы участников боевых действий. А их на сегодняшний день в крае уже больше, чем участников Великой Отечественной Войны. И нам удалось решить несколько конкретных проблем. Например, в прошлом году мы вышли с инициативой отремонтировать памятник воинам-афганцам, нашли понимание в краевой администрации. В 2004 г. мы были близки к завершению работы над проектом Закона края "О ветеранах боевых действий", но принятый в том же году известный закон No 122 поставил в тот период крест на этом социально-значимом проекте.

А почему Вы представляете именно эту Палату?

Работая в правоохранительных органах, около 2-х лет проходил службу в Афганистане. Поэтому не понаслышке знаю о трудностях боевой службы и проблемах, с которыми участники боевых действий сталкиваются в жизни. Кроме этого, с момента создания этой палаты мне пришлось работать над ее организационными документами.

Проблемы армии вам хорошо знакомы. Тогда вопрос - как бороться с неуставными отношениями, если это вообще возможно?

Полностью искоренить эту проблему нельзя. Мы же не говорим о том, что возможно полностью искоренить преступность, коррупцию. Нужен гражданский контроль над этой сферой деятельности государства, тогда многие вопросы решатся. Это поможет снять социальное напряжение в обществе, сформировать позитивный имидж армии, который сегодня просто необходим. Есть такие понятия, как Родина и долг. Да, случаются не боевые потери, и это ужасно, с каждым таким фактом нужно разбираться и виновных наказывать. Меня очень неприятно поразило, когда один из военных чиновников сказал про такие потери: погибло около 10 человек. Что это значит - "около"? Ну конечно, с таким отношением к людям мало кто захочет в армию идти. Поэтому военные организации должны стать более открытыми и больше опираться на общественность. Мы не враги, мы - союзники. И, развивая эту тему: пройти службу в армии должен каждый физически здоровый мужчина. Должно стать правилом: тот, кто не служил в армии - не должен занимать должности на государственной службе. Такой личный пример положительно отразится на отношении к армии

Опыт работы других Палат изучаете?

Мне понравился опыт работы Палаты правозащитников, там был принят ряд очень конкретных, важных резолюций. Палата национальных общественных образований работает продуктивно, и вот ярким проявлением ее деятельности стало то, что когда в одной телевизионной программе некий политик допустил безответственной высказывание, все организации, входящие в Палату, обратились с письмом к депутатам IV краевого Съезда депутатов, в котором призвали осудить такой поступок представителя законодательной власти и принять меры по пресечению ксенофобии и национальной розни. Подобное может привести к очень печальным последствиям. Я просто не понимаю, что это: пиаровская акция и что-то гораздо худшее.

А с другими регионами, где есть подобные ассамблеи или общественные объединения?

А опыт-то разный. Наша Гражданская ассамблея - самостоятельный общественный орган. А вот в других регионах встречал такое: Общественная палата при губернаторе или при областной Думе. Так разве может она быть самостоятельной? Разумеется, нет. Если общественная палата "при ком-то", то это просто подчиненный (кому-то) совещательный орган. Разные есть и принципы формирования где-то одну половину формирует губернатор, а другую - законодательный орган. А опыт нашей ассамблеи уникален, и по названию, и по опыту проделанной работы. Что также, несомненно, позитивно: исключено лоббирование интересов отдельных групп, поскольку принцип консенсуса исключает эту возможность.

После встречи с губернатором какие шаги уже сделаны?

Я считаю, что предложение губернатора края о разработке закона "О Гражданской Ассамблее" заслуживает большого уважения. Понимаете, взгляды власти и общественности на какую-либо проблему могут и не совпадать в силу различных причин, но искать способ ее решения мы просто обязаны вместе. Уже создана рабочая группа по разработке соответствующего закона, проведены первые обсуждения концепции законопроекта. Думаю, что принятие этого закона станет исторической вехой в жизни края, качественным скачком в отношениях власти и общества. Тем более, что мы выдвинули идею о том, чтобы Гражданская ассамблея обладала правом законодательной инициативы. Этому есть юридические препоны, но нужно такую идею продвигать. И это не посягательство на полномочия законодателей, а попытка построения качественного диалога, чтобы к мнению общества прислушивались на самом высоком уровне и в разных ветвях власти.

А что, подобные примеры уже есть?

Конечно, есть. Все помнят ситуацию с нефтепроводом, которая была окончательно урегулирована в Томске. Президент ведь не просто так подошел к карте и показал, как он должен проходить, президент прислушался к мнению общественности. Комиссия общественной палаты РФ по экологии стала заниматься этой проблемой еще в январе с.г. и ее работа получила логическое завершение.

Второй вопрос - противодействие ксенофобии и экстремизму. Эту тему тоже обозначили, приняли соответствующее решение и я уверен, что оно будет обозначено на высоком политическом уровне.

Третий момент - военная реформа. Мне очень понравилось выступление заместителя министра обороны, генерала армии Панкова, в котором он сказал такую мысль: при формировании современной армии России нужно отказаться от стандартов мышления советского времени. Это дорогого стоит.

Комитетами солдатских матерей края и мною, как членом Общественной палаты РФ, предложено создать при территориальных органах Минобороны общественные Советы, которые принимали бы участие в работе общественных комиссий, создавали позитивный настрой и показывали людям, что служба в армии - обязанность, долг и государственная необходимость. Это предложение получило поддержку на пленарном заседании Общественной палаты, вошло в резолюцию по обсуждаемой проблеме и уже сегодня получило практическую реализацию.

А проблему преодоления бедности оставили без внимания?

Нет, конечно. К сожалению, в последнее время появилось такое понятие, как "новые бедные". О ком идет речь? Это люди, которые не могут обеспечить себе даже минимально качественный уровень жизни. Говорят, что лучше стали жить, но нельзя измерять уровень жизни только за счет подержанных иномарок. Нерешение этой проблемы чревато социальными рисками. А стране для ее развития нужна стабильность.

Насколько мне известно, вы являетесь членом комиссии по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства. Какая работа ведется там?

Вообще благотворительность всегда была отличительным свойством для русских людей во все времена. Но на определенном этапе развития страны эта традиция была насильственна прервана. Стало превалировать мнение, что благотворительность унижает человека. А как быть с оказанием помощи людям, оказавшимся в трудной житейской ситуации? А талантливым детям нуждающимся в дальнейшем развитии? Поэтому благотворительность в настоящее время возрождается и развивается. Комиссия изучает западный опыт: там благотворительность носит статусный характер и это часть государственной социальной политики. Образование, здравоохранение во многом существуют на средства благотворительных фондов. Есть, конечно, подобные фонды и у нас, можно упомянуть тот же фонд Владимира Потанина - тысячи стипендий студентам вузов, культурные программы и многое другое. А ведь это реальный вклад в будущие поколения. Нельзя не сказать про фонд губернатора Александра Хлопонина: миллионы рублей потрачены на программу "Детское сердце". Практически спасена жизнь 49 ребятишек. К сожалению, у нас по-прежнему главенствуют такие взгляды: если есть деньги, то заработал их нечестным путем. А я считаю, что молодежь должна равняться на таких людей, молодые люди должны стараться стать успешными в жизни, а не ждать манны небесной. Как очень правильно сказал губернатор: надо не рыбу давать, а удочку. И возвращаясь к благотворительности: она должна поощряться обществом, прежде всего, в виде высокой моральной оценки.

Валерий Иванович, а готово ли наше общество к тому, чтобы принимать решения?

Если говорить о понятии "общество" в широком смысле этого слова, то пока, конечно же, - не совсем. В силу разных причин: разной ментальности, образования, воспитания и просто понимания жизни. Но интересы общества представляют общественные организации, куда рекрутируются люди с активной гражданской позицией. Общество подходит к тому, чтобы реально влиять на власть и решать многие проблемы. К сожалению, значительная часть людей не может грамотно сформулировать свои вопросы и определиться в приоритетах. Куда вы хотите идти, что делать? А ответа дать не могут. Поэтому активное и реальное участие общественности в решении государственных задач, конструктивный диалог власти и общества будут способствовать развитию гражданского общества. Ни один государственный социально-значимый вопрос, затрагивающий права и интересы граждан не должен решаться без участия общественности.


http://www.oprf.ru/


Док. 353028
Перв. публик.: 06.06.06
Последн. ред.: 13.08.07
Число обращений: 280

  • Васильев Валерий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``