В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евсей Гурвич: Нельзя менять налоговое законодательство до бесконечности Назад
Евсей Гурвич: Нельзя менять налоговое законодательство до бесконечности
Евсей Томович, глава экспертного управления Администрации Президента Аркадий Дворкович заявил, что налоговые органы не должны заниматься сбором налогов, а должны только следить за соблюдением налогового законодательства. Он считает, что Казначейство, которое сегодня только распределяет деньги среди бюджетополучателей, может выполнять функции по мобилизации средств. Только так, по мнению Дворковича, можно добиться качественно иного уровня налогового администрирования. При этом Минфин выступает резко против таких идей. Насколько разумны и своевременны такие предложения?

Это неоднозначная мера. Далеко не очевидно, что она улучшит налоговое администрирование. Если бы эта мера была реализована, главным результатом, на мой взгляд, стало бы не улучшение администрирования, а снижение налогового бремени (в самом широком смысле) для бизнеса. Налоговые органы не имели бы тогда плана по сбору налогов, у них отсутствовал бы стимул начислить и собрать как можно больше платежей в бюджет, соответственно, они снизили бы давление на налогоплательщиков. Тем самым облегчилось бы положение предприятий, но, думаю, что поступление налогов при этом не возрастет, а снизится. Кроме того, такая реформа внесла бы большую путаницу на переходный период. Т.е. если даже допустить, что положительный эффект есть, требуется сначала провести подробный анализ и обсуждение последствий. Если правительство в результате примет решение о передаче функций сбора налогов Казначейству, потребуется немалый переходный процесс.

Вы говорите, что снизится налоговое бремя, потому что не будет плана сбора налогов у налоговых органов. Но ведь такой план будет у Казначейства?

Да, но оно не будет иметь прямых рычагов воздействия на налогоплательщика. Казначейство, как я понимаю, будет тогда только получать налоги, пересчитывать их, раскладывать по полочкам.

То есть, Вы считаете, что в рамках такого преобразования налоговые инспекции не будут переданы в ведение казначейства?

Видимо, нет - иначе речь пойдет не столько о передаче функций, сколько об объединении налоговых служб с Казначейством.

Может быть, перед тем, как перераспределять полномочия между различными органами, надо все-таки окончательно выстроить новую налоговую систему, чтобы она начала работать, показала свою эффективность?

Собственно, налоговая реформа уже подходит к концу. Почти все решения уже приняты. В будущем году снижается ЕСН, потом, видимо, НДС (с ликвидацией льготной ставки). Возможно, будут еще дифференцированы ресурсные платежи. Можно обсуждать плюсы и минусы, но налоговая реформа в основном уже проведена и нужно на какое-то время оставить ее в покое - нельзя менять налоговое законодательство до бесконечности. В конце концов, достаточная стабильность - тоже очень важное требование к налоговой системе.

14 октября 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=52349

Док. 352586
Перв. публик.: 13.01.05
Последн. ред.: 13.08.07
Число обращений: 348

  • Гурвич Евсей Томович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``