В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в вопросах патриотического воспитания граждан` Назад
`Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в вопросах патриотического воспитания граждан`

Уважаемые коллеги!


Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных проектов и единой государственной политики в соответствии с Концепций национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с этим возникла потребность в разработке и принятии Федеральной Целевой Программы по патриотическому воспитанию граждан РФ. В ней патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами .

Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: - создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;

Для выяснения сущности патриотического воспитания необходимо обратиться к осмыслению таких понятий, как патриот и патриотизм. Впервые эти понятия стали употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики, подчеркивая тем самым свое отличие от приверженцев монархии. В.И. Даль дал следующее толкование понятия патриот: это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник. Современная трактовка данного понятия может быть раскрыта при помощи такого определения: Патриот-человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Как нет человека без самолюбия, - писал он, -так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями .

Идеи укрепления общества и государства, сохранение его национальных корней, возрождения Отечества получили яркое выражение в работах П.Б. Струве. Он свято верил в торжество истинного русского патриотизма и считал, что наступит день, когда на развалинах России мы скажем каждому русскому юноше: России безразлично, веришь ли ты в социализм, в республику или в общину, но ей важно, чтобы ты чтил величие ее прошлого и чаял, требовал величия для ее будущего, чтобы благочестие Сергия Радонежского, патриотизм Петра Великого, геройство Суворова, поэзия Пушкина, Гоголя и Толстого, самоотвержение Нахимова, Корнилова и всех миллионов русских людей бестрепетно, безропотно и бескорыстно умиравших за Россию, были для тебя святыми. Ибо ими, этими святынями, творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность

Применение данного комплекса мер способно обеспечить формирование человека, которому небезразлична судьба своего народа и страны, который неравнодушен к событиям, происходящим в стране, и использует свои силы и способности на его благо, интересуется историей страны, ее героическим прошлым, знает и уважает ее культуру, традиции, честно исполняет свой долг перед Отечеством.

Таким образом, понятие патриотизм является нравственной категорией и неотделимо от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создать сегодня, исходя из новых усилий и нужд современного общества.

Концепция патриотического воспитания молодежи представляет собой современное понимание патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни

Система патриотического воспитания включает:

1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах и видах учебных заведений.

2. Массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, Госпромспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и другими (патриотическими, культурно-историческими, клубными, объединениями, специальными школами, курсами, различными кружками и т.д.).

3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск расширения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Система патриотического воспитания в нашей стране недостаточно отлажена. Федеральная программа патриотического воспитания граждан также недостаточно финансируется. Центральное телевидение теме патриотизма уделяет незначительное внимание. Зато регулярно идет показ фильмов ужасов, насилия, убийств, что влияет на молодежь крайне отрицательно..

Государство не в полной мере использует потенциал ветеранских организаций, потенциал Героев России, Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. Статус Героев более десятка лет занижен. Увековечивать память Героям можно только по истечении 10 лет после их смерти.

Несмотря на недостаточную социальную защищенность, небольшое денежное довольствие и проблемы с жильем, наиболее патриотически настроенная часть граждан России -- это военнослужащие и члены их семей.

Многие матери погибших военнослужащих, потеряв своих сыновей, не получая поддержки государства, оставшись наедине с своим горем, объединились в сообщества, общественные организации с целью защиты прав семей военнослужащих, социальной защиты и поддержки их.

В своих крохотных помещениях создают музеи памяти погибших Защитников Отечества, там же проводят уроки Мужества. Одним из ярких примеров беззаветного патриотического воспитания молодежи является деятельность Оренбургского отделения Союза семей военнослужащих России, который возглавляет мать погибшего военнослужащего Обух Надежда Федоровна.

Мать комбата Псковской дивизии Героя России Марка Евтюхина-Лидия Ивановна Евтюхина не затаила обиду за гибель 6-й роты из-за несвоевременной поддержки десантников военным руководством в Чечне. Она ведет большую патриотическую работу среди молодежи, оказывает моральную и психологическую поддержку семьям погибших военнослужащих. Неоднократно бывала в Чечне с сопровождением гуманитарных грузов.

Немало примеров достойной памяти своих мужей среди вдов Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

Вдова дважды Героя Советского Союза, маршала Катукова- Екатерина Сергеевна Катукова в своем доме создала музей имени Маршала Катукова, бережно хранит память о своем муже.

Председатель секции вдов Героев Советского Союза Мария Павловна Маркова оказывает всяческое содействие властям города Чехова Московской области в увековечивании памяти мужа Героя Советского Союза Маркова Н. Таких примеров множество.

И в этой работе важную роль играет взаимодействие и консолидация всех органов государственной власти с научными и образовательными учреждениями, ветеранскими, молодежными, общественными, религиозными организациями, творческими союзами по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основании программных проектов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности.

В Москве такое взаимодействие дало возможность реализовать многие патриотические программы, создан Центр патриотического воспитания граждан.

Префект Юго-Восточного административного округа Владимир Борисовичи Зотов и подчиненный ему коллектив уделяют огромное внимание патриотическому воспитанию молодежи. Здесь оказывается огромнейшая поддержка кадетскому казацкому корпусу, пансиону государственных воспитанниц. Я бывала в этих заведениях, воочию убедилась в заботе и поддержке префектуры этим учебным заведениям, где воспитывают учащихся на героических традициях настоящего и прошлого времени.

Мы много говорим о сохранении, увековечивании и приумножении памяти исторического, культурного наследия прошлого. Мы с гордостью говорим о героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны. Мы проявляем заботу о ветеранах ВОВ, хотя и не всегда достаточную.

Сегодня мы с горечью отмечаем недостойную позицию эстонских властей по поводу переноса памятника Воину-освободителю (Бронзового солдата) из Таллина. Таким образом, эстонские депутаты поддержали неонацистские настроения в республике и попытались подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны, устроив акты глумления над могилами советских воинов.

Ветеранская общественность России, стран СНГ, многих стран мира резко осудили действия эстонских властей. Мы хотим напомнить, что именно советский воин не позволил фашизму поработить не только СССР, но и многие страны, в том числе и Эстонию

Уважаемые коллеги!

В вопросах патриотического воспитания нам необходимо усилить взаимодействие общественных, религиозных, ветеранских и молодежных организаций, творческих союзов и научных кругов с органами государственной власти, не забывая о том, что мы партнеры и взаимно заинтересованы в патриотическом воспитании молодежи и всех граждан страны

Нам необходимо добиться повышения статуса Героев. Национальная безопасность, обороноспособность страны напрямую связаны со Статусом военнослужащих и членов их семей (и приравненных к ним). Необходим комплекс мер, направлен на повышение социальной защиты военнослужащих (приравненных к ним) и членов их семей. Имеется в виду повышение денежного довольствия до уровня среднего заработка государственного служащего, ускорения решения жилищных проблем и пенсионного обеспечения. Особенно это касается семей погибших военнослужащих, ветеранов войн и военной службы, участников боевых действий.

Мы должны выработать предложения, рекомендации государству по усовершенствованию законодательства, касающегося патриотического воспитания граждан.

Нам необходимо снять искусственные преграды в увековечивании памяти героического прошлого, в сохранении и приумножении исторических, культурных, музейных ценностей. Нам необходимо убедить СМИ в том, что нравственное, патриотическое воспитание молодежи, граждан должно стать одной из главных задачей в их деятельности.




http://www.oprf.ru/

Док. 352461
Перв. публик.: 21.02.07
Последн. ред.: 12.08.07
Число обращений: 449

  • Большакова Мария Артемовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``