В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Большаковой М.А. на заседании подкомиссии по делам семей военнослужащих, солдатских матерей, ветеранов войн и военной службы Назад
Доклад Большаковой М.А. на заседании подкомиссии по делам семей военнослужащих, солдатских матерей, ветеранов войн и военной службы

Уважаемы коллеги!

Я благодарю членов подкомиссии Городничеву Ю.М., Зайцева Г.Н., Маланичеву Г.И., Пржездомского А.С., Семерикову Е.В., которые согласились работать в нашей подкомиссии и принимают сегодня участие в заседании. Я также благодарна всем экспертам подкомиссии за их вклад в подготовку к рассмотрению вопроса социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей, так как данный вопрос требует самого пристального внимания общества и власти. Полагаю, нам удастся в ближайшее время обратить внимание руководства Общественной палаты РФ на актуальность данной темы и добиться рассмотрения столь важного вопроса для семей военнослужащих уже на ближайшем заседании Комиссии ОП по вопросам социального развития с последующим рассмотрением на пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации.

По данным мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих уже длительное время сохраняется тенденция обострения у военнослужащих неудовлетворенности своим материальным положением - 66 процентов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не удовлетворены своим социально-экономическим положением. Более половины семей военнослужащих (54%) устойчиво полагают, что уровень жизни населения выше, чем у военных. В настоящее время каждый второй в воинском звании лейтенант (53%) не может завести семью, причем, почти половина женатых офицеров из их числа не имеют в семьях детей (54%). Более 30% офицеров и прапорщиков не в состоянии содержать свои семьи на уровне прожиточного минимума, то есть, находятся практически за чертой бедности. На социально-экономическое положение семей молодых офицеров оказывают существенное влияние следующие факторы:

1. Невысокие оклады денежного довольствия;

2. Наличие в семье детей;

3. Отсутствие жилья и необходимость его поднайма;

4. Ограниченные возможности трудоустройства жен младших офицеров.

Сложное социально-экономическое положение семей молодых офицеров, ухудшение морального климата в их семьях по материальным и жилищным причинам ведет к росту числа разводов, снижению рождаемости детей, к суицидальным происшествиям на почве семейного неблагополучия. В этой ситуации число молодых офицеров, желающих досрочно уволиться из Вооруженных Сил, остается весьма высоким. Таким образом, Вооруженные Силы могут в ближайшее время лишиться почти половины молодых офицеров, проходящих в настоящее время службу в войсках.

Сложившаяся обстановка крайне негативно сказывается на морально-психологическом состоянии личного состава, способствует снижению служебной активности, оттоку профессиональных кадров, создает предпосылки для снижения качества выполнения боевых задач.

Значительная часть социальных проблем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, ветеранов войн и военной службы, вдов, солдатских матерей, сотрудников правоохранительных органов, МЧС (пожарная служба),- обусловлена тем, что в отношении этих категорий граждан грубо нарушаются требования статей 6, 19 и 55 Конституции Российской Федерации, определяющих, что:

- каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;

- все граждане Российской Федерации равны перед законом, а любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности запрещаются;

- права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

Под лозунгом "они и так много получают" государство дискриминирует военнослужащих и членов их семей по признаку социальной принадлежности, лишает их таких общегражданских прав: права на денежное довольствие, соответствующее хотя бы прожиточному минимуму.

Вот некоторые примеры нарушения или неисполнения прав военнослужащих:

- права на положенное продовольственное и имущественное обеспечение (продпаек военнослужащего по стоимости ниже продпайка сторожевой собаки и заключенного);

- права на жилье - около 200 тысяч семей военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий, в то же время даже при наличии свободных участков земли инвесторам, желающим построить бесплатно жилье для военнослужащим, повсеместно устраиваются бюрократические проволочки и отказы на выделение земельных участков для строительства жилья военнослужащим, кроме того, по вине Министерства обороны и органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, в ряде случаев задерживается приватизация жилья для семей военнослужащих;

- права на полноценную медицинскую помощь в военных поликлиниках и госпиталях из-за слабого материального обеспечения поликлиник и госпиталей, а также из-за высоких цен на лекарства;

- права на лечение в санаторно-курортных учреждениях МО РФ ( по подсчетам, военнослужащий имеет возможность пользоваться услугами военных здравниц не более 1 раза в 17 лет, а ветеран военной службы -1 раз в 33 года.

В нарушение Указа Президента Российской Федерации No 1137 от 1992 года "О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации", военно-медицинские учреждения не включены в перечень учреждений, оказывающих специализированное, высокотехнологическое (дорогостоящее) лечение. Это негативно сказывается, в первую очередь, на лицах пожилого возраста, а также на инвалидах и участниках боевых действий, нуждающихся в длительном и дорогостоящем лечении и являющихся наименее социально-защищенными категориями граждан;

- военный пенсионер, продолжающий трудовую деятельность, в отличие от других граждан, лишен права на получение выплат из накопительной части трудовой пенсии (законом установлено, что накопительная часть трудовой пенсии является "возвратной");

- военный пенсионер лишен, в отличие от других категорий граждан, права на получение второй пенсии по случаю потери кормильца, если гибель ребенка - военнослужащего произошла при исполнении им обязанностей военной службы;

- военный пенсионер-участник войны, в отличие от такого же участника войны, но получающего трудовую пенсию, лишен права на получение второй пенсии по инвалидности (участники Великой Отечественной войны из числа граждан, получающих трудовую пенсию, получают вторую пенсию). Получающие же "военную пенсию" имеют надбавку к ней. При этом размер второй пенсии превышает надбавку более чем в 3 тысячи рублей;

- военнослужащие, в отличие от граждан, получающих трудовую пенсию по выслуге лет, лишены права на приобретение статуса ветерана труда со дня выхода на пенсию. Им надо для получения такого статуса еще дожить до 60 лет мужчинам и до 55 лет женщинам;

Таким образом, в системе законодательного регулирования прав и свобод граждан четко обозначена тенденция - ограничивать защитника Отечества и членов его семьи в общегражданских правах. При этом такие ограничения не вызваны, как того требует Конституция РФ, интересами обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Именно поэтому наша подкомиссия Общественной палаты должна сформировать и соответствующим образом выразить свое отношение к следующим, находящимся в работе законопроектам:

1. Проект федерального закона No 222960 -4 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ( в части определения причинной обусловленности социальных гарантий и компенсаций, устанавливаемых военнослужащим.). Внесен в Государственную Думу депутатом Безбородовым Н.М. 12 октября 2005 года. Подготовлен к рассмотрению в первом чтении. Суть законопроекта состоит в том, что он запрещает устанавливать для военнослужащих ограничения, не обусловленные особым характером военной службы, интересами обороноспособности и безопасности государства. Законопроект также требует, чтобы установленные законом ограничения компенсировались соответствующими социальными гарантиями и компенсациями. Расходов федерального бюджета не требует. Вместе с тем, законопроект по формальным основаниям Правительством РФ не поддерживается.

2. На заключение в Правительство РФ 29 сентября 2005 года депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации направлен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части социальной поддержки ветеранов военной службы". Цель законопроекта понятна из его названия. Он требует расходов Федерального бюджета. Именно поэтому заключение Правительства от 6 февраля 2006 года No 365п-П12 на законопроект отрицательное. Правительство своим заключением показывает, что ветеранам военной службы, как федеральным государственным служащим, в отличие от других категорий ветеранов, социальная поддержка не нужна.

3. С октября 2005 года на заключении в Правительстве РФ находится проект федерального закона, устанавливающий право родителей погибших военнослужащих на получение пенсии по случаю потери кормильца независимо от получения ими другой пенсии. Пять месяцев в Правительстве готовится заключение. Как Вам известно, в соответствии со статьей 104 Конституции РФ, законопроект, требующий расходов федерального бюджета, не может быть внесен в Государственную Думу без заключения Правительства. Именно поэтому его в Госдуме и нет.

4. В Государственной Думе находятся четыре законопроекта по общественно-резонансной и всем нам известной проблеме - исчисление пенсий военнослужащим с учетом стоимости продовольственного пайка, а не размера компенсации за него. Цена вопроса для военного пенсионера более 1 тысячи рублей в месяц, а для бюджета государства - более 60 млрд. руб. При решении этого вопроса в судах правовое пространство России разделилось на право муниципальное, право субъектов и на федеральное право. Решения Конституционного Суда не исполняются. Мнение Государственной Думы и Уполномоченного по правам человека в России никого не интересует.

Подтверждением сказанному является внесенный в Государственную Думу Правительством РФ законопроект No 251555 "О внесении изменений в статью 43 закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в государственной противопожарной службе (МЧС), органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".

Законопроект предусматривает замену в пенсионном законе слов "стоимость продовольственного пайка" словами "денежная компенсация взамен продовольственного пайка".

Необходимость принятия законопроекта Правительство обосновывает тем, что с 1 января 21005 года в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" внесено изменение, предоставившее Правительству РФ право осуществлять продовольственное обеспечение военнослужащих в такой форме, как выплата компенсации взамен продовольственного пайка в размере, устанавливаемом Правительством же.

Таким образом, Правительство РФ полностью проигнорировало решение Конституционного суда. Законопроект, кроме того, "прощает" военным пенсионерам образовавшийся с 2000 года долг государства перед ними. Этот вопрос требует особого внимания нашей подкомиссии.

В связи с многочисленными обращениями соотечественников - бывших военнослужащих, ветеранов войн и военной службы, проживающих за рубежом, наша подкомиссия должна поддержать совместно с Комиссией по международному сотрудничеству и народному парламентаризму, разрабатываемый Федеральным собранием РФ законопроект "О поддержке соотечественников, проживающих за рубежом". Являясь так же членом этой Комиссии, я предложила ее председателю В.Никонову поддержать вырабатываемую концепцию поддержки соотечественников, такая поддержка Комиссии планируется.

Мы так же должны заявить о путях возрождения армии, о настоятельной потребности в выработке и совершенствовании научно-обоснованной стратегии деятельности государства и его институтов на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу по последовательному повышению уровня жизни военнослужащих и их семей, усилению их социальной защищенности и укреплению на этой основе социального потенциала оборонной мощи РФ.

В ходе модернизации Вооруженных Сил очень важно достижение единого понимания всеми органами государственного и военного управления и должностными лицами сущности, роли и места военно-социальной политики в общей системе социальной политики Российского государства.

Принципиально важно сохранить исторически сложившуюся традиционную обязанность государства - гарантировать военнослужащим достойные компенсации за их материальные и иные лишения, связанные с выполнением обязанности военной службы. Ограничение военнослужащих в ряде конституционных прав , которые обусловлены особым характером военной службы, а также ее высокая интенсивность, социальная значимость и ответственность, повышенный риск для жизни и здоровья граждан, исполняющих воинский долг, - все это непременно должно быть адекватно выполнено государством. Необходимо добиться, чтобы военнослужащие и военные пенсионеры зарабатывали чуть выше среднего уровня по стране, как это существует во всех странах мира. Тогда офицерский корпус будет укомплектован лучшими представителями нашей молодежи, они будут пресекать в войсках дедовщину, квалифицированно осваивать сложную боевую технику, достойно выполнять боевые задачи в интересах России.

Реалии нынешней социально-экономической ситуации в Российской Федерации требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной военно-социальной политикой государства, эффективной системой социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, что выступает базовыми условиями повышения эффективности строительства Вооруженных Сил, других структур военной организации страны, способных обеспечить безопасность России в ее успешном противостоянии глобальным вызовам XXI века.




http://www.oprf.ru/

Док. 352457
Перв. публик.: 12.08.05
Последн. ред.: 12.08.07
Число обращений: 484

  • Большакова Мария Артемовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``