В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Территория, как сфера целостной `социальной экономики` Назад
Территория, как сфера целостной `социальной экономики`
Весной этого года в рамках деятельности рабочей группы Общественной палаты РФ по оценке условий для повышения конкурентоспособности женского предпринимательства, которую я возглавляю, состоялись общественные слушания на тему: "Вклад женского предпринимательства в преодоление бедности через организацию рынка негосударственных социальных услуг в контексте реализации Россией Декларации тысячелетия ООН". По результатам слушаний нами в адрес руководства Правительства, и некоторых министерств были подготовлены и направлены конкретные предложения и официальные запросы.

Так, министру здравоохранения и социального развития, г-ну М.Зурабову было направлено письмо, с изложением нашего видения проблем по оказанию социальных услуг населению.

Как показывает опыт, потребности населения нашей страны в социальных услугах постоянно растут. Сегодня около 126 тыс. чел. нуждаются в услугах на дому, около 22 тыс. чел. - в социально-медицинском обслуживании в домашних условиях. В дома-интернаты стоят на очереди более одного года около 8 тыс. чел, но что еще более недопустимо, существуют очереди на места в психоневрологические дома-интернаты. И перспективы удручающие. Уже се6йчас в РФ 29,61 млн. чел. старше трудоспособного возраста. Доля пожилых людей в общей численности населения - 20,7 %, и она возрастет к 2010 году до 21,9 %, к 2016 году - до 24,5 %, превышая почти вдвое численность вступающих в трудоспособный возраст. Все больше людей будет нуждаться в оказании социальных услуг.

Анализ сложившейся ситуации мотивирует целесообразность объединения усилий всех институтов гражданского общества - государства, предпринимательских структур, общественных организаций, добровольческого сектора, политических партий, всего населения в предоставлении нуждающимся людям социального обеспечения и помощи. Однако на этом пути существует много неразрешенных вопросов.

В чем мы видим проблему? В отсутствии рынка социальных услуг! Государство должно создать условия для его развития. Правовая основа рынка только начинает складываться. В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития РФ работает над новой редакцией Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". В то же время мы видим, что уже на концептуальном уровне может быть заложено неравенство возможностей для государственных и негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги населению. Например, формулировка о контроле деятельности по предоставлению услуг, введения попечительских советов, процедурах сертификации услуг и аккредитации социального обслуживания, введении дополнительных норм может быть отнесена только к негосударственному сектору, тогда как государственные организации оказывают социальные услуги не всегда оптимальным образом и контроль за их деятельностью должен осуществляться с обязательным участием общественности. Мы предлагаем организовать совместную разработку данного законопроекта и его последующую общественную экспертизу. На наш взгляд, необходимо законодательное закрепление на федеральном уровне равноправного партнерства между институтами власти и негосударственными организациями в сфере оказания социальных, образовательных и медицинских услуг. Но при этом не должны пострадать группы населения, которые не могут сами в полной мере оплачивать социальные услуги.

Общемировая тенденция роста объема и номенклатуры социальных услуг, развития инфраструктуры жизнеобеспечения показывает, что люди начинают все чаще обращаться к услугам, оказываемым на платной основе. И здесь вполне возможно участие мелкого и среднего предпринимательства, некоммерческого (добровольческого) сектора. Их участие в развитии инфраструктуры и расширении номенклатуры оказываемых услуг снизит затраты государства по ряду позиций и создаст для многих бедных людей дополнительные рабочие места.

Нужно объединить усилия. Результатом такой деятельности может стать повышение уровня жизнеспособности населения и рост занятости. Сегодня это становится особенно важно для выживания и развития сельских территорий, развития конкурентоспособного предпринимательства, привлечения женщин к развитию сектора негосударственных социальных услуг.

Что же реально можно и нужно делать? Во-первых, мы предлагаем отрегулировать процессы передачи отдельных функций государственного и муниципального управления коммерческому и некоммерческому негосударственным секторам, распределения полномочий между секторами (государственным, коммерческим и некоммерческим). Основная цель - эффективное использование бюджетных средств, обеспечение качественного предоставления населению социальных услуг, привлечение в социальную сферу частных инвестиций и заложить механизм постоянного развития инфраструктуры поддержки предприятий, оказывающих социальные услуги.

Для этого нужна правовая основа. Необходимо отрегулировать имущественные отношения, процедуры согласования и координации деятельности. На наш взгляд, следует ввести нормативы качества и финансирования каждой социальной услуги, которую государство должно в обязательном порядке предоставлять социально незащищенным гражданам.

Применительно к сфере социальных услуг нам потребуется создать Национальные стандарты, которые должны быть разработаны и приняты сообществами производителей услуг, участвующих в данном секторе рынка. Мы готовы поработать над созданием технологии разработки национальных стандартов, учитывающие правила, принятые в Евросоюзе.

Кроме того, введение принципа нормативного финансирования позволит предприятию, оказавшему услугу, не только рассчитывать на свои инвестиции, но и получить от государства соответствующие нормативно закрепленные ресурсы и финансирование. Примеры этому есть - финансирование среднего образования в Самарской области, когда деньги "следуют за учеником", введение оплаты за строго определенные услуги по социальной карте москвича или пластиковые карты на оплату конкретных услуг, введенные в Санкт-Петербурге.

Во-вторых, мы предлагаем стимулировать интеграционные процессы, создание совместных предприятий или предприятий с участием разных секторов экономики, гибких государственно-общественных и коммерческих организационных структур, социальные контракты как разновидность государственных субсидий для организаций-подрядчиков, формирующих новые компоненты социальной инфраструктуры. На наш взгляд следует использовать современные формы экономической интеграции. Аутсорсинг - действенная форма совместной деятельности, позволяющая привлечь малое предпринимательство и некоммерческие организации к поставкам продукции, товаров (работ, услуг) для социальных нужд. Цель аутсорсинга - создание условий для концентрации деятельности социальных учреждений на основном направлении - предоставлении конкретных социальных услуг, а также повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, повышение качества административно - хозяйственного обеспечения социальных учреждений.

Наконец, выделим главное. Государство не должно поощрять иждивенчество, ему следует выступить в качестве интеллектуального информационного центра, который помогает сформировать среду самообеспечения. Для этого задействуются различные общественные структуры, объединяющие предпринимателей, представителей малого бизнеса, научных, финансовых, проектных организаций, фондов, их объединения и сети. Для информационного сопровождения создания системы социальных услуг полезна организация независимых исследовательских центров. Главная их миссия - отстаивание стратегических интересов развития социальной системы. Особенность этих организаций - тесная взаимосвязь с институтами власти при одновременном сохранении самостоятельности. Они могут быть организованы по-разному: неправительственные, в которые набираются эксперты, работающие на долгосрочных контрактах с государственными структурами; внутриправительственные - для разработки долгосрочных проблем; независимые исследовательские центры при ВУЗах или НИИ; консалтинговые фирмы; независимые бесприбыльные центры, ориентирующиеся на исследованиях общественно значимых проблем и широкое распространение результатов своей деятельности.

Таким образом, обращение к новым ресурсам позволит изменить и устранить существующий сегодня стереотип снисходительно-патронирующего отношения местной власти к населению и общественности, рассматривающий экономику как пополняющую доходную часть бюджета, а социальную сферу как расходную его составляющую. Возникнет новое видение территории как сферы не только "реальной", но и целостной "социальной экономики", что, в свою очередь, может мобилизовать активность жителей на развитие города, района, территории; а также раскрыть возможности человеческого потенциала для решения общих насущных проблем.






http://www.oprf.ru/

Док. 352224
Перв. публик.: 10.08.05
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 627

  • Блохина Лидия Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``