В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Бабаева: Две стороны истовости Назад
Светлана Бабаева: Две стороны истовости
"Третий рейх", "холодная война", "непредсказуемый медведь", "мировой гегемон" - много десятилетий Россия и США обмениваются эпитетами непонимания. И нет, увы, никаких оснований полагать, что в ближайшие годы отношения их радикально изменятся, превратившись в доверительно-союзнические.

А все почему? Они слишком похожи друг на друга. Какую сторону жизни ни возьми, ну о-о-очень много сходства. Только у американцев ушло все это "в плюс", а у нас - "в минус". Возможно, поэтому доля США в мировом ВВП по-прежнему превышает 20%, а доля России составляет 2,6%. Доля США в мировой торговле тоже 20%, а России - 2%.

Можно начать с приятного. К примеру, индустрия отдыха. И те, и другие любят воспринимать отдых как много шума в хорошей компании. Одни веселятся в кафе, ресторанах, на собственноручно организованных праздниках и пикниках, другие - тоже в кафе и ресторанах (если позволяют средства), дома и на пленере. Как и в России, в Америке своеобразно относятся к понятию личного пространства, поэтому и мы, и они предпочитаем активный, а главное, коллективный отдых. Но одни это делают в спортзале, а другие - за праздничным столом.

Тишина и уединение - мечта, в общем, незначительного процента нации. Разница, правда, в том, что в Америке для этого доступны многочисленные национальные парки и тихие уютные пригороды, а в России - разве что затычки для ушей. Или собственные имения в несколько га. Кому по карману покупка земли и "Хаммера", чтобы туда добраться (вот еще одна общая черта - обе нации любят большие машины).

Кстати, по паркам там, как и в России, ездят машины. Правда, у нас это либо просто "крутые", либо совсем крутые с "мигалками", а там - собственно парковые машины, то есть те, что ухаживают за природой, или уж полицейские. Следят за порядком.

Одежда. Это только так думают, что американская нация сплошь страдает ожирением и носит штаны размером с парашют. Во-первых, в России тоже не часто встретишь французские формы, а во-вторых, и среди американцев есть много худых и поджарых. И так же, как и в России, - преимущественно в среде тех, кто относит к стилю жизни тренажеры, спортзалы, а также умеренное потребление еды и питья. При этом, как и в России, некоторые представители Америки считают возможным прийти в кафе в тренировочном костюме. Хотя, конечно, костюм будет более живеньким, чистым, а его носитель не начнет раскидывать пальцы и прочие конечности, требуя для себя и своей компании особой любви и внимания.

Конкуренция. Может, в значительной степени Россия еще и осталась советским государством, где "равенство и братство" превыше всего, и все же в огромном числе сегментов экономики, да и просто жизни соревновательность давно поставлена на первое место. От методичного зарабатывания денег до обретения собственности. От отношений на работе до отношений в очереди в кассу. Кто первым встал - того и тапочки. В этом Россия явно взяла пример с Америки, где на протяжении полутора веков конкурентность и состязательность - есть непременные атрибуты успешной социальной жизни. И не просто взяла, а творчески препарировала навыки и расширила сферы применения.

Но главное, в чем похожи российские граждане и американцы, - нутро. От него идут воззрения, идеология, подходы. И те, и другие истовы. И в своей истовости они тоталитарны. Может, поэтому подавляющее большинство российских граждан так не любит Америку, хотя английский зачастую не разумеет, нюансов культуры не знает, в стране никогда не было, да и вряд ли побывает. Ненавидим заочно, истово, прочно, всеми фибрами.

И в Америке, и в России разные авторы в разное время пытались объяснить этот феномен, но к единому мнению так и не пришли. Одни ссылались на религию, другие - на территорию и расстояния.

Вот, к примеру, американцы бросили клич бороться с курением и вообще за здоровый образ жизни. Итог: все на тренажерах, на беговых дорожках, курить нельзя нигде. То есть если нация клич приняла, то несогласным не остается никакого выбора. Курить становится моветоном даже в самых богемных кругах и штатах.

Не так ли в России? Ну, в своих формах, конечно. Едва брошен клич на борьбу с грузинским режимом, - на всех брюнетов смотрят презрительно и подозрительно. Брошен ключ не любить Америку - гегемоны, узурпаторы, мировые жандармы, экспортеры демократии! 99 процентов страны тут же начинает истово ненавидеть Америку, презирать любые проявления американизма, требовать убрать "засилье Голливуда" с экранов и во всей своей аморальности винить "тлетворное влияние Запада". Читай: Америки. Что уж говорить про пиво, которое давно из германского или чешского напитка превратилось в сугубо российский. Национальный. Массовый. Пьем с утра, все, везде и при любой погоде. Как они не могут без пробежек в парке, так мы без пива.

Что раздражает многих в американцах? То, что они сформировали у себя в стране и для страны некое мировоззрение, невероятны горды им и теперь истово считают его единственно правильным взглядом на мир (так, впрочем, они считали и 150 лет назад). Именно на своем мировосприятии они подчас строят целые науки и политические стратегии. Именно по своему восприятию жизни оценивают другие страны и нации. Соответствуют, - значит, свои. Не соответствуют, - нужно либо изменить, либо поставить общение в строгие рамки. В Америке, где практически всюду круглый год светит солнце, отсутствует восприятие полутонов. Картина мира - ночь или день. Плохо или хорошо. Правильно или неправильно. Верно или вредно.

Но ведь и в России так же! И Россия меряет всех по себе, тоже страдая определенным врожденным и благоприобретенным дальтонизмом. Мир делится на свой - чужой. "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно...". Поляки (эстонцы, украинцы, грузины, немцы, англичане и т.д.) если не с нами, то против нас.

Любим истово, доверяем безоглядно, презираем однозначно, ненавидим люто.

Ни попыток разобраться и понять. Ни желания взглянуть на ситуацию под другим углом зрения. Никогда! Это "пусть они под нас подстраиваются!" От зарубежных курортов ("пусть они русский учат!") до внешней политики ("пусть они к нам на поклон придут"); от "большой" экономики ("всем наши нефть-газ нужны, никуда не денутся") до "малой" ("сами нехай едят свои шпроты-мандарины").

И мы, и американцы истовы в своей заточенности на какие-то эмоции. Американцы - на жизнерадостность и улыбчивость, что наших невероятно раздражает. Мы - на хмурость и угрюмость, что сильно обескураживает американцев. В обеих странах есть определенные неприличные темы в разговоре с малознакомыми людьми, и там, и там они связаны с настроением. В Америке не принято жаловаться, потому что ты сразу выглядишь "лузером", в России - неприлично говорить, что у тебя все хорошо, потому что ты сразу выглядишь идиотом.

Обе нации - пассионарны, истово верят в то, что делают и куда двигаются. Тоталитарно сплочены вокруг неких базовых вещей и понятий. Только вот доли в мировом хозяйстве сильно различаются. Поэтому России хорошо бы подумать, как истовость свою повернуть в плюс, на созидание. Потому что деструктивная истовость - это уже не истовость. А глупость или, по меньшей мере, недальновидность.

Светлана Бабаева, шеф-редактор журнала "Профиль" - специально для РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


http://www.rian.ru/authors/20070529/66235517.html

29.05.2007



Док. 352204
Перв. публик.: 29.05.07
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 289

  • Бабаева Светлана Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``