В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О предстоящем пленарном заседании Общественной палаты РФ 14 апреля 2006 года, о противодействии ксенофобии и экстремизму и роли СМИ в подавлении этого явления Назад
О предстоящем пленарном заседании Общественной палаты РФ 14 апреля 2006 года, о противодействии ксенофобии и экстремизму и роли СМИ в подавлении этого явления

Беседа с М.Бажаевым в программе "Особое мнение"
http://www.radiorus.ru

14 апреля в Москве пройдет пленарное заседание Общественной палаты. Одним из пунктов повестки дня значится вопрос о противодействии ксенофобии и экстремизму в российском обществе. Сегодня мы поговорим об этом, а также о том, какова роль СМИ в этом процессе. Гость в студии - член Общественной палаты, председатель подкомиссии по борьбе с ксенофобией, национализмом и экстремизмом Мавлит Юсупович Бажаев.

- В чем должно заключаться противодействие общества ксенофобии и экстремизму?

Бажаев: Противодействие должно представлять собой комплекс мер, которые были бы направлены на то, чтобы изжить из нашей жизни подобные негативные явления. Вместе с тем, здесь чрезвычайно важно обозначить правильные акценты. На мой взгляд, та оценка, которую дает сегодня общество этим проявлениям, является не совсем правильной. Нам надо оценивать преступления и проявления такого негативного свойства, исходя не из того, что совершается преступление против личности или тривиальное хулиганство, а из того, насколько это целесообразно или нецелесообразно с точки зрения сохранения единства российского общества и, как следствие, территориальной целостности России. В этом смысле мы должны расценивать это как преступление против основ государственности. Ибо это действительно разрушает наше общество и создает предпосылки для разрушения территориальной целостности.

- В чем корень этих явлений и в чем причины популярности экстремистских идей у довольно значительной части населения страны?

Бажаев: Прежде всего, в том, что утеряна идеология государства. В советское время у нас была конкретная идеология. Правда, это была идеология классовой борьбы, но в рамках той идеологии мы получали очень серьезное и взвешенное интернациональное воспитание. И тогда особых проблем с национализмом, ксенофобией или, тем более, экстремизмом не было.

Всё началось в начале 90-х годов, когда, с одной стороны, населению старались привить либерально-демократические ценности, но почему-то произошел синтез либерально-демократических ценностей с клептократическими ценностями, и общество получило лжеценностную базу. На самом деле, их привить так и не удалось. С другой стороны, государство сейчас пытается...

- Но ведь должно было остаться что-то от Советского Союза - тот самый интернационализм. Почему так быстро и легко все выветрилось, хотя 70 лет ему учили и на нем воспитывали подрастающее поколение?

Бажаев: Как оказалось, самое плохое и вредное прививается еще быстрее. Как говорил Аристотель, здоровье не заразно, заразна болезнь. В этом смысле наше общество получило вирус, гнетущий его и сегодня, - вирус ксенофобии, национализма и экстремизма, который был серьезно подогрет конфликтами, которые начали происходить на Северном Кавказе. На этом фоне, а также на фоне массового обнищания населения и появления довольно большого количества мигрантов в стране, в первую очередь в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах, средний россиянин уже не мог выдерживать конкуренции с дешевой и полулегальной мигрантской средой. А когда появляется конкуренция, когда идет борьба за рабочие места, как раз и проявляются, к сожалению, самые низменные и негативные качества человека.

В государстве же на тот момент не оказалось ни нужной идеологии, ни правильной миграционной политики. Всё это наслоилось и породило известные явления, в том числе те конфликты, которые происходили и происходят сегодня на Северном Кавказе.

- Наверное, у части граждан бывшего Советского Союза, которые проживали и проживают в республиках бывшего СССР, есть некая обида в связи с тем, что российские власти выдавали паспорта с российским гражданством бывшим гражданам Грузии, проживающим в Южной Осетии, в то время как люди из других регионов бывшего Советского Союза практически не имели никакой возможности получить паспорт с российским гражданством. Некая политика, которая тогда проводилась, наверное, оставила какой-то негативный осадок. Как вам кажется?

Бажаев: Наверное, осадок она оставила, но надо понимать, что те решения были вызваны неоднозначной ситуацией в других регионах, в том числе и в наших отношениях с теми или иными республиками.

- Но это политика, которая на бытовом уровне не всегда адекватно понимается.

Бажаев: Все-таки на первый план должны выходить вопросы, связанные не с тем, кому Россия дала или не дала свои паспорта, а с тем, что все мы уже живем в разных странах. Отношения между всеми народами стали строиться, исходя из того, что сами эти страны провозгласили и начали проводить свою, отличную от России политику. Именно политическая подоплека, когда у ведущих политиков этих государств нет единого мнения с российскими политиками, накладывает свой отпечаток. Но я все-таки думаю, что корень зла лежит не в обиде, хотя она и усиливает общие негативные тенденции, а в том, что на самом деле начинает происходить в нашей стране.

Слушательница: Понятно, что несовершенная законодательная база, отсутствие национальной идеи. Все это имеет значение. И если этого нет, то все это нужно делать. Но корень зла лежит в том, что после распада Советского Союза выхолостились как достоинство наших граждан, так и пласт культурных людей. Известно, что тот, кто уважает себя, не будет плевать в другого. На чем воспитывает наше правительство детей и подростков уже почти 20 лет? На невежестве. Мы делаем деньги на бескультурье. В результате получили то, что получили.

Бажаев: Я бы еще добавил, что в последние годы существования советской власти, в 70-80-е годы, в стране была спокойная и достаточно дружелюбная обстановка. Любой мог сесть в Баку в машину и проехать до Владивостока, и никто ни у кого не спрашивал ни национальности, ни цели поездки. Можно было спокойно пересечь всю страну, и сделать это даже без паспорта. То есть, взаимная толерантность присутствовала.

- Но прошло всего лет пять, и началась резня в Карабахе, из многих республик стало выдавливаться население некоренных национальностей. Не могло же все это произойти на пустом месте?

Бажаев: Конечно, это произошло не на пустом месте, но я считаю, что это все-таки было не проблемой интернационального воспитания и самих людей, а результатом той недобросовестной политики и тех неправильных действий, которые были предприняты в эпоху предраспада и распада Советского Союза. Естественно, распалось такое огромное государство, его целостная политическая, идеологическая и экономическая система была разрушена. Когда случился резкий переход от упорядоченной системы к неупорядоченной, когда возник хаос, естественно, получилось то, что получилось.

Слушатель из Санкт-Петербурга: Корни ксенофобии и национализма лежат в методологии. Сталинская методология абсолютизировала борьбу противоположностей, не поняв диалектики и придав уродливый характер всем происходящим процессам. В результате были абсолютизированы и идеи интернационализма. Да, не было у нас раньше ненависти. Мы не знали ни евреев, ни казахов, ни узбеков, но меры не было. После абсолютизации классовой борьбы, государство переключилось на борьбу с индивидуальными различиями. Этот или тот - не такие, как все. Преследование инакомыслящих, тех, кто не такие, как все, и вылилось в нынешние ксенофобские и националистические формы. Заказ на смердяковых и шариковых был задан еще той идеологией, происходящей от Маркса, который считал, что все рождаются равными.

Слушательница: Как должны реагировать русские люди, живущие в Москве, на следующее. Два примера, которые произошли со мной лично. Первый. Идут впереди меня два человека кавказской национальности, и один другому говорит: "Потерпи немного, скоро мы этих москвичей отсюда вышвырнем". Второй пример. Веду в школу свою внучку. В школе охранники, никого не пропускают. Совершенно спокойно мимо нас проплывает дама кавказской национальности со своим ребенком, которого она ведет за руку. Ни на кого не смотрит, всех расталкивает и заходит в школу. Как могут наши дети потом хорошо относиться к этому. В свое время, когда я ездила на Кавказ, я не чувствовала себя там царицей.

- Все-таки в русском языке нет такого понятия, как кавказская национальность или лицо кавказской национальности, это новояз и по-русски. И если вы говорите от имени русского населения России, то говорите по-русски, пожалуйста.

Бажаев: По первому мнению. Та идеология, которая была, и то, что было предложено тогда коммунистами, предполагали перевод межнациональной розни и конфликтов в область классовых конфликтов. И тогда было понятно, что все бедные должны быть против всех богатых. Классовая борьба спустила на очень низкий уровень национальные противоречия. То, о чем говорил слушатель, правда, как правда и то, что сейчас в одночасье не станут наши бритоголовые и прочие фашиствующие представители молодежных организаций толерантными и послушными. Им надо все-таки предложить другую модель. Нам всем надо сейчас начать делить себя по признаку: за Российское государство или против, разрушают ли те или иные действия наше Российское государство или нет.

- Целостность государства - это очень важная проблема. Но вот слушательница сказала, что те мигранты, которые приезжают в России, не очень уважительно относятся к местному, коренному населению. Не это ли и есть причина бытовой ксенофобии?

Бажаев: Если на самом деле все так происходило, а это могло иметь место, то это очень дурно и вредно. Это вообще говорит о бескультурье этих людей. Конечно, плохо, когда молодые люди заявляют, что они чуть ли не завоюют Москву, и когда эта женщина прошествовала со своим маленьким ребенком подобным образом. Всё это - отсутствие культуры. К сожалению, подобные проявления есть как с одной, так и с другой стороны. В последнее время мы даже видим, как ведущие политические партии пытаются использовать различные ролики, которые разжигают национальную ненависть.

Конечно, нам надо делать акценты не на тех различиях, которые есть между нами, а на том, что объединяет нас. Если взять среднестатистического россиянина, то любой из нас процентов на 80 наполнен российской культурой, вырос на тех же Пушкине, Чехове, Толстом и других.

Если мы сегодня начнем показывать и демонстрировать свои различия, то мы ни к чему хорошему не придем. Есть одно очень замечательное выражение: терпимость показывает различия, а нетерпимость их вызывает. Нам всем действительно надо быть терпимыми друг к другу...

http://www.oprf.ru/

Док. 352061
Перв. публик.: 10.08.05
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 347

  • Бажаев Мавлит Юсупович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``