В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Появились новые масштабные угрозы для государства Назад
Появились новые масштабные угрозы для государства
В минувшую пятницу Московское бюро по правам человека обнародовало доклад о проблемах радикализма и экстремизма в Южном федеральном округе (ЮФО). Согласно приведенным данным, сегодня на юге страны можно ждать новых конфликтов, связанных с этническим фактором. По мнению автора доклада, рост экстремизма во многом провоцируется решениями федеральной власти. В частности, начавшейся реформой местного самоуправления.

Как рассказал собравшимся директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, доклад был подготовлен в рамках проекта по противодействию терроризму, ксенофобии, антисемитизму и этнической дискриминации в России. "В проекте участвуют несколько правозащитных организаций, таких, как Московская Хельсинкская группа, Международное общество прав человека, а также несколько исследовательских центров.

Кроме того, проект поддерживается Европейской комиссией. Проблема радикализма и экстремизма в ЮФО остра и волнует все общество". Презентуя доклад, автор документа доктор политических наук, заведующая отделом гуманитарных исследований Южного научного центра РАН Лариса Хоперская рассказала, что, начиная с прошлого года, ЮФО захлестнула новая волна радикализма. По ее мнению, на активизации радикальных настроений сказалась реформа местного самоуправления, которая началась в 2003 году.

"В соответствии с ней количество муниципальных образований должно увеличиться в десятки раз, например, в Ростовской области их было 55 в прошлом году, а в этом их уже 586, - сообщила г-жа Хоперская. - Мне кажется, чтобы избежать конфликтов, следует выделять этнические аспекты реформы". Кроме того, большое влияние на всплеск оппозиционных настроений оказывает земельная реформа и пересмотр границ между муниципальными образованиями. Г-жа Хоперская считает, что "местные власти не просчитывают риски, поэтому есть возможность повторения недавних событий в Дагестане, когда люди, недовольные перераспределением земель, кидались друг в друга камнями". Укрупнение регионов, новый порядок избрания глав регионов и местных парламентов, а также отказ от учета этнических особенностей при формировании республиканских органов власти могут также привести к росту радикализма.

"Сегодня все субъекты, кроме Дагестана, отменили принцип формирования местной власти с учетом этнического баланса. Но нужно помнить, парламент будет легитимным только в том случае, если он сформирован с учетом этнического представительства. Новый закон этого не предусматривает, поэтому есть опасность этнизации партий. Такой пример уже есть в Адыгее.

Местное отделение "Единой России" может расколоться на две части по этническому принципу: одна часть за объединение Адыгеи с Краснодарским краем, а другая против. Естественно, если на выборах побеждает одна партия, то сторонники другой вынуждены выходить на площадь", - полагает г-жа Хоперская. Присутствовавший на презентации доклада член Общественной палаты, глава подкомиссии по проблемам борьбы с ксенофобией, национализмом и экстремизмом Мавлит Бажаев согласился с актуальностью поставленных в докладе проблем. Кроме того, он рассказал о еще одной важной проблеме, которая затрагивает весь Северный Кавказ. Председатель подкомиссии Общественной палаты по проблемам борьбы с ксенофобией, национализмом и экстремизмом Мавлит БАЖАЕВ: - Хотел бы отметить тот прискорбный факт, что сегодня русское население уходит с Северного Кавказа. Таким образом, под угрозой оказываются территориальная целостность и единство нашего государства. Сегодня в Дагестане, Чечне, Ингушетии и других республиках юга России мы наблюдаем процесс формирования монокультурных и моноэтнических обществ. Что в свою очередь приводит к усилению местных лидеров и изоляции местного населения от общероссийского пространства. При этом неизбежно снижается управляемость этих субъектов Федерации со стороны федерального центра. А ведь в свое время контртеррористическая операция на Северном Кавказе как раз была призвана сохранить единство нашего государства. И если сегодня посмотреть на то, как государство ведет работу в этом направлении, то становится понятно, что ее результаты оставляют желать лучшего. Несмотря на то что процесс стабилизации в Чечне несколько снизил напряженность в этом субъекте Федерации, общая ситуация на Северном Кавказе выявила новые масштабные угрозы для государства. И их надо учитывать. Сегодня государство должно строить свою политику не только в отношении конкретно Чеченской республики или Дагестана - простая локализация очагов напряженности была целесообразна раньше. Сейчас надо говорить о процессах интеграции в масштабах всей России. Только в рамках восстановления и обеспечения единства самого Северного Кавказа и единства всей страны можно добиться снижения уровня радикализма и экстремизма в этом регионе. Надо понимать, что сегодня мы живем в глобальном мире, где страны и отдельные регионы тесно взаимосвязаны. И те события, которые сейчас происходят на Северном Кавказе, или те ксенофобские, мигрантофобские проявления, которые мы видим в Санкт-Петербурге, Воронеже или Москве, - все они неизбежно получают свое развитие в других, иногда весьма удаленных регионах страны.


http://www.oprf.ru/

Док. 352048
Перв. публик.: 10.08.05
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 330

  • Бажаев Мавлит Юсупович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``