В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гарантия единства, стабильности, демократии Назад
Гарантия единства, стабильности, демократии

Сегодня, 12 декабря, знаменательный день для всей страны - годовщина Конституции новой, демократической России. И теперь, когда общество и государство выходят на новый уровень развития, уместно оценить ту роль, которую играет Основной закон в жизни нашей страны и нашего народа.

В этом году День Конституции впервые является рабочим днем. Это, тем не менее, не умаляет значения самой даты. Годовщина принятия Конституции новой, демократической России - знаменательный день для всей страны. И сегодня, когда общество и государство выходят на новый уровень развития, уместно оценить ту роль, которую может и должен сыграть Основной закон в жизни России.

Оглядываясь назад, можно утверждать, что Конституция выполняет главное свое предназначение - быть несущей конструкцией, каркасом демократического государства, обеспечивающим его устойчивость. Благодаря ей Россия смогла преодолеть крайне опасные, кризисные периоды, справиться с реальными угрозами экономической и социальной деградации, сепаратизма, разгула экстремизма различного толка. Нельзя забывать, что политическая стабильность, к которой Россия сегодня уже успела привыкнуть, стала достижимой на основе действующей Конституции, в рамках последовательного проведения ее положений.

В этой же связи не могу не упомянуть и о таком знаковом событии, как выборы парламента Чеченской Республики, которыми завершились формально-юридические процедуры по восстановлению конституционного строя в ЧР. Думается, весьма символично, что свою работу законодательный орган Республики начинает именно сегодня, 12 декабря, в День Конституции РФ. Таким образом, мы вправе констатировать: Основной закон государства действует на всей его территории.

За 12 лет, прошедшие со дня ее принятия, Конституция России доказала свою действенность и не утратила актуальности. Вспомним, сколько раз за эти годы слышались призывы ее изменить. Я далек от мысли, что все они основывались на осознанном желании поколебать основы конституционного устройства страны. В большинстве случаев желание пересмотреть те или иные положения Конституции, скорее всего, вызваны недостаточно глубоким знанием или непониманием ее буквы и духа. Необходимо помнить, что стремление переписать Основной закон страны ради решения сиюминутных задач совершенно недопустимо, какими бы благими намерениями оно ни диктовалось.

Вместе с тем, гарантируя единство, стабильность и демократический характер Российского государства, Конституция не является мертвым текстом, догмой, не допускающей никаких изменений в устройстве и функционировании государства. Напротив, она открывает широкие возможности для проведения жизненно важных реформ, необходимость которых диктуется динамикой процессов, протекающих в обществе, в экономической и политической сферах. Практика показала, что, действуя строго в рамках конституционного поля, можно успешно работать над совершенствованием властных, административных, социальных и иных механизмов и институтов. Реформа Совета Федерации, формирование Госсовета, обновление избирательного законодательства, начало процесса укрупнения субъектов Федерации, упорядочение политической системы, - все это делалось и делается на основе ныне действующей Конституции.

Констатируя эти достижения, хочется заглянуть и в будущее. При этом вопрос может быть сформулирован так: существует ли у российской Конституции потенциал для дальнейшего совершенствования функционирования государства и общества в целях улучшения качества жизни россиян, углубления демократических процессов в стране, строительства новой свободной и процветающей России?

Безусловно, такой потенциал есть. И связан он, на мой взгляд, прежде всего с последовательной реализацией основного положения статьи 7 Конституции: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Убежден: пришло время обратить на этот принцип самое пристальное внимание. Для этого существуют все предпосылки: политическая стабильность государства, нормальное функционирование демократических институтов, устойчивое развитие экономики, территориальная целостность и достаточный уровень безопасности. Безусловно, каждое из этих достижений важно и само по себе. Однако сегодня необходимо понять, что все это - не цели, а средства. Целью же является сам человек, гражданин России.

Важнейшей задачей, которую необходимо решить на этом пути, является развитие гражданского общества. Смысл этой работы заключается в том, чтобы дать каждому гражданину России возможность реального участия в обсуждении всех проблем страны и в принятии соответствующих решений. По сути, это и есть демократия.

Безусловно, отчасти эта задача решена - на уровне политической и избирательной систем. Вместе с тем, опыт доказывает, что органы власти, даже избранные на основе демократических законов, не всегда способны в полной мере учитывать интересы различных слоев общества. Пример этому, ставший уже "хрестоматийным", - так называемая "монетизация льгот". Но наряду с ним можно было бы упомянуть и реформирование ЖКХ, и закон о некоммерческих организациях, и Лесной кодекс... Во всех этих случаях механизмы партийного представительства не обеспечивают полного учета интересов граждан.

Дело в том, что отсутствует надежная и постоянная обратная связь между властью и обществом. И создание ее является принципиально важным делом, если мы действительно хотим, чтобы Россия стала социальным государством. Именно эту задачу, как мне кажется, призвана решить Общественная палата РФ, которая начнет работать уже в будущем году.

Надеяться на то, что Палата сможет эффективно решать эту задачу, позволяет несколько важных факторов. Во-первых, она сформирована из наиболее авторитетных представителей неполитических организаций, выражающих, так сказать, "земные", жизненные интересы простых людей. Во-вторых, Общественная палата имеет возможность озвучить эти интересы на всех уровнях власти: члены ОП будут принимать участие в работе комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, а также Правительства и коллегии каждого министерства. Это означает, что на всех этапах принятия и поведения в жизнь государственных решений мнение общественности будет обязательно услышано. Будет ли оно учитываться в полной мере? Это от Палаты непосредственно не зависит. Однако работа ОП сделает процесс принятия решений действительно гласным. И если эти решения будут игнорировать ясно выраженные интересы граждан, властям придется отвечать за это на выборах.

Таким образом, Общественная палата может стать механизмом, органично дополняющим, балансирующим конституционную конструкцию государственной власти. Она не создает новый центр власти - для этого пришлось бы менять Конституцию. Палата должна стать мощным центром влияния общества на власть ради придания всей государственной политики социального, ориентированного на человека характера. Если она преуспеет в этом - а я уверен, что мои коллеги-члены Палаты приложат все усилия к этому, - тогда Россия сделает большой шаг на пути истинно демократического развития и сможет с полной мере реализовать принципы и идеалы, заложенные в ее Конституции.
Мавлит Бажаев, член Общественной палаты РФ





http://www.oprf.ru/

Док. 352015
Перв. публик.: 12.12.05
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 323

  • Бажаев Мавлит Юсупович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``