В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто будет оценивать зарплату учителя? Назад
Кто будет оценивать зарплату учителя?


Недавно в Агинском округе работали представители Института проблем образовательной политики "Эврика" во главе с ректором института, членом Общественной палаты Александром Адамским. Посетив ряд общеобразовательных школ и изучив опыт образовательной системы округа в целом, специалисты дали самую высокую оценку ее работе.
На базе Агинской окружной гимназии состоялся экспертно-аналитический семинар. Затем прошла пресс-конференция, где Александр Изотович поделился впечатлениями и ответил на вопросы журналистов.

- Ситуация в системе образования Агинского округа достаточно успешная и очень непохожая на большинство других регионов. Говоря языком цифр, можно сказать, что 29 процентов норматива, который выделяется на учебные расходы, это намного превышает те семь-восемь процентов, которые расходуют в других регионах. Впечатляет тот факт, что - насыщенность кабинетов оборудованием превышает 80 процентов. Очень удивляет и соотношение компьютеров на одного человека. Тринадцать человек на один компьютер - это далеко опережает другие регионы. Все эти цифры и вся образовательная политика, которая проводится в округе, способствуют тому, чтобы Агинский округ стал эффективной пилотной площадкой для отработки современных механизмов в образовании. Я могу сказать, что, если все будет хорошо, то этот проект станет модельным для всего Забайкальского края.

- Что представляет из себя конкурс регионов?

- Это механизм финансовой поддержки тех регионов, которые реализуют комплексные проекты программы модернизации. Естественно, мы будем поддерживать регионы, но только те, которые заявляют перспективные проекты. Если немного углубиться, то опыт и реформы образования показали, что многие регионы и хотели бы провести институциональные реформы, но они самые дорогостоящие. Чтобы провести их, нужно где-то взять средства, а лишних денег нет. Поэтому этот конкурс направлен на компенсацию регионам тех издержек, которые они несут при институциональных реформах.
В этом году определится 20 регионов победителей, в следующем - еще 10, и в последующем - еще 10. Таким образом, за три года финансовая поддержка из федерального бюджета на институциональные проекты будет направлена на 40 регионов. На этот год определена сумма в количестве четырех миллиардов рублей и она будет наращиваться. То есть конкурс - это способ финансовой поддержки регионов, которые осуществляют комплексные проекты модернизации образования.

- Наша российская система образования моделирует чью- либо? И каков уровень образования в России?

- По поводу модели я могу сказать, что я противник механического переноса. На Руси книжная школа была нетипична. До 10 века образование передавалось не через книгу, а через сказания, былины, устное народное творчество. Появление православия вызвало насильное формирование книжных школ. А уже где-то в 18 веке была скопирована немецкая система, которая существовала у нас до последнего времени. Сейчас мы приобретаем свое лицо. Мой прогноз, что через 5-10 лет Россия, безусловно, станет лидирующей в области образования. Если мы начнем готовить наших ребят не только к товарно-инженерному производству, а для интеллектуальной экономики, то тогда соединение традиционной подготовки с развивающими программами даст свои плоды. Это наложится на интенсивную отдачу инвестиционных проектов во многих регионах. Я с воодушевлением смотрю вперед. Должен сказать, что в этом смысле общероссийское образование будет очень сильно дифференцировано. К сожалению, Дальний Восток будет либо отставать, либо попадать под влияние азиатско-тихоокеанских регионов.

- Что из себя представляет новая система оплаты труда учителей?

- Какой она будет в точности, решит регион. Сейчас по этому поводу идут дискуссии, и она может быть ориентированной на результативность, с активным включением школьных советов в определении отдачи и вклада учителей в эту самую результативность. То есть, представим фонд оплаты труда. Он делится на две части. Одна часть - базовая. Ее точно учитель получит, вне зависимости от результата. Другая часть - процентов 30 - это так называемая стимулирующая часть. Из этого кармана школьные советы выделяют в зависимости от результативности. Сейчас этого нет. В этой части оплаты могут быть очень большие различия. Кто-то из учителей может вообще не получать, а кто-то будет получать суммы, в разы превышающие базовую часть.

- Кто будет работать в совете школы?

- Это сейчас обсуждается. Были даже очень острые дискуссии на эту тему. Одни считают, что не нужно включать в советы родителей. Другие считают, что в советах должны быть и родители, и ученики. Я не вмешиваюсь в эти дискуссии. Думаю, что сюда должны входить недавние выпускники, которые помнят еще, что такое школа и точно должны быть включены влиятельные, референтные, авторитетные люди из местного сообщества.

- Общественное участие в управлении образованием - это и есть совет школы?

- На школьном уровне - школьный совет. Кроме этого, должны быть муниципальные попечительские советы. И даже на региональном уровне будут попечительские советы, которые могут влиять и на бюджет, и на рост норматива, и на политику.

- Люди будут работать на общественных началах?

- Безусловно.

- Не предется ли пересматривать штатное расписание?

- Совершенно явно высветился избыток педагогов. Много учителей толчется на узком пятачке и получают маленькую зарплату, особенно в малочисленных школах. Поэтому, как ни парадоксально об этом говорить, но проблему раздутости штатов нужно будет решать. Это общая проблема. Она связана с тем, что педагогическое образование так устроено. К примеру, считается, что психолог не может быть учителем, а учитель не может быть психологом. Структура штатного расписания вынуждала раздувать штат. Это все делалось искусственно. Нормальное соотношение учитель - ученик это один к 20-25. По России среднее соотношение - один к восьми, один к 10. Это могут позволить себе очень богатые страны. Для нас это роскошь. К примеру, однажды я был на уроке в китайской школе, где в одном классе сидит 60 человек.

- Связано ли с этим нормативно-подушевое финансирование?

- Да, очень связано. Введение новой системы оплаты труда невозможно без введения нормативно-подушевого финансирования. Каждый директор должен понимать, что если норматив есть, он умножает этот норматив на число учеников и представляет, какой у него бюджет. В чем здесь проблема? Расходы школы складываются из тех денег, которые идут из региона на зарплату и издательские расходы. Но еще есть муниципальные деньги. Норматив должен быть утвержден региональным законом, потому что регион не может указывать муниципалитету, как тратить деньги. А нам нужен общий норматив. Обществу важно знать, сколько вообще тратит школа на ребенка? У вас в округе эта цифра примерно 54 тыс. 380 рублей. Это общая цифра и ее узаконить нельзя, потому что сюда входят муниципальные деньги. Поэтому нужна система соглашений, которая позволяла бы выходить на реальный и фиксированный норматив. То есть, мы против того, чтобы проблемы школ решались централизованно. Это должен решать школьный совет и нести за это ответственность.

- Объективность оценки качества образования будет зависеть от мнения представителей общественных институтов?

Несомненно. Это мнение будем формировать мы с вами. Кто на этом поле сильнее сыграет, такая будет и оценка качества.





http://www.oprf.ru/

Док. 351980
Перв. публик.: 16.02.07
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 345

  • Адамский Александр Изотович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``