СПб. Скоро Правительство России объявит конкурс региональных проектов комплексной модернизации систем образования.
Суть его заключается в том, чтобы стимулировать регионы вводить новые системы оплаты труда, нормативное подушевое финансирование, оценки качества образования, расширять общественное участие в управлении образованием.
Федеральное правительство как бы <выкупает> реформы у регионов. Ведь зачастую издержки на проведение изменений настолько высоки, что регионы не могут пожертвовать неотложными насущными расходами в пользу модернизации. В школах не хватает оборудования, сами здания иногда в угрожающем состоянии, во многих нет теплого туалета, центрального отопления.
Именно поэтому правительство решило дать средства, которые регион имеет право потратить на укрепление материальной базы, в расчете на то, что высвободившиеся деньги пойдут на проведение реформ, отмечает ректор Института проблем образовательной политики <Эврика>, член Общественной палаты РФ Александр Адамский.
-В чем заключается комплексность проекта?
-Речь идет о том, чтобы разрозненные проекты модернизации образования объединить общей результативностью.
В России уже несколько лет осуществляются несколько проектов модернизации системы образования: ЕГЭ, профильное обучение, нормативное финансирование, общественное управление, информатизация.
Сегодня как власти, так и профессиональному сообществу важно понять, в чем общий комплексный эффект нововведений. Можно ли обобщить результативность разрозненных проектов, повысив качество бюджетной образовательной услуги, а соответственно и в целом поднять эффективность использования бюджетных средств?
-Как будет проходить финансирование реформ?
-Федеральные средства будут выделены не всем. Двадцати субъектам РФ в 2007 г., десяти - в 2008-м, а потом еще десяти - в 2009-м. То есть в течение 3 лет начиная с 2006 г. предстоит осуществлять конкурсный отбор субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты. Средства федерального бюджета, предоставленные субъектам РФ в форме субсидий, будут зачислены на счета территориальных органов Федерального казначейства.
Регионам, где много сельских школ, отдано предпочтение: размер субсидий зависит от количества городских и сельских школьников, причем для последних квота удвоена.
Размер субсидий может быть скорректирован конкурсной комиссией в зависимости от содержания и качества проекта, но при этом ограничивается верхней планкой (300 млн рублей).
-Как можно определить главную задачу реформ?
-Стратегическая задача поддержки и развития региональных комплексных проектов - повышение качества образовательных услуг и эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на образование.
При этом в регионах будет обеспечено создание условий для повышения доступности и качества общего образования, эффективности использования образовательных ресурсов, доходов учителей в зависимости от качества труда.
Таким образом, результатами комплексных проектов станут: доступность, качество, эффективность образования, а также рост доходов учителей.
Конкурс инновационных школ, плох он или хорош, стал прецедентом: на образовательном горизонте появился ориентир развития, уверен ректор Института проблем образовательной политики <Эврика> Александр Адамский.
На заметку:
- Самым значимым событием в сфере образования в 2006 г. стал конкурсный отбор школ, реализующих инновационные образовательные программы.
- Но опыт отбора победителей показал, что порой выбирали <лучшие школы>, а не школы, внедряющие инновационные образовательные программы.
- Школа, работающая в инновационном режиме, лучшей по традиционным показателям быть, во-первых, не обязана, во-вторых, зачастую объективно не в состоянии: ресурс ограничен и уходит на другое, инновации, как правило, дело недешевое.