В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Назад
Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации
Выступая на первом пленарном заседании Общественной палаты, Президент страны Владимир Путин почти всю последнюю треть своего выступления посвятил проблемам возрождения в России милосердия и благотворительности, отметив, что ее социальный статус в государстве и обществе находился в последнее время на низком уровне.

Обсуждаемая на сегодняшнем Совете тема и присутствие на нем признанных авторитетных религиозных лидеров нашей страны свидетельствуют о том, что социальное служение, милосердие и благотворительность, несмотря на утрату в силу известных причин вековых традиций получают сегодня новый импульс для своего развития и становятся существенным фактором социально-экономической и общественной жизни в России.

Полагаю, что этому, в известной степени, способствует и деятельность Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства, в работе которой в различных форматах принимают участие представители всех конфессий, представленных в Общественной палате РФ.

Свою задачу мы видим, прежде всего, в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики в области благотворительной деятельности, создании благоприятного налогового климата, а также правовых и экономических условий для благотворителей и благополучателей, повышения социального престижа жертвователей и добровольцев.

Эти вопросы были центральными в ходе акций и мероприятий, проводимых в рамках Года благотворительности. В течение этого года по инициативе Комиссии были проведены "круглые столы", конференции, а также общественные слушания, на которых были выработаны конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства в благотворительной сфере.

Я с удовлетворением отмечаю, что большинство из них в концептуальном плане присутствуют в проекте протокола и рекомендаций Совета.

В первую очередь это предложение о необходимости развития организационно-правовых форм социального партнерства государственных и гражданских институтов, в т.ч. с отечественным бизнес-сообществом. В этом плане существенной новацией является разработанный по инициативе Общественной палаты РФ проект федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Законопроект вводит в российское законодательство понятие целевого капитала, который определяется как имущество, принадлежащее некоммерческой организации, которое может быть сформировано из разных источников путем пожертвований только денежных средств.

Минимальный размер капитала, который должен быть сформирован в течение года, - 3 миллиона рублей. Если за год капитал в указанном минимальном размере не будет сформирован, имеющиеся средства должны быть потрачены на цели, обозначенные благотворителями в договоре пожертвования в течение следующего года. Если капитал за год будет сформирован, то организация - собственник капитала должна в течение двух месяцев выбрать управляющую компанию и передать ей в доверительное управление собранные средства с целью получения дохода. Доход, полученный от управления целевым капиталом, передается некоммерческой организации-собственнику данного капитала, и может быть использован для финансирования ее уставной деятельности или других некоммерческих организаций в соответствии с требованиями благотворителя и уставом организации.

Средства, передаваемые благотворителями на формирование капитала, доход от управления капиталом и средства, передаваемые конечным благополучателям, не облагаются налогом на прибыль.

Предусмотрено два варианта формирования и использования целевого капитала.

В первом случае некоммерческая организация формирует капитал, является его собственником и одновременно получателем доходов от инвестирования капитала. Данная некоммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, кроме учреждения. Эта схема применима, например, к университетам, библиотекам, музеям и др.

Второй вариант предполагает создание специализированной организации управления целевым капиталом (в организационно-правовой форме фонда), который занимается исключительно формированием целевого капитала, его передачей в доверительное управление и распределением полученных доходов между другими некоммерческими организациями.

Для того чтобы сделать процессы формирования капитала, выбора управляющей компании и определения целей расходования средств целевого капитала максимально прозрачными и подконтрольными, некоммерческая организация должна создать специальный орган - совет по использованию целевого капитала. В него должны входить представители благотворителей, организации-собственника капитала, организаций - получателей доходов от целевого капитала, экспертов. К полномочиям совета относятся разработка финансового плана, определение назначения и целей использования доходов, выбор получателей доходов капитала, а также контроль над выполнением финансового плана по использованию доходов от капитала. Члены этого совета работают на безвозмездной основе.

В проекте рекомендаций Совета недвусмысленно и достаточно полно раскрывается положение о необходимости государственной поддержки социальной и благотворительной деятельности, в том числе и одним из наиболее активных ее участников - религиозным объединениям и созданным ими для реализации этих целей некоммерческим организациям и учреждениям.

Как мы видим, новый Законопроект о целевом капитале направлен, прежде всего, на улучшение правовых и экономических условий деятельности не благотворителей в лице юридических и физических лиц, которые перечисляют денежные средства после уплаты налогов на специально открытый счет, а именно для благополучателей - т.е. для некоммерческих же организаций в их различных формах и имеющих своей целью благотворительную деятельность в области образования, науки, а также социальной поддержки.

В этой связи Общественная палата РФ направила в Государственную Думу свое заключение по результатам проведенной общественной экспертизы нового Законопроекта, в котором содержаться рекомендации законодателям: во-первых - расширить список направлений деятельности, которые могут финансироваться за счет средств целевого капитала (экология, спорт, миротворческая деятельность, которой активно занимаются религиозные объединения и др.), во-вторых, предусмотреть возможность формирования целевого капитала не только за счет денежных средств, но также и за счет иного имущества, в частности, недвижимости и ценных бумаг.

Также Общественная палата РФ рекомендует предусмотреть возможность формирования целевого капитала за счет бюджетных средств.

Хотелось бы также поддержать содержавшееся в проекте рекомендаций Совета положение об усилении мотивации и стимулирования участия общественности и бизнес-сообщества в благотворительной деятельности и практике применения мер моральной поддержки и поощрения благотворителей и добровольцев.

В свою очередь хочу проинформировать членов Совета и участников заседания, что в положении и перспективном плане работы Комиссии Общественной палаты по развитию благотворительности предусмотрено: "Развитие механизмов духовного и нравственного стимулирования (в т.ч. используя опыт религиозных конфессий и других гражданских институтов), новых форм общественного и государственного поощрения участников общественной и благотворительной деятельности, повышения ее значимости, престижа и признания в обществе".

Более того, в т.ч. и по моей инициативе, как Председателя Национального фонда "Общественное признание", Совет Общественной палаты РФ создал рабочую группу по общественным и гражданским наградам и учреждению Почетного гражданского ордена Общественной палаты РФ "За служение обществу" (условное название) и сейчас, в тесном взаимодействии с Геральдическим Советом при Президенте РФ, идет подготовка Положения об этой награде, а также разрабатывается перечень документов необходимых для учреждения новых гражданских наград, если общественные объединения - их учредители хотят поставить их на федеральный учет Геральдическим Советом при Президенте РФ.

В целом, как члену соответствующей Комиссии Общественной палаты РФ, хотелось бы отметить особый вклад религиозных объединений, как одного из самых старейших и влиятельных институтов гражданского общества в России в развитие благотворительности и милосердия в нашей стране, как и тот факт, что благотворительность сегодня превращается в реальный и эффективный гражданский инструмент в реализации социальной политики.




http://www.oprf.ru/

Док. 351916
Перв. публик.: 13.12.06
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 522

  • Абакумов Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``