В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Сытник, вице-мэра Таллинна: `Это очень цинично...` Назад
Ольга Сытник, вице-мэра Таллинна: `Это очень цинично...`
Жителя Беларуси - государства, гимном и гербом которого являются слегка модифицированные официальные символы БССР, не может не удивлять то, что происходит в последнее время в странах Балтии. Ещё в ноябре 2006 г. Эстония приняла поправки в "Уложение о наказаниях", предусматривающие уголовную ответственность за появление на людях с советской символикой.

Но этим дело не закончилось. Недавно эстонский парламент принял законы "О сносе непригодных сооружений" и "О защите воинских захоронений". Первый запрещает "устанавливать памятники, разжигающие рознь и прославляющие страны, которые оккупировали Эстонию", второй предписывает перезахоронить на кладбище останки советских воинов из сквера в центре Таллинна. Вот-вот начнётся демонтаж памятника воину-освободителю в столице Эстонии. С просьбой защитить монумент, увековечивающий вообще-то всех борцов с фашизмом (в т.ч. американских солдат), активист эстонского движения "Ночной дозор" Димитрий Кленский обращался даже к американскому президенту Джорджу Бушу.

Впрочем, не меньше, чем отношение эстонцев к советским символам, белоруса может поразить тот факт, что вице-мэр Таллинна Ольга Сытник открыто выступает против решения, которое приходится исполнять городским властям. О символах Эстонии - старых, советских, и новых, европейских, - а также отношении эстонцев к ним Ольга Сытник рассказывает обозревателю "БелГазеты".

- В эфире "Эха Москвы" депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов попытался объяснить решение о переносе захоронений тем, что таллиннцам просто не хочется иметь кладбище в центре города. Если попытки очистить конфликт от политики предпринимаются даже в России и даже депутатами от ЛДПР, может, в проблеме действительно нет политики?

- На мой взгляд, причина всё-таки не только в желании перенести захоронения из центра. Мне кажется, причина ещё и в том, что у нас скоро выборы. Развернулась активная борьба за голоса различных групп населения. Есть определённые силы, которые хотели бы выиграть выборы, подняв эту тему очень остро. Остро - как для эстонцев, так и для русскоязычных граждан. Памятник воину-освободителю стоял очень долгие годы, захоронение существовало давно. И никому они не мешали. И, кстати, у тех политических партий, которые хотят убрать памятник и захоронения из центра, была такая возможность в 90-е гг., когда они были у власти, имели своих представителей и в мэрии Таллинна, и в правительстве. Так что сейчас дело не в какой-то особой необходимости, а именно в нечистоплотности некоторых политиков, которые хотят использовать эту чувствительную тему в своей предвыборной борьбе.

"ОН ДОЛЖЕН СТОЯТЬ"

- Каково ваше личное мнение о целесообразности сохранения памятника?

- Моя позиция совпадает с позицией моей партии - Центристской партии Эстонии. И эта позиция такова: мы с памятниками не воюем. Мне кажется, что всё, оставленное нам историей, нужно чтить и сохранять. Этот памятник стоял и в советские времена, и во время объявления независимости. Он должен остаться и сейчас. Монумент вполне вписывается в общий архитектурный ансамбль. И детальная, и общая планировка города подразумевает наличие на этом месте мемориальной зоны. Поэтому никаких объективных причин для демонтажа я не вижу.

- Нужно ли переносить захоронения?

- Такие решения должны приниматься по-другому. Во-первых, если есть родственники тех людей, которые захоронены, нужно считаться с их мнением. Если они убеждены в том, что это сделать надо, перезахоронение имеет смысл. Если нет - большой вопрос. Во-вторых, нужно смотреть, что за люди, граждане какого государства, захоронены. Следует принимать во внимание культуру и религию тех стран, которым принадлежали покойные. Самодеятельность в стиле "захотели - уберём" очень цинична и не соответствует нормам морали и этики.

- Представляет ли памятник какую-нибудь художественную ценность?

- Насколько я знаю, он не внесён в регистр объектов, имеющих значение для городской культуры. Но он создавался эстонскими скульпторами и архитекторами, моделью тоже был эстонец. В каком-то смысле это, безусловно, наше культурное наследие. Памятник возведён в 50-х гг., и с тех пор он обрёл историческую и культурную ценность.

"НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ В БУДУЩЕЕ"

- После распада СССР прошло уже 15 лет. За это время могут улечься любые эмоции. Почему всё-таки эта тема так волнует эстонцев? Почему, как вы говорите, некоторые политики по-прежнему набирают на ней очки?

- До сих пор в некоторых кругах популярна идея о том, что Эстония должна быть мононациональным государством. Отдельные политики не хотели бы видеть здесь людей других национальностей, кроме эстонцев.
Эстонцы же считают, что монументы такого типа напоминают о нашей непростой истории. Впрочем, я не знаю ни одной страны, у которой была бы простая история. История, которую можно было бы трактовать лишь с одной точки зрения. История любого народа очень непроста и неоднозначна. Но нужно смотреть вперёд, а не постоянно оглядываться назад, кого-то в чём-то обвинять из-за прошлого. На мой взгляд, этот памятник ни в коем случае не связан с советской оккупацией Эстонии. В первую очередь он напоминает о тех ужасах войны, которые мы пережили. Он поставлен всем погибшим во второй мировой, там есть надпись, свидетельствующая об этом.

"ЧТО ЕСЛИ БИЛЛ ГЕЙТС РЕШИТ КУПИТЬ ЦЕРКОВЬ В МОСКВЕ?"

- Зампред комитета Госдумы по делам СНГ Александр Лебедев предложил фракции "Единая Россия" просто выкупить участки земли, на которых расположены памятник и захоронения [прим. редактора: подробнее можно прочитать здесь]. Как вам эта инициатива?

- Она очень интересна, но неосуществима. Заявление Лебедева было сделано после того, как наш парламент принял закон о военных захоронениях, который все трактуют по-разному. Часть экспертов убеждена: по этому закону можно демонтировать или перенести памятник воину-освободителю, я же считаю, что формулировка этого не позволяет. А что до предложения Лебедева, то тут можно привести следующую параллель: что если какой-нибудь Билл Гейтс решит купить какую-нибудь церковь в Москве? Думаю, в России на него посмотрят, мягко говоря, с удивлением. То же самое в нашей ситуации. Памятник стоит на городской земле, у нас есть свои правила продажи и отчуждения участков в городе. Просто так мы никому землю не продаём, нужен специальный конкурс. Этот вопрос мы никогда не станем даже поднимать. Это наш памятник, мы за ним следим и будем следить в будущем.

ЗАПРЕЩАТЬ ДОЛЖЕН ПРИДУМАВШИЙ

- Нам, в Беларуси, не вполне понятна позиция тех, кто настаивает на сносе памятника. Они считают, что советские войска не освобождали Эстонию?

- Мне их позиция тоже непонятна. И именно в силу этого я, наверное, не смогу её объяснить.

- Каково ваше отношение к новым поправкам в "Уложение о наказаниях", устанавливающим уголовный срок (три года тюрьмы) за использование в общественном месте советской символики?

- Здесь уместно обратиться к опыту Германии, где недавно запрещена фашистская символика. Очевидно, что и в случае с советской символикой решение должно принять то государство, которое её ввело. В нашем случае это Россия, являющаяся правопреемницей СССР. Если Россия, как и Германия, запретит советскую символику, уместно запрещать её и в других странах. Мне кажется, в случае с советскими атрибутами мы залезли несколько не в свою область, это не наша компетенция.

О КРАСНЫХ ЗВЁЗДАХ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

- Эстония требует убрать советский памятник из своей столицы, борется с красными звёздами, серпами и молотами. На смену советским атрибутам приходят новые символы: значки ЕС, национальные флаги Эстонии? Или вместо них пустота?

- Эстонская символика существовала столетиями. Во времена СССР она была запрещена. После обретения независимости наши старые символы были узаконены. А свято место пусто не бывает - вместо красных звёзд, серпов-молотов и прочего появились новые атрибуты, связанные с нашим вступлением в Евросоюз. Вообще, советская символика уже давно покинула улицы Таллинна. Её теперь нигде не увидишь. Разве что в специальных магазинах, где торгуют майками для туристов. В городском пространстве её нет.

- А что за история с газетой "Право и правда", которую якобы закрыли за критику идеи демонтажа памятника и переноса захоронений? Имели ли власти Таллинна отношение к её ликвидации?

- Насколько я знаю, никаких гонений на журналистов, писавших о памятнике, критиковавших идею перезахоронения, не было. Но так уж сложились обстоятельства, что газета напечатала не самую удачную статью, разместила не самые удачные фотографии и коллажи. Решение о её закрытии приняли владельцы. Журналисты, которые были заняты в "Право и правда", сейчас работают в других местах. Никаких гонений на них нет. У нас очень демократичная страна, в которой каждый может писать всё, что захочет. Другое дело, как к этому творчеству относятся владельцы. Государство никаких карательных действий не предпринимало.

"КОРЕННОЙ ЖИТЕЛЬ" В СТРАНЕ БЕЗ ГРАНИЦ

- В последнее время на Западе все осуждают Владимира Путина за его пассажи о разделении граждан России на коренных и некоренных. Можно ли говорить о том, что схожая проблема существует и в странах Балтии? И что, в отличие от России, её замалчивают на Западе?

- Эстония - многонациональная страна. Здесь живут эстонцы, русские, украинцы, белорусы. Некоторые из них живут уже очень многие годы, здесь жили и их предки. По определённым политическим причинам кто-то и хочет поднимать вопросы, связанные с их пребыванием в Эстонии сейчас. Может, поэтому кому-то и нравится выяснять, кто из нас "более коренной"...
Но альтернативы многонациональности нет. Мечтать о том, что вот, мол, мы всех выселим, оставим только чистокровных эстонцев, глупо. Мы живём в XXI в., в условиях глобализации, в составе ЕС, в котором практически нет никаких границ, где люди обладают правом свободного передвижения из одной страны в другую. А потому чем дальше, тем менее актуальной будет тема "коренного жителя" в Балтии. В современном мире границы настолько размыты и расплывчаты, что в какой-то момент они могут совсем исчезнуть.

СПРАВКА "БелГазеты"

Ольга Сытник родилась в 1980 г. в Таллинне. Окончила Таллиннский технический университет по специальности "администрирование". С 2002 г. по 2003 г. работала советником министра народонаселения Государственной канцелярии; 2003-2004 гг. - референт Таллиннской городской канцелярии; 2004-2005 гг. - руководитель по сбыту компании National Motor Baltic. С 2005 г. занимает должность вице-мэра Таллинна. Владеет английским, французским, немецким и финским языками.


http://www.alebedev.ru/

Док. 351635
Перв. публик.: 22.01.07
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 177

  • Лебедев Александр Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``