В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Текст доклада Сергея Катанандова `О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей Республики Карелия`. Назад
Текст доклада Сергея Катанандова `О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей Республики Карелия`.
"Уважаемые депутаты и приглашенные!

Вашему вниманию представлен доклад. В Законодательное Собрание были заранее переданы тезисы, а также брошюры с текстом доклада и приложениями, в которых содержится большое количество информации Госкомстата РК, Минфина и Минэкономики о социально-экономическом развитии республики за 2001 год и Концепции развития Карелии за четыре года. Поэтому я остановлюсь только на принципиально важных вопросах, которые решало Правительство республики в 2001 году. Стратегической политической задачей минувшего года было дальнейшее укрепление всех ветвей власти и конструктивного взаимодействия между ними. Было очевидно, что без решения этой ключевой проблемы нам не достичь роста благосостояния наших граждан, а также позитивных результатов в экономике и социальной сфере. По мнению Правительства, сохранению политической, социально-экономической стабильности в республике способствовала конструктивная совместная работа Правительства, Законодательного Собрания, местного самоуправления, постоянное взаимодействие с профсоюзами, партиями, общественными организациями, с населением, активное вовлечение граждан в деятельность, связанную с возрождением Карелии, ее развитием.

В 2001 году активно велась работа по совершенствованию бюджетного, налогового законодательства, приведению республиканских законов в соответствие с федеральными. Завершена работа над новой редакцией Конституции Республики Карелия. Законодательным Собранием принято 109 законов. В порядке законодательной инициативы Председателем Правительства было направлено 66 проектов законов. Традицией стало проведение парламентских слушаний по важным социальным и экономическим проблемам развития республики.

Депутатами были заслушаны отчеты 26 министерств и ведомств Республики Карелия. Такая форма контроля за исполнением бюджета, осуществляемая законодательным органом, достаточно эффективна и может применяться также на уровне муниципальных образований. Правительство последовательно стремилось обеспечить устойчивое развитие экономики, привлечение инвестиций в республику. Достижение стабильного экономического роста позволило нам перейти поэтапно к решению социальных проблем, добиваться повышения уровня жизни населения республики. Мы реалисты и прагматики, поэтому отдаем отчет себе в том, что Правительство республики - субъекта Российской Федерации, может действовать только в пределах своей компетенции. Понятно, что макроэкономическая, политическая и социальная ситуация, складывающаяся в России, непосредственно, напрямую влияет на социально-экономическое развитие республики. К примеру - вводит Правительство РФ вывозные таможенные пошлины на экспортную продукцию карельских предприятий, с одного месяца до трех удлиняет сроки возврата НДС предприятиям - экспортерам, отменяет местные налоги, забирает в полном объеме НДС в федеральный бюджет - все это очень серьезно отражается на результатах нашего труда. Обязанность выполнять решения, принятые на федеральном уровне, зачастую приводит к ощутимым финансовым потерям предприятий, к потерям бюджетов городов и районов.

Конечно, в подобных ситуациях Правительство не сидит сложа руки. По разным каналам, используя все возможные рычаги, методично добиваемся снижения или отмены тех же самых вывозных таможенных пошлин. Недавно мы в который раз обратились к Правительству РФ с предложением: "Сделайте пошлины гибкими, увяжите их размер с конъюнктурой цен на мировом рынке и если там цены на наши экспортные товары упали до предела, то хотя бы снизьте размер пошлин до минимума, не раздевайте предприятие на пике спада цен!" Мы понимаем, что эти пошлины носят фискальный характер, наполняют федеральный бюджет, но нельзя же ради этого "пускать под нож" предприятия.

В республике мы такую ситуацию предвидели и отменили с начала прошлого года повышающие коэффициенты к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, чтобы хоть как-то самортизировать для карельских предприятий бремя последствий по решениям, принятым в центре.

Другой пример - подавляющая масса цен и тарифов на услуги естественных монополий регулируется Правительством РФ. Повышение тарифов монополистов обгоняет инфляцию и ведет к снижению темпов экономического роста, общей эффективности экономики. Это уже второй год происходит как в экономике России, так и в экономике Карелии.

Правительство республики регулирует только величину тарифа на электроэнергию. По данным РАО ЕЭС, по величине среднего тарифа (40 копеек за киловатт-час) Карелия занимает 63 место среди 73 энергосистем России. Тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий и населения у нас значительно ниже, чем в соседних регионах.

Мы понимаем, что не в состоянии существенно повлиять на тарифы и цены железной дороги, однако через Соглашение с Октябрьской железной дорогой пытаемся договариваться и на эту тему, а также добиваемся привлечения на территорию республики крупных инвестиций на электрификацию главного хода железнодорожной магистрали, на завершение строительства участка дороги Ледмозеро-Кочкома. Это позволит в перспективе снизить транспортные издержки карельских предприятий и обеспечить потребности населения республики в пригородных перевозках.

Ситуацию на мировом рынке Правительство Карелии тоже не в состоянии изменить. На экспорт идет 2/3 объемов промышленного производства республики и пресловутая глобализация экономики также влияет на темпы экономического роста Карелии. Год назад, выступая с таким же докладом в Законодательном Собрании, я говорил, что по степени напряженности 2001 год будет еще более сложным, чем год прошедший, и был прав, однако нам удалось, как и в предыдущие три года, обеспечить экономический рост (103,2% к уровню 2000 года). Удалось также увеличить денежные доходы населения на 22% к уровню прошлого года, но рост цен на товары и услуги "съел" почти все повышение зарплат и пенсий. В результате - материальное положение значительного числа жителей республики существенно не улучшилось - реальные денежные доходы, по данным Госкомстата, остались на уровне прошлого года (100,2%). Хотя другие индикаторы - рост розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) на 9,2%, прирост вкладов населения в банках на 52,5%, увеличение объемов покупки наличной валюты на 8%, по мнению многих экономистов, говорят о некотором позитиве.

Понимая всю сложность ситуации, Правительство принимало активные меры по стабилизации ситуации в республике, преодолению негативных тенденций. Был разработан и реализован план действий Правительства республики в области социальной политики и развития экономики на 2001 год. Осуществлялась программа мобилизации бюджетных доходов. Удалось добиться значительного увеличения объемов привлечения федеральных бюджетных средств на территорию республики.

Значительная роль в расширении совокупного платежеспособного спроса в республике отводилась в минувшем году бюджетным инвестициям в развитие социальной и производственной инфраструктуры, увеличению расходов бюджета на социальные нужды.

Правительство взяло под контроль решение проблемы задолженности по зарплате. Была создана Межведомственная республиканская комиссия по своевременной выплате заработной платы и соответствующие комиссии в районах республики. Не исключались и административные методы давления на руководителей предприятий с целью ликвидации долгов по зарплате еще до появления этой нормы в новом трудовом кодексе РФ. Совместно с профсоюзами ведем постоянную работу по увеличению количества коллективных договоров на предприятиях.

Я всегда считал и считаю, что не может быть богатой республика, где живут бедные люди, поэтому мы жестко требует от руководителей и собственников предприятий увеличения зарплаты работников. Достойная зарплата - это рост уровня жизни, высокий спрос на товары и услуги на рынке, это и увеличение доходов бюджета. Но есть одно условие - зарплата должна платиться по труду, за конкретный результат. Хорошие руководители и эффективные собственники предприятий эту задачу решают.

Отдельная тема - оплата труда бюджетников. В том числе и по моей инициативе - вопрос о повышении зарплаты бюджетников был поставлен на заседании Госсовета при обсуждении концепции модернизации образования в России, над которой по поручению В.В.Путина работали лучшие педагоги республики и России. В результате - принято давно назревшее решение о повышении зарплаты бюджетникам в 1,89 раза с декабря прошлого года. Выполнить это нам будет нелегко, но мы обязательно обеспечим выплату повышенной зарплаты бюджетникам.

Очевидно, что поднять уровень жизни народа можно только на основе эффективно работающей экономики, на базе экономического роста и, я считаю, добиваться этого нужно в первую очередь собственными силами. Материальную основу развития экономики республики закладывают инвестиции в основной капитал карельских предприятий и инвестиции в развитие производственной и социальной инфраструктуры. В минувшем году объем инвестиций в Карелии составил 147% к уровню 2000 года. По этому показателю на душу населения мы в 1,5 раза превышаем среднероссийский уровень. Сейчас, накануне выборов в республике, появилось немало желающих спекулировать на теме итогов социально-экономического развития Карелии, твердить об инвестиционной непривлекательности республики для внешних инвесторов, о якобы потерянных возможностях. Однако цифры говорят об обратном. Объемы инвестиций ежегодно возрастают опережающими среднероссийские показатели темпами. По сравнению с 1997 годом рост инвестиций в 1999 году составил 117% (по России - 98%), в 2000 году - 168% (по России - 117%), в 2001 году - 147% (по России - 108%), что свидетельствует о возрастающем доверии инвесторов к проводимой Правительством республики политике. Доказательством тому может служить и постоянно увеличивающийся рост иностранных инвестиций. В минувшем году их объем увеличился в 2 раза и составил более 40 млн. долларов США.

Правительству удалось привлечь в прошлом году на территорию республики более 318 млн. руб. инвестиций из федерального бюджета. За счет этих средств продолжается строительство и реконструкция Беломоро-Балтийского канала, здания Национального театра, музея изобразительных искусств, учебно-лабораторного корпуса ПГУ, федеральных транспортных коридоров и других объектов. Семь с половиной миллиардов рублей вложено в развитие Октябрьской железной дороги, второй год подряд на дорожном строительстве осваивается около одного миллиарда рублей федеральных денег. Я считаю чрезвычайно важным то, что нам удалось резко увеличить объемы инвестиций в республику на пике спада мировых цен на продукцию карельских предприятий, создав тем самым серьезный задел на перспективу. При поддержке Правительства были открыты кредитные линии Сбербанком РФ для Сегежского ЦБК, для производства по выпуску древесно-стружечных плит ООО "Карелия-Евроимпекс ДСП" в Пиндушах, осуществлены крупные инвестиции в камнеобработку и добычу природного камня. Ведущее место в промышленности республики по-прежнему занимает лесопромышленный комплекс, вовлекающий в промышленную переработку лесной фонд, - наше основное богатство. Более 70% лесфонда передано в аренду. Нам говорят: мол, сроки аренды малы, надо бы продлить ее до 49 лет, забывая при этом, что три года назад, когда начался этот процесс, безболезненно можно было передать лесфонд в руки не более десятка предприятий - тех, которые не имели задолженности перед бюджетом. Остальные были в долгах, как в шелках, но смогли погасить долги, как только это стало условием получения леса в аренду.

Пятилетняя аренда была необходима. Она позволила выявить эффективных собственников, сейчас готовим условия для конкурсной передачи леса в аренду на более длительный срок. Сейчас очевидно, что некоторые предприятия взяли леса в аренду больше, чем в состоянии заготовить. В результате одними лесфонд используется неэффективно, а другим его не хватает. К примеру, ОАО "Ухтуа" при норме лесопользования на 2001 год - 214,2 тыс.м3 по Калевальскому лесхозу, фактически выписало лесобилетов на 136,1 тыс.м3. Предприятие уже более 3 лет использует арендуемый лесфонд на 63%. Мы год добиваемся, чтобы оно сократило объемы арендуемого лесфонда до фактического освоения по рубкам главного пользования, а воз и ныне там. К сожалению, есть и другие подобные примеры. Поэтому к вопросу долгосрочной аренды надо подойти более взвешено. Природные богатства принадлежат всему населению Карелии и должны приносить реальный доход республике.

С этой же целью мы проводим ревизию лицензий на доразведку и промышленное освоение минерально-сырьевой базы Карелии. Не секрет, что некоторые лицензии становятся объектом перепродажи и доходы получает не население, а собственник лицензии. Потому мы наводим порядок в этом деле и встречаем скрытое сопротивление. Некоторым собственникам не нравится жесткая линия Правительства по наведению порядка, строгий спрос за рациональное и эффективное освоение природных богатств. И на этой основе формируется группа недовольных - из тех, чьи права бесконтрольно распоряжаться общенародным достоянием значительно ограничиваются. Правительство формирует экономику Карелии как социально-ориентированную. Она развивается не сама по себе, а как баланс интересов собственников и населения республики, соблюдать который и должно Правительство РК. Наглядный пример тому - ОАО "Кондопога". Предприятие не только последовательно модернизирует производство, но и вкладывает огромные средства в развитие социальной инфраструктуры города, тратит значительные средства на социальную поддержку работников. Виталий Александрович Федермессер на практике показывает республике как должны развиваться градообразующие предприятия.

Без инвестиций в социальную сферу, в человека экономика на перспективу развиваться не может. Правительство республики через республиканский бюджет перераспределяет средства на решение социальных проблем, развитие социальной инфраструктуры общества. По сравнению с 2000 г. в 1,2 раза выросли расходы бюджета на социальную политику, в 1,3 раза - на культуру, в 1,5 раза на здравоохранение. На сегодня полностью погашена задолженность по выплате детских пособий, был организован летний отдых 5891 ребенка (это в 2,4 раза больше, чем в 2000 году), для инвалидов и участников войны приобретен 91 автомобиль, 163 сельские школы оснащены компьютерами, продолжена реконструкция и реставрация объектов Комплексной программы подготовки к празднованию 300-летия Петрозаводска, для учреждений здравоохранения приобретено 137 единиц уникального оборудования, в том числе 47 санитарных автомобилей, вдвое больше по сравнению с 2000 годом отпущено лекарств по бесплатным и льготным рецептам.

Несмотря на сложную финансовую ситуацию, удалось увеличить объемы строительства жилья и социальных объектов. Впервые за четыре года инвестиционная программа РК профинансирована на 98%, за счет средств республиканского бюджета построено 15 объектов, в том числе школы, медицинские учреждения, жилые дома. В 2001 году введено 70,5 тыс.кв.м общей жилой площади (113% к уровню прошлого года), в том числе индивидуальными застройщиками - 34,5 тыс.кв.м (158% к уровню 2000 года). Однако объемы жилищного строительства нас не удовлетворяют. Их увеличение и государственная поддержка граждан при строительстве жилья остается одной из основных задач в государственном регулировании отрасли.

Уважаемые товарищи!

Развитие республики определяется не одними лишь экономическими результатами, но - не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем граждан, хотя, разумеется, это все взаимосвязано. Здоровье людей напрямую связано не только с состоянием здравоохранения, но и с самим образом жизни, с экологией, развитием физкультуры и спорта. В современных условиях охрана здоровья, здоровый образ жизни - это проблема государственного масштаба.

В Карелии реализуется утвержденная Правительством республики Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, принимаются меры по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения. Расходы отрасли на эти цели по сравнению с 1998 годом увеличились более чем в три раза. Не только сохранена действующая сеть лечебных учреждений, но и открыты новые - в том числе в Сортавала и в Сегеже.

Решение проблем детства, всемерное содействие укреплению и благополучию семьи, создание условий для здорового образа жизни и обеспечение прав человека является приоритетом в социальной политике Правительства. Совместно с общественными организациями Правительство разработало республиканские целевые программы "Здоровый образ жизни", и "Семья Карелии", которые будут реализовываться уже в этом году.

В социальной сфере, особенно в сфере предоставления социальных услуг нужна эффективность, прозрачность и четкость. Каждый гражданин должен точно знать, что именно он имеет право бесплатно получить от федеральной власти, что - от региональной, а за что должен заплатить сам. И точно так же - за органами власти всех уровней должны быть закреплены сферы их ответственности.

Одной из таких сфер, где следует расширять действие экономических механизмов, является образование. В него постоянно вовлечено более четверти населения республики. С одной стороны, это - много. С другой стороны, - совершенно недостаточно. Темпы развития современной экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному образованию - в течение всей жизни.

Считаю, что должен быть изменен сам подход к образованию. Это не просто социальная сфера. Это - вложение средств в будущее страны. Мы должны не только четко разграничивать сферу бесплатного образования, но и сделать доступ к нему справедливым и гарантированным.

В России принята Концепция модернизации образования до 2010 года, учителя республики активно работают над поставленными приоритетами, вносят существенный вклад в продвижение вперед этой очень сложной государственной задачи. В 2001 году нам не удалось решить ряд проблем, назову некоторые из них. Большой головной болью для всех нас остается состояние жилищно-коммунального хозяйства. Хотя этот вопрос находится в непосредственной компетенции местного самоуправления, Правительству совместно с Законодательным собранием приходится постоянно подключаться к ликвидации возникающих проблем в этой отрасли. В прошлом и этом году специалисты Правительства, РЭК, буквально дневали и ночевали в Лоухах, Медвежьегорске, Пиндушах, Ледмозере, помогая устранять аварии на котельных и сетях. Аварии выявили множество упущений, допущенных местной властью, руководителями ЖКХ, в том числе - нехватка квалифицированных специалистов, низкая дисциплина, нецелевое использование средств. Очевидно, что у местного самоуправления не хватает сил, чтобы "вытянуть" отрасль, особенно в условиях ее реформирования. Необходима поддержка государственной власти, в том числе и федеральной, в решении этих проблем.

В сельском хозяйстве нам удалось обеспечить рост - 8,7% к уровню 2000 года. Однако в целом ситуация в деревне нас не устраивает. Лишь немногим опытным хозяевам, таким как Колоушкин В.П., Ткачук И.И., Попов С.М., удается держать хозяйства на плаву. К сожалению, на большинство сельхозпредприятий после их реорганизации мы не сумели подобрать таких же эффективных руководителей.

Следующий год для республики будет непростым. Фактически экономика Карелии уже интегрирована в мировую, две трети промышленного производства экспортируется и влияние колебания конъюнктуры цен мирового рынка на нашу экономику очень велико. Продолжающийся процесс рецессии мировой экономики, неблагоприятная конъюнктура по товарным позициям карельского экспорта не дают оснований для оптимизма. Существенного увеличения доходов от экспорта не произойдет.

Индекс физического объема промышленного производства по полному кругу предприятий прогнозируется в размере 102% к уровню 2001 года. Продолжится рост цен на тарифы и услуги естественных монополий. Изменения в федеральном налоговом законодательстве по налогу на прибыль предприятий и по налогу на добычу полезных ископаемых приведут в 2002 году к снижению доходов консолидированного бюджета республики в размере около 150 млн. руб. При этом нам необходимо обеспечить полностью и в срок выплату зарплаты бюджетникам, которая возросла в 1,89 раза.

В 2002 г. в Карелии произойдут серьезные политические изменения - будут избраны Глава республики, депутаты однопалатного Законодательного Собрания, главы местного самоуправления городов и районов.

Оценивая работу Правительства за 4 года, я считаю, что в целом нам удалось держать ситуацию в республике под контролем. Все эти годы мы вместе с вами обеспечиваем экономический рост, положительную динамику в развитии экономических, политических и социальных процессов. Объем промышленного производства в действующих ценах за четыре года возрос на 28,5%. По этому показателю Карелия опережает Россию практически на два года. Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах вырос к уровню 1998 года в 3,46 раза. Безработица сократилась более чем вдвое, зарплата выросла в 2,6 раза. Поступления налогов в бюджет увеличились также в 2,6 раза. По данным Минэкономразвития России Карелия за эти годы по уровню социально-экономического развития поднялась с 51 на 28 место среди регионов Российской Федерации. Немалую роль в этом играют механизмы государственного регулирования, которые применяет Правительство республики.

Уважаемые депутаты! Безусловно, видны позитивные результаты нашего труда, но необходимо сделать намного больше.

В предстоящие 4 года Правительству республики предстоит обеспечивать устойчивое развитие экономики и рост на этой базе уровня жизни населения, поэтапное решение социальных проблем, обеспечение населения услугами социальной сферы. Для этого необходимо решить до 2006 года следующие задачи:

1. Обеспечить политическую стабильность в республике и конструктивное взаимодействие всех ветвей власти.

2. Увеличить общие объемы производства на 25-30%.

3. Выпуск сельскохозяйственной продукции увеличить минимум на 20%.

4. Перейти к бездефицитному бюджету, построив новые межбюджетные отношения, ориентированные на проблемы регионального уровня.

5. Увеличить вложения в социальную сферу более чем в 2 раза.

6. Организовать массовое жилищное строительство в республике.

7. И как следствие этого увеличить заработную плату и реальные доходы населения не менее чем в 1,5 раза.

Это и означает проведение в республике социально ориентированной политики. Я уверен, что Правительству и Законодательному Собранию эти задачи по плечу, и мы их выполним. Спасибо".

www.regnum.ru/news/25898.html
14.03.2002


Док. 351377
Перв. публик.: 14.03.02
Последн. ред.: 09.08.07
Число обращений: 335

  • Катанандов Сергей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``