В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Карсека: Что делать с трудовой миграцией? Пример Европы или сами разберемся? Назад
Татьяна Карсека: Что делать с трудовой миграцией? Пример Европы или сами разберемся?
Трудовая миграция - явление, характерное для большинства развитых стран мира. Такие понятия, как приток дешевой рабочей силы, "утечка мозгов", географическое разделение труда в условиях все большей глобализации, являются обязательными сопровождающими мировой перетасовки кадров. Трудовая миграция влечет за собой не только положительные, но и отрицательные последствия. Национальные распри, растущая безработица, падение уровня образованности и национального самосознания - все это может заслонить собой положительные результаты притока рабочих рук в страну. Понятно, что речь идет о непростом явлении. Как Европа, так и Россия столкнулись с аналогичными, схожими проблемами в данной области и ищут решения сложившихся трудностей и неудобств. Мы во многих сферах жизнедеятельности ставим себе в пример Европу, но стоит ли делать это касательно вопросов трудовой миграции? Нашли ли европейские страны-союзницы решения для своих проблем? Нужно ли России учиться у западных соседей, или ей все таки полезней искать свои пути и использовать собственные нароботки?

В ЕС ситуация крайне сложная и совсем не однозначная. С одной стороны, все, вроде как, вместе, а значит и политики желательно придерживаться общей. А с другой стороны, страны суверенные, и интересы у них разные. У каждой свое культурное наследие и шлейф исторически сложившихся проблем, в том числе связанных и с миграцией.

К примеру, приток эмигрантов во Францию из ее бывших колоний привел к обострению национального вопроса. Если, скажем, у работодателя будет выбор между французом и не французом с чуть более высокой квалификацией, он в девяноста девяти процентах случаев выберет первого, даже если они оба являются французскими гражданами. Обращаясь к беспорядкам в Париже, Леоне и других крупных городах зимой 2006-2007 года, репортажам с мест очередных поджогов автомобилей, невольно вспоминается не совсем европейская внешность бушующих. Беспорядки со временем утихли, но не похоже, чтобы решение накопившихся проблем хотя бы на йоту сдвинулось с мертвой точки. Не наше право утверждать, кто прав, кто виноват, но все это - симптомы серьезных проблем, нарывов, которые в любой момент могут снова прорваться.

Другой пример характерен для крупных городов Германии. Обычная школа. Учитель немецкого языка заходит в класс и уже в течение первых десяти-пятнадцати минут замечает, что его не понимают. И не один-два человека, а почти полкласса. И это не начальная школа, а средняя. Т.е. возможностей подучить язык страны, в которой живешь, у ребят было более, чем достаточно. Просто отсутствовало желание, да и необходимость. Многим из них хочется как можно скорей освободиться от обязательного обучения и заняться семейным делом, часто на рынке или в лавке. Недостатка в общении у ребят тоже нет: дома, во дворе, во время "тусовок" и в других местах они могут общаться на родном, не немецком, языке. Большинство непонимающих - выходцы из Турции, чьих родителей, или уже родителей их родителей в свое время германское правительство совершенно официально пригласило, чтобы компенсировать нехватку дешевой рабочей силы там, где сами немцы работать не соглашаются. Кто же мог предположить, что за приглашенными поедут родственники, а потом родственники родственников, и что у них принято иметь в среднем не одного или двоих детей, а пять или шесть.

Еще один вариант проблем взят из австрийской действительности, хотя встречается он также и в других странах. Эмигранты, получившие здесь статус беженцев, претендуют на различного рода пособия от государства. Размер этих пособий обычно таков, что можно, не работая, беззаботно жить. К тому же никаким налогом эти выплаты не облагаются. Финансируются они из госбюджета, который формируется за счет обычных граждан и частного бизнеса. В результате, простые австрийцы работают с утра до вечера, чтобы жить и оплачивать все страховки, налоги и пошлины, а кому-то достаточно просто назвать себя беженцем, сказать, что в своей стране его преследуют за религиозные, политические или еще какие-либо взгляды, и, ничего не делая, достойно существовать. Подобные прорехи в социальной системе сложились также исторически, в результате трудного прошлого многонациональной, но развалившейся империи, объединяющей и по сей день самые различные этносы и культуры.

Свои проблемы и на юге Европы. Италия и Испания до сих пор не знают, что делать с толпами нелегальных мигрантов с африканского континента, которые, используя самые короткие пути (через Сицилию в Италию, через Канарские о-ва в Испанию), беспрепятственно минуют все границы и на обычных лодках попадают в Евросоюз. Складывается впечатление, что здесь даже FRONTEX - общеевропейское агентство, образованное специально для борьбы с нелегальной миграцией - не в состоянии существенно повлиять на ситуацию.

Сказанное выше - это всего лишь беглый взгляд на положение дел в Европе. Все становится еще более запутанным, если добавить политику двойных стандартов, свойственную ЕС. С одной стороны, каждое правительство понимает, что без дешевой приезжей рабочей силы экономика лопнет. Понятно, что мало какой немец пойдет мыть окна бизнес-центров или косить траву в парках за 4 евро в час. А приезжий украинец или румын пойдет, даже рад будет. При наличии такого предложения никто поднимать зарплату под привередливых немцев, само собой, не станет.

С другой стороны, те же самые правительства понимают, что открыто заявлять о потребности в приезжих нельзя. Известно, что даже работающим избирателям не нравится жесткая конкуренция со стороны более дешевых, но не менее квалифицированных кадров из Восточной Европы и Азии, не говоря уже о безработных, процент которых в зависимости от страны составляет от 4 до 15 от всего голосующего населения. Очень мало вероятно, что эта прослойка общества на последующих выборах отдаст свое предпочтение кандидату, который открыто пригласит иностранцев на внутренние, даже черновые, вакансии. Выйти из положения местами удается. Для разрядки обстановки, к примеру, в немецкоговорящих странах, был изобретен довольно интересный и эффективный механизм принятия на работу иностранца: работодателю, желающему нанять гражданина другой страны, необходимо доказать на бирже труда, что из всей армии безработных не нашлось своего кандидата с необходимой для данной должности квалификацией. Если это действительно так, то предпочтение отдается сначала иностранцам из Евросоюза, а за тем уже из оставшихся стран мира. В результате, создается преграда именно для дешевой рабочей силы, а действительно нужные специалисты с уникальной квалификацией беспрепятственно работают.

Это удачный пример решения проблемы, но, к сожалению, работает он не всегда. Основная масса наемных эмигрантов в тех же немецкоговорящих странах - нелегалы. Правительствам это хорошо известно, но им ничего не остается, как только закрывать глаза на все, что происходит. А куда деваться? На усиленный контроль никакого бюджета не хватит, да и непонятно, кому он нужен, ведь сложившаяся ситуация удобна всем.

Как же теперь обстоят дела с миграцией в Российской Федерации?

Кто-то может "нервно" утверждать, что после развала Советского Союза много специалистов, ученых, деятелей культуры уехали на Запад, а спустя некоторое время волны дешевой рабочей силы хлынули в Россию из Молдовы, Украины, Грузии, Армении, Узбекистана, Китая, Кореи и других близлежащих стран. Что приезжие занимают сектора оптовой и розничной торговли, покрывая при этом все товары потребительской корзины. Многие проживают и работают на территории Российской Федерации нелегально, не платя соответственно совершенно никаких налогов. В конце концов, наши обученные специалисты уезжают в Северную Америку и Западную Европу, тем самым, решая их проблемы нехватки квалифицированных кадров, а вместо них в Россию приезжает просто рабочая сила.

Это довольно пессимистичный взгляд. К тому же, это было тогда, более десяти лет назад. Сейчас ситуация в стране несколько изменилась, окрепла экономика, установился определенный порядок, "мозги" постепенно перестали утекать. Конечно, некоторые проблемы в России остались, но так ли все плохо, чтобы "подсматривать" способы решения миграционных проблем у несправляющегося Запада?

Наша ситуация выгодно отличается от положения дел в Европе. И первое отличие заключается в том, что мы не такие раздробленные. Российская Федерация более унитарна, чем ЕС, и миграционная политика у нас едина. К тому же, действия правительства по этому вопросу нельзя назвать бесполезными и безуспешными. Во-первых, положительно то, что все вопросы приезжих решаются одним новообразованным органом власти. Создание единой миграционной службы, имеющей статус министерства, обеспечивает обзор и контроль над всеми тенденциями и событиями, а также скоординированность действий по всем вопросам приезжающих и отъезжающих не граждан РФ. Именно по ее инициативе был облегчен процесс получения разрешения на работу. Это не только способствует притоку необходимой дешевой рабочей силы в сектора, где россияне сами работать стремятся неособенно, но и позволяет вывести из тени многих нелегалов, которые сами заинтересованы в гарантированной зарплате за проделанную работу.

Также стоит отметить политику правительства по отношению к нашим соотечественникам, выехавшим за рубеж в начале 90-х. Создание условий работы для "утекших мозгов" - именно такие действия помогут вернуть обратно наших вновь востребованных, желающих вернуться, но еще сомневающихся специалистов. Более того, Россия была и остается богата талантливыми людьми. Кто-то уехал, ну в конце концов и ладно. Воспитаем новых Кулибиных и Ломоносовых. Потенциал для этого теперь есть. И если направить финансовые потоки и грамотный менеджмент в наукоемкие сферы так, как это было сделано, например, в спорте, то помимо канадских хоккеистов и бразильских футболистов, к нам приедут лучшие умы планеты поднимать и укреплять нашу науку и экономику.

С одной стороны, предприняты попытки решить проблемы настоящего, т.е. вернуть обратно свою же интеллигенцию и недопустить дальнейшего оттока лучших кадров. С другой стороны, решаются демографические, а значит и кадровые вопросы, ближайших десятилетий с помощью национального проекта в поддержку рождаемости. В целом, все более ли менее, предусмотрено. Если все будет работать так, так планировалось, то нашей молодой рыночной экономике удастся избежать многих проблем Запада.

Ясно, что нет предела совершенству. Трудности еще есть. К примеру, локальные межкультурные конфликты. Эмигранты из регионов с совершенно иными культурными традициями ведут себя необычно и непривычно. Это вызывает отторжение у местных жителей. А если одна из сторон вносит в назревающий конфликт агрессию, то это может привести к национализму в самом некрасивом своем проявлении. Всегда проще любить и уважать друг друга на расстоянии. В идеале, культурным и национальным различиям стоило бы оставаться на безопасном расстоянии друг от друга. Если же это, в силу обстоятельств, невозможно, то в вопросах изучения языка и традиций уступить нужно приезжающей стороне. Но для решения этих трудностей России совсем не обязательно слушать Запад.

Другая проблема носит чисто экономический характер. Приезжие наемные работники или предприниматели стремятся занять в первую очередь сектор торговли, нишу игорного бизнеса и другие сферы, где не требуется высокой квалификации, и где вполне могли бы работать россияне. Таким образом, идет явное вытеснение местного населения с потенциальных рабочих мест. Надо сказать, что это характерно для многих развитых стран. Российское правительство начало решать и эту проблему, ужесточая законодательство в вопросах розничной торговли и вводя квоты на иностранцев, работающих в этом секторе экономики. Хотя подобные действия в некоторой мере и отражаются на стоимости товара, предпринятые меры вполне могут оправдать себя. Таким образом, можно сказать, что и здесь многое проработано.

Конечно, проблемы, связанные с желанными и нежеланными потоками дешевой рабочей силы, есть. Это один из вопросов, невольно объединяющий Россию и Европу. Однако, согласно всему сказанному выше, ситуация с легальной и нелегальной трудовой миграцией в нашей стране не настолько плачевна, чтобы брать пример с несогласованных действий правительств европейских стран, которые сами еще не придумали, где брать работников, если убрать приезжих, или как выиграть выборы, если их оставить. Нам еще многое можно изменить и поправить. У нас большие прорехи в налоговой системе, проблемы с коррупцией и взяточничеством. Не все гладко и в вопросах интеллектуальной собственности. Но что касается трудовой миграции, в нашей стране порядка возможно даже больше, чем в странах, которые, по привычке, мы во всем без исключения ставим себе в пример. Россия, не отделяясь и ограждаясь, практически нашла и приближается к своему равновесию. Возможно, такой подход уместен и в решении оставшихся проблем?

2007-08-09
Татьяна Карсека

www.nasledie.ru

Док. 351066
Опублик.: 09.08.07
Число обращений: 1291

  • Карсека Татьяна Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``