В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Чайка: Доклад на заседании Правительства Российской Федерации (07.12.2006) Назад
Юрий Чайка: Доклад на заседании Правительства Российской Федерации (07.12.2006)
Обеспечение исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе является основой антикоррупционной политики. Практически любое отступление от него либо является следствием коррупции, либо влечет за собой коррупционные проявления.

Сегодня нельзя отрицать очевидного - коррумпированность экономических отношений тормозит развитие производства, лишает федеральный бюджет значительной части доходов, обостряет экономические проблемы, препятствует добросовестной конкуренции.

Проблема противодействия коррупции обсуждалась на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов с участием полномочных представителей Президента в федеральных округах и руководителей регионов, состоявшемся 21 ноября 2006 г. в Кремле под руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина. Участниками совещания отмечена необходимость создания системы эффективного противодействия условиям и факторам, порождающим коррупцию.

Одним из основных факторов противодействия коррупции является федеральное законодательство о государственной и муниципальной службе.

Анализ материалов прокурорских проверок, в том числе проведенных в последние месяцы Генеральной прокуратурой в 11-ти федеральных органах исполнительной власти (ФТС России, ФНС России, Минсельхозе России, Минсоцздравразвития России, Росстрое, Росздраве и других), органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации результаты выезда бригады Генеральной прокуратуры в Московскую область и Приморский край, позволили определить ряд проблем, которые нуждаются в последовательном разрешении.

В своем выступлении в силу ограниченности времени я остановлюсь именно на проблемах и не буду приводить конкретные примеры, тем более, что их у нас предостаточно. По результатам проверок только в федеральные органы внесено 18 представлений, 4-м руководителям объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона (зам.руководителя ФНС России, руководители Росавиации, Ространснадзора, Росморречфлота).

В первую очередь необходимо решение проблемы игнорирования установленных требований законодательства о государственной и муниципальной службе, особенно в части соблюдения ограничений и запретов для государственных и муниципальных служащих. Сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что в результате попустительства руководителей ведомств и их кадровых подразделений основополагающие механизмы государственной службы, призванные предупреждать коррупцию среди чиновников, не работают.

Так, во всех федеральных министерствах и ведомствах, охваченных прокурорскими проверками, установлены факты нарушений гражданскими служащими требований законодательства о предоставлении в налоговые органы деклараций о доходах и имуществе, и в соответствующие кадровые службы справок о соблюдении ограничений, связанных с замещением государственной должности. Только в Федеральном агентстве по образованию таких сотрудников - 249 или 72% от общего количества.

Государственные служащие и федеральных, и региональных органов незаконно участвуют в коммерческой деятельности, являются учредителями, владеют долями и пакетами акций, занимают оплачиваемые должности в хозяйствующих субъектах, что влечет за собой конфликт личных интересов и интересов государственной службы, создает идеальные условия для коррупционных проявлений.

Органы исполнительной власти всех уровней, наделенные контрольными и надзорными полномочиями, и их государственные служащие вопреки антимонопольному законодательству оказывают платные услуги хозяйствующим субъектам.

Серьезную обеспокоенность вызывает проблема участия должностных лиц органов власти и управления субъектов Федерации в корпоративных конфликтах с использованием предоставленных полномочий в целях получения конфиденциальной информации, оказания давления на хозяйствующие субъекты, в том числе путем организации необоснованных проверок контролирующими и надзорными органами, дестабилизирующих хозяйственную деятельность интересующего их предприятия. В настоящее время ряд чиновников, использовавших свои полномочия вопреки интересам службы в личных корыстных целях, привлечен к уголовной ответственности.

До сих пор не прекращена порочная практика решения государственными органами финансовых проблем путем создания различных фондов или участия в них, фактического понуждения предпринимателей с использованием предоставленных по службе полномочий перечислять в указанные фонды денежные средства. По такой схеме, например, был создан и функционировал Фонд социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы.

Не искоренены случаи сбора финансовых "пожертвований" и "спонсорской помощи" с коммерческих структур на обеспечение функционирования органов государственной власти. Вопреки закону государственные и муниципальные служащие выезжают в служебные командировки за счет юридических лиц. Такие случаи выявлены в Роспотребнадзоре, в ФТС России и Рособразовании.

Анализ материалов прокурорских проверок свидетельствует о том, что распространены случаи принятия органами государственной власти и местного самоуправления незаконных нормативных и индивидуальных правовых актов, связанных с незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность, предоставлением предпринимателям необоснованных льгот и преимуществ индивидуального характера, противоправным распоряжением бюджетными средствами, государственным и муниципальным имуществом и т.д.

Ведомственные нормативные акты министерств изобилуют различного рода запретами, ограничениями, что заставляет предпринимателей и простых граждан собирать ненужные справки, ходить по инстанциям.

Неконкретное определение в правовых актах компетенции государственных органов и их должностных лиц, возможность вариативного принятия решений уже изначально создает возможность для коррупции.

У нас проводится юридическая экспертиза актов Минюстом России, но в то же время у нас нет структуры, которая бы изучала их именно с точки зрения необходимости устанавливаемых запретов, альтернативы в решениях.

При таких обстоятельствах понятно, что одним только пресечением конкретных фактов нарушений и наказанием виновных проблему не решить, требуется проведение Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами совместных конкретных мер по противодействию коррупции. Остановлюсь на некоторых, наиболее важных.



1. Прежде всего Правительству России и руководителям федеральных и региональных органов исполнительной власти, образующих в соответствии со ст. 77 Конституции Российской Федерации единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, необходимо обеспечить безусловное исполнение требований закона о предоставление подчиненными государственными служащими в налоговые органы сведений о доходах и имуществе, а также выполнение соответствующими кадровыми службами обязанностей по проверке достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих. И строго спрашивать с тех, кто уклоняется от этой обязанности.

Именно пренебрежение заложенными в законодательстве механизмами государственного регулирования и контроля государственной и муниципальной службы как раз и создает условия для осуществления незаконной деятельности служащих. По нашему мнению, соответствующие должностные лица за нераспорядительность и безответственность должны понести строгую ответственность. Соответствующие материалы в Вашем распоряжении имеются.

Кроме того, Правительством должен быть, наконец, определен уполномоченный государственный орган по доверительному управлению принадлежащими государственным служащим ценными бумагами, акциями, долями участия в уставных капиталах организаций, создание которого предусмотрено законом.

Полагаю необходимым также предусмотреть в законодательстве административную ответственность за несоблюдение государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений вплоть до дисквалификации виновных лиц.



2. В бюджетной сфере в числе первоочередных мер для всех бюджетополучателей должно быть определено обеспечение неукоснительного соблюдения закона о проведении конкурсов по отбору поставщиков товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Это особенно актуально в современный период, когда государством предусмотрены многомиллиардные бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных национальных проектов. Материалы расследования уголовных дел по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Росздраву прямо свидетельствуют об этом.



3. В целях повышения качества существующей нормативно правовой базы необходимо поручить всем федеральным органам исполнительной власти провести так называемую "ревизию" актов, действующих в сфере их компетенции. По результатам - откорректировать ведомственные и правительственные акты.

Считаю, что правильным в этой работе будет создание под эгидой Минэкономразвития России межведомственной рабочей группы, целью которой должно стать выявление способствующих коррупционным проявлениям излишних ограничений, запретов, некорректных терминов в действующих законах, ведомственных правовых актах. Со своей стороны мы можем принять активное участие в этой работе.

Генеральная прокуратура Российской Федерации готова участвовать и в законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. Обладая анализом правоприменительной практики на самом широком правовом поле, она может внести серьезный вклад в экспертизу законов и подзаконных актов на предмет выявления условий, способствующих проявлениям коррупции, представлять соответствующие данные о практике применения законодательства, участвовать в других формах совместной работы.



4. И последнее, в марте 2006 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и в июле 2006 года - Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Однако до настоящего времени не запущен механизм их реализации, не приняты предусмотренные ими правовые акты, меры организационного характера. Полагаю необходимым поручить Минюсту России, Минэкономразвития России совместно с другими заинтересованными ведомствами ускорить разработку проектов правовых актов и иных мер, необходимых для реализации положений конвенций.

В заключении хочу выразить уверенность, что совместными усилиями мы сумеем добиться кардинального изменения сложившейся ситуации.

07.12.2006

http://www.genproc.gov.ru/ru/managament/appearances/index.shtml?item_id=70


Док. 350988
Перв. публик.: 07.12.06
Последн. ред.: 09.08.07
Число обращений: 309

  • Чайка Юрий Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``