В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Чайка: Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов (21.11.2006) Назад
Юрий Чайка: Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов (21.11.2006)
Могу без преувеличения сказать, что проведение сегодняшнего совещания продиктовано самой жизнью. Вам, как никому, известно, насколько сложна ситуация, и понятна необходимость принятия кардинальных мер, способных уже в самое ближайшее время переломить ситуацию. Мы проделали очень серьезную подготовительную работу: координационные совещания руководителей правоохранительных органов с участием Полномочных представителей Президента и руководителей субъектов Российской Федерации проведены во всех семи федеральных округах. Это позволяет нам оценивать сложившееся положение дел и вырабатывать главные направления действий не на основе усредненных общероссийских показателей, а применительно к каждому региону, учитывая его экономические и социальные особенности. И сегодняшнее совещание - под руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина - должно стать логическим завершением этой работы уже в масштабах всей страны.

Основная задача состоит в том, чтобы, реально оценив ситуацию, определить проблемы в нашей работе, на этой основе наметить необходимые меры по их преодолению, уточнить алгоритм правоохранительных действий. По итогам мы должны выйти на качественно новый уровень совместных действий.

Особое значение для нас имеет присутствие руководителей регионов. Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не только решают многие вопросы профилактики правонарушений, но и для нас очевидно, что без их системного участия в проводимой нами (правоохранительными органами) работе достичь положительного эффекта просто не возможно.

Правоохранительные органы наращивают свои усилия по противодействию преступности. Вместе с тем, криминогенная ситуация в России продолжает оставаться сложной.

За 9 месяцев 2006 года зарегистрировано более 2,6 млн. преступлений, что на 12% больше, чем совершено за аналогичный период прошлого года. Рост преступности произошел во всех федеральных округах, в большинстве субъектов Российской Федерации (78 регионов). При этом тяжкие и особо тяжкие преступления составили третью часть от общего количества зарегистрированных преступлений.

Произошел всплеск уличной преступности (на 34%), существенно возросли грабежи и кражи, растет рецидивная и организованная преступность (на 29% и 4% соответственно).

Эффективность раскрытия преступлений остается низкой. В стране раскрывается лишь каждое второе преступление. За девять месяцев 2006 г. остались нераскрытыми почти 1,5 млн. преступлений.

Если раскрываемость "традиционных", главным образом, бытовых убийств находится на относи-тельно удовлетворительном уровне - не менее 80%, то рас-крываемость так называемых заказных - только порядка 20%.

Неудовлетворительное состояние раскрываемости преступлений само превратилось в криминогенный фактор, поскольку неотвратимость наказания, являющаяся одним из важнейших рычагов сдерживания преступности, в современных условиях фактически утратила свою актуальность.

Из года в год растет количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Только за 9 месяцев текущего года выявлено более 160 тыс. преступлений. Вместе с тем, удельный вес преступлений, связанных со сбытом наркотиков за этот период, составил чуть более 58%. А количество лиц, совершивших преступления в организованной группе, в структуре осужденных за незаконный оборот наркотиков не превышает 0,5%.

Таким образом, несмотря на свою исключительную опасность и то, что многое делается для борьбы с наркопреступностью, наркотизация населения пока не встречает адекватного противодействия.

На положении дел по борьбе с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом и коррупцией я остановлюсь позже и более подробно.

Это далеко неполный перечень тех проблем, которые стоят перед государством в сфере противодействия преступности. Для их решения требуется сосредоточение, концентрация сил правоохранительных органов, координация их деятельности.

Вопросы координации деятельности правоохранительных органов обсуждаются уже довольно-таки давно. Регулярно проводятся совещания на всех уровнях, принимаются решения. Однако зачастую они носят формальный характер, не предусматривают актуальных мероприятий, многие планы так и остаются неисполненными.

Считаю, что назрела необходимость изменить сам механизм осуществления координационной деятельности.

В настоящее время по различным направлениям борьбы с преступностью из числа правоох-ранительных органов определены координаторы. Так, координация деятельности по про-тиводействию терроризму возложена на Национальный антитеррористиче-ский комитет.

На Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков - по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Федеральная служба безопасности координирует деятель-ность федеральных органов власти, осуществляющих на государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной грани-цы.

Опыт работы правоохранительных органов по данным направлениям подтверждает правильность принятого решения. Однако выделение координаторов по отдельным вопросам борьбы с преступно-стью диктуют необходимость выработки эффективного механизма общей координации борь-бы с преступностью на государственном уровне.

Нам необходимо обеспечить единообразную постановку задач, осуществ-лять единое управление, а также выполнение поставленной задачи и персо-нальную ответственность должностных лиц за выработку, принятие и ре-зультаты управленческих и оперативных решений.

Координация действий правоохранительных органов должна стать активной и наступательной. Акцентироваться на определении приоритетных направлений борьбы с преступ-ностью, выделении основных форм и методов согласованных усилий по про-тиводействию тем или иным преступным проявлениям.

Для решения этих вопросов потребуется внести необходимые изменения в правовую базу. В первую очередь, целесообразно разработать новое Положение о координационной деятельности правоохранительных органов, в котором следует определить механизм осуществления координации: порядок выработки решений, взаимоотношения правоохранительных органов в процессе их реализации, отчетность и ответственность должностных лиц за их исполнение.

Современная преступность динамично изменяется, изобретает новые способы совершения преступлений, активно использует новейшие технологии. Жизнь требует адекватного и своевременного реагирования государства на преступные проявления.

И в этом вопросе у нас серьезные проблемы.

Уже много лет ведутся разговоры о создании постоянно действующих следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования особо тяжких и тяжких преступлений. Опыт их работы в тех регионах, где они были созданы, показывает их безусловную высокую эффективность.

Только в Приволжском федеральном округе благодаря их работе в этом году раскрыто 100 убийств прошлых лет. В Татарстане разоблачены и осуждены большинство участников 16-ти опасных преступных сообществ и банд численностью более 200-т человек, совершивших 136 убийств и множество других преступлений.



Какие аргументы еще нужны, чтобы убедиться в эффективности такой формы организации работы?

Поэтому категорически считаю, что такие группы должны быть созданы во всех регионах. Их необходимо укомплектовать лучшими следователями и оперативными сотрудниками, вооружить современными техническими средствами, придать им штатных специалистов.

Еще одна проблема - 2/3 нераскрытых преступлений относится к категории небольшой и средней тяжести и, соответственно, к компетенции милиции общественной безопасности, в структуре которой нет уголовного розыска и, следовательно, оперативного сопровождения. А ведь это дела о грабежах, угонах автотранспорта, квалифицированных кражах, мошенничестве, раскрыть и расследовать которые без него не возможно.

Поэтому изначально ожидать успешного расследования не приходится, что еще больше усугубляет недовольство правоохранительными органами, приводит к очень опасному психологическому состоянию массового привыкания сотрудников милиции к низким результатам работы. И МВД России должно немедленно решить эту системную проблему, тем более, что она из года в год обостряется. Ведь реально каждый год миллионы наших граждан фактически запрограммированы на безнаказанный ущерб их здоровью и имуществу и фактическое лишение конституционного права на доступ к правосудию и компенсацию ущерба.

В борьбе с практикой укрытия преступлений от учета и регистрации заметного перелома пока еще не достигнуто. В текущем году прокурорскими проверками вновь выявлено почти 9 тысяч ранее известных, но незарегистрированных преступлений.

Нами предприняты дополнительные меры по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.

Мы учли допущенные ранее ошибки, по иному сформировали механизм, сроки и другие процедуры, связанные с проверкой таких материалов, и рассчитываем на положительный результат.



Надо, чтобы люди шли в милицию со своими бедами, верили в милицию, верили, что их не только выслушают, но и примут меры. А сотрудникам МВД не бояться в отчетах больших чисел (главное - чтобы они были объективными) и не искать лазейки как-бы не регистрировать или укрыть сообщение о преступлении.

Как показывает проведенный анализ положение в вопросах профилактики правонарушений надо менять коренным образом. Необходимо увязывать уголовно-правовые меры с мероприятиями комплексных и целевых программ предупреждения правонарушений. Они в разных видах есть практически в каждом регионе. Но эффективность их не оценивается. Не все из них имеют мероприятия, предусматривающие лечение алкоголиков-правонарушителей, социальную адаптацию ранее судимых, занятость подростков, профилактику поведения других криминогенных категорий населения.

Просил бы руководителей регионов обратить особое внимание на эту проблему. Профилактика правонарушений - дело, безусловно, затратное. Но эти траты необходимы. Если их не делать, придется расплачиваться значительно большими потерями, людским горем, а в конечном итоге, - утратой авторитета власти.

Особого внимания со стороны правоохранительных органов требует реализация национальных приоритетных проектов. Цена вопроса в этом случае очень высока.

Правоохранительные, контролирующие органы, структуры региональной власти должны объединить свои усилия.

Уже первые факты расхищения денежных средств, выделенных на доступное жилье, выявлены в Тамбовской и Рязанской областях, а в Тульской, Рязанской и Тамбовской областях - нецелевое использование средств, выделенных на здравоохранение, образование и развитие агропромышленного комплекса.

Кроме того, в стране активными темпами ведется жилищное строительство, и крайне актуальной стала проблема обманутых граждан-инвесторов. И эта проблема зрела долго, но ни власти, ни правоохранительная система, заведомо понимая, что совершается преступление, никак не реагировали. Работу начали только тогда когда начались массовые выступления граждан - сразу было возбуждено 161 уголовное дело.

Такой подход считаю не допустимым, ситуация должна прогнозироваться еще на самом раннем этапе.

Руководителям правоохранительных органов и субъектов Федерации следовало бы подумать о создании Центров анализа и прогнозирования. Их научно-обоснованные выводы и рекомендации могли бы позволить принимать меры, упреждающие возможные негативные последствия в сфере привлечения средств граждан в строительство жилья.

Теперь хотел бы остановиться на конкретных особо опасных видах преступности, представляющих по существу угрозу нашей национальной безопасности. Это - организованная преступность, терроризм, экстремизм и коррупция. Они душат Россию, и требуются уже экстраординарные меры для эффективного предупреждения, пресечения и минимизации их проявлений.



Как показывает проведенный анализ, в последние годы в целом, усилия, направленные на противодействие организованной преступности во всех ее проявлениях - будь то экономические преступления, незаконный оборот оружия, наркотиков и т.п., далеко не всегда дают желаемый результат. И, прежде всего, потому, что они не затрагивают основ ее криминального бизнеса, его финансовой составляющей.

В статистике преступления, совершенные организованными группами, не превышают 1% регистрируемой преступности.

В 2005-2006 гг. за организацию преступного сообщества осуждено только 125 человек. Всего лишь 670 человек осуждены за легализацию (отмывание) денежных средств. Очевидно, что количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, не соответствует масштабу распространения организованной преступности.



Сегодня мы не можем сказать, что в результате применения современных оперативно-тактических методов оргпреступность вытеснена из определенных отраслей экономики, регионов или крупных предприятий.

А ведь декриминализация тех же предприятий топливно-энергетического комплекса в Уральском и Приволжском округах, лесного в Сибирском, рыбной отрасли в Дальневосточном и Южном - самая актуальная на сегодня проблема.

Например, по оценкам МВД России организованная преступность в топливно-энергетическом комплексе внедрилась везде - от скважин и бензоколонок до крупных нефтяных компаний. Но уголовные дела о незаконном предпринимательстве, уклонении от уплаты налогов и других экономических преступлениях касаются, прежде всего, представителей малого и среднего бизнеса, и крайне редко - крупных нефтяных комплексов.

Происходит это потому, что недостаточна, а зачастую неудовлетворительна оперативная работа специализированных подразделений МВД, ей не достает системности, разработка криминальных структур ведется по упрощенным схемам, не полностью используется как собственный потенциал, так и возможности других органов. А прокуроры при этом не обращают на эти обстоятельства внимания.

Если провести анализ по округам, то в структуре выявленных преступлений, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ, практически нет характерных для каждого региона преступлений экономической направленности.

В то же время, например в Центральном федеральном округе у всех на слуху факты противоправного захвата имущественных комплексов, так называемое рейдерство. Здесь как нигде проявляются и организованная преступность и коррупция. Однако результаты работы и органов прокуратуры, и МВД в этом направлении минимальны.

Более того, хочу сказать, что сами сотрудники правоохранительных органов участвуют в них. Необоснованно возбуждаются уголовные дела, арестовывается, изымается и продается за бесценок имущество предприятий и организаций. Только в этом округе мы выявили не мало таких дел. Мы занимаем однозначную позицию - за такого рода действия, за дискредитацию правоохранительной системы государства будем привлекать к строжайшей уголовной ответственности.

Представляется, что и в этом деле мы могли бы использовать опробированные на практике методы по подобию следственно-оперативных групп. Создать специальные объединенные постоянно действующие группы специалистов МВД, ФСБ, прокуратуры, Росфинмониторинга и т.д. по отработке конкретных экономических отраслей и территорий. И результаты их работы через каждые полгода рассматривать на координационном совещании руководителей правоохранительных органов.

Несмотря на тенденцию к стабилизации, Северный Кавказ до сих пор остается как жертвой кровавого террора, так и плацдармом для его воспроизводства.

И дело не только в количестве террористических актов и преступлений террористического характера. Их за 7 месяцев текущего года зарегистрировано 453. Системой стали посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей. От них погибло более 80 сотрудников и 146 - получили ранения. Только в августе совершены посягательства на жизнь прокуроров г. Буйнакска в Дагестане и Назрановского района в Ингушетии. Регулярно активизируется бандподполье. Нельзя также сбрасывать со счетов и деятельность международных пособников террористов.

То есть напряженность остается. О ее причинах сказано немало. Хочу выделить те, что наиболее часто просматриваются по материалам уголовных дел и прокурорских проверок.

Прежде всего - это низкий уровень развития экономики, безработица, коррупция во властных структурах. Страдающие от безработицы люди, которые не имеют возможности обеспечить свои семьи, становятся особенно восприимчивы к проповедям экстремистов и даже за небольшие деньги соглашались участвовать в террористических акциях.

В этой связи усилия властей по созданию новых рабочих мест, интенсивному развитию производства приобретают особое антикриминогенное и антитеррористическое воздействие, значение которого трудно переоценить.

Конечно, и деятельность правоохранительных органов нуждается в совершенствовании. Недостатки есть практически на всех этапах - это и слабое следствие по такого рода делам, и недостаточная подготовка государственных обвинителей, которые зачастую не могут доказать суду именно террористическую направленность преступлений. Необходимо принять меры к усилению оперативных позиций, координации и сосредоточении мер, направленных на пресечение и предупреждение террористических проявлений, квалифицированном расследовании уголовных дел и многом другом.

Стереотип, согласно которому борьба с терроризмом является прерогативой исключительно правоохранительных органов, в значительной степени преодолен.

Более того, в реализации мероприятий, определенных Указом Президента России No116, важное значение имеет взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Существенно возрастает роль антитеррористических комиссий.

Теперь на исполнительные органы государственной власти возложена организация и осуществление на территории регионов мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизация их последствий. А с 2007 года эти обязанности примут на себя и органы местного самоуправления.

Между тем, прокурорские проверки показывают, что в некоторых случаях деятельность созданных при администрациях антитеррористических комиссий носит формальный характер. В республиках Ингушетия и Дагестан, Чеченской Республике региональные комиссии фактически не работали, их заседания носили эпизодический характер, исполнение принятых решений не контролировалось. Замечу при этом, что прокурорами руководителям республик вносились соответствующие представления.

Такой подход считаю крайне не допустимым. Никто из нас отдельно друг от друга эту проблему не решит. Наша сила - в скоординированности совместных действий, возможности решать возникающие задачи на самом широком поле (от социальных проблем до правоприменения).

Генеральная прокуратура считает противодействие экстремизму и преступлениям на национальной почве одним из основных приоритетов в проводимой работе.

В прошлом году по стране было зарегистрировано 80 преступлений, связанных с возбуждением межнациональной ненависти или вражды. Кроме того, - ещё 152 преступления так называемой экстремистской направленности. К ним относятся убийства и причинение вреда здоровью по мотиву национальной, религиозной ненависти, вандализм, надругательство над местами захоронений и т.п. За январь-июль текущего года зарегистрировано уже 149 таких преступлений.

Расследуются либо направлены в суд уголовные дела о проявлениях экстремизма, национализма и ксенофобии в Белгородской, Воронежской, Ивановской, Тамбовской, Тульской, Рязанской, Тверской, Костромской, Новгородской, Вологодской, Свердловской, Ростовской, Волгоградской, Самарской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Кемеровской, Читинской, Амурской областях, республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Адыгея, г. Санкт-Петербурге.

Это практически вся российская география.

Причины этих явлений, безусловно, коренятся в состоянии нашего общества.

Оценивая глубинные причины экстремистских настроений мы согласны со специалистами, считающими, что в их основе лежат прежде всего социально экономические причины: социальное неравенство, бедность, отсутствие социальных перспектив для некоторых категорий граждан, и прежде всего молодежи.

Несмотря на значительную работу по предупреждению национального и религиозного экстремизма, она не достигла требуемого уровня.

Слабо скоординированы действия органов исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов. Сфера эта - очень тонкая. Даже экономические просчеты или ошибки местных властей, вызывающие недовольство населения быстро приобретают национальную окраску. События, недавно происшедшие в Карелии, яркий тому пример.

Что, на наш взгляд, необходимо для преодоления этого явления?

Конечно, требуется усилить уголовную ответственность за такого рода проявления.

Необходимо дополнить Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" положением о возможности признания судом информационных материалов экстремистскими в тех случаях, когда они являются анонимными или изданы на территории других государств.

Насущной потребностью является создание в России официального Центра по проведению лингвистических и иных экспертных исследований печатных, видео- и аудиоматериалов, а в субъектах Федерации, соответственно, Экспертных советов. Они могли бы рассматривать представляемые правоохранительными органами материалы на предмет содержания в них экстремистских призывов и оперативно принимать решения о необходимости признания таких материалов экстремистскими.

Серьезную обеспокоенность вызывает практически бесконтрольное распространение материалов откровенно экстремистского содержания, как в виде печатной продукции, так и в Интернете.

Так, например, произведения идеологов национал-социализма в силу закона уже признанные экстремистскими материалами открыто распространяются через розничную сеть, на публичных мероприятиях. В сети Интернет действуют сотни сайтов, пропагандирующих разжигание межнациональной розни, содержащих призывы к организации вооруженных формирований.

В связи с этим полагаем целесообразным установить уголовную ответственность для распространителей, держателей сайтов, провайдеров за размещение и распространение экстремистских материалов в сети, а также новые меры в отношении организаций, осуществляющих издательскую деятельность и выпуск такой печатной продукции, вплоть до их ликвидации.

Однако проблема не только в недостатках законодательства. Любой принятый закон должен исполняться. Истина всем известная, но актуальность от этого не теряющая.



Недавно в 38 субъектах Федерации прокуратурой было проверено исполнение законодательства о противодействии экстремизму. Оказалось, что далеко не везде органы государственной власти и местного самоуправления представляют опасность этого явления и имеют чёткую программу действий.

В той же Воронежской области установлено, что областная администрация и администрация областного центра не реагировали на участившиеся противоправные действия членов неформальных молодёжных группировок. Их распоряжения длительное время оставались нереализованными. Только после прокурорского представления областные и городские власти задумались о скоординированном плане действий.

Должен отметить и другое.

По моему глубокому убеждению, это направление в деятельности прокуратуры, как и других правоохранительных органов, должно быть самостоятельным и решать следующие задачи: осуществлять мониторинг ситуации, постоянно держать в поле зрения деятельность ведомств и должностных лиц, призванных заниматься проблемами противодействия экстремизму, разрабатывать новые механизмы, позволяющие эффективно бороться с этим явлением. Ведь как показывает практика, разрозненные мероприятия, которые время от времени проводятся, слабо влияют на общую обстановку.

Генеральная прокуратура структурно выделила это направление и сформировало специальное подразделение. Его главный приоритет - соблюдение законности в сфере межнациональных отношений. Это позволит нам системно подходить к решению накопившихся проблем, на основе надзорной и следственной практики своевременно вырабатывать и вносить в Правительство актуальные предложения по нормализации ситуации.

Но, повторюсь, преодолеть причинный комплекс экстремизма можно только согласованными усилиями всех институтов российского общества.

Эта проблема не может быть решена конкретными симметричными ответами на полученные удары, она должна решаться комплексно, на всем пространстве жизнедеятельности государства и общества, начиная с создания условий, при которых внедрение и взращивание такого рода идей становится не возможным.



Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 г. в качестве первоочередной задачи определено преодоление одного из серьезных препятствий на пути развития нашего государства - коррупции. Ее распространение приняло угрожающий характер. Она посягает на безопасность государства и общества, затрагивает интересы каждого гражданина.

Коррупцию следует рассматривать не только как прямой подкуп должностного лица, а как явление, заключающееся в разложении власти, когда служащие и иные лица, уполномоченные выполнять публичные функции, используют своё служебное положение в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.



К сожалению, нельзя сказать, что коррупция характерна лишь для отдельных звеньев государственного механизма. Она пронизывает все уровни власти, приобретает системный характер, проявляется, по сути, во всех сферах государственной деятельности, в которых распределяются финансовые или иные материальные ресурсы, выдаются разрешения на осуществление определенной деятельности и совершение действий.

Коррупция имеет тесную взаимосвязь с организованной преступностью, с теневой экономикой, от которой питаются и наркомафия, и незаконная банковская деятельность, и терроризм.

Способствуют росту коррупционных проявлений отсутствие системности в антикоррупционных законах, наличие правовых норм, в которых компетенция государственного органа или должностного лица определяется неконкретно, что дает возможность вариативного принятия решений, сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным способом и незнание гражданами своих прав на получение этих услуг, отсутствие реального механизма государственного и общественного контроля за действиями должностных лиц.

По сравнению с предыдущим годом заметно возросла результативность правоохранительных органов в противодействии коррупционным проявлениям. Если за 2005 год в целом по стране выявлено более 9 тысяч фактов получения и дачи взяток, то уже за 9 месяцев текущего года таких преступлений зарегистрировано более 9,5 тысяч. Кроме того, выявлено 1300 должностных лиц, совершивших злоупотребления полномочиями; 1850 - превышение должностных полномочий; а всего по стране пресечена незаконная деятельность 12,5 тысяч коррупционеров.

Несмотря на значительные цифры, очевидно, что работу правоохранительных органов по противодействию коррупции нельзя признать достаточной. Основную массу осужденных за корыстные преступления по-прежнему составляют работники низовых и средних уровней государственных структур.

Особую тревогу вызывает коррумпированность правоохранительной системы. Почти половину преступлений, совершенных в 2005 году должностными лицами против интересов службы (5,7 тысяч), составляют работники системы МВД (2,4 тысячи). Сотрудниками таможни, прокуратуры, ФСБ совершено соответственно 68, 8 и 6 преступлений. К сожалению не изменилась ситуация и в этом году. Из 6,5 тысяч должностных преступлений, зарегистрированных за 9 месяцев т.г., работниками правоохранительных органов совершено более 2,5 тысяч.

Сложность ситуации обуславливает необходимость разработки новых форм работы, перехода правоохранительных органов на качественно иной этап ее организации с учетом накопленного опыта.

В этой связи в июле 2006 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации утвердила стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. При осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства усилия прокуроров концентрируются не только на проведении проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявлении коррупционных проявлений, их порождающих причин и условий.

Органами прокуратуры всех уровней ведется работа по анализу сведений о состоянии законности в рассматриваемой сфере правоотношений, выясняются причины коррупционных проявлений, изучается информация о конкретных фактах нарушений законов, ущемляющих права граждан и юридических лиц.

Очевидно, что для успешного решения этой задачи нужны и организационные преобразования. Генеральная прокуратура Российской Федерации к этой работе приступила, произошли значительные изменения, направленные на оптимизацию работы и усиление противодействия коррупционным проявлениям.

В центральном аппарате создан специальный отдел, главной задачей которого является профилактика коррупционных проявлений в органах государственной власти. Аналогичные подразделения создаются и в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

Они комплектуются наиболее опытными прокурорскими работниками, имеющими большой практический опыт, владеющими специальными методиками по выявлению и пресечению коррупционных проявлений.

С такой же целью произведены структурные изменения и в руководстве следствием и надзором за ним.

Проведенные структурные изменения дали положительные результаты, что позволяет говорить о том, что направление движения выбрано правильно.

Только в августе-сентябре т.г. органами прокуратуры проверено исполнение законодательства о государственной службе в 11 федеральных министерствах, службах и агентствах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях. В ходе проверок аппаратом Генеральной прокуратуры и прокурорами субъектов Федерации выявлено свыше 47 тысяч нарушений закона, внесено 10 тысяч представлений, принесено более 4 тысяч протестов, возбуждено около 600 уголовных дел коррупционной направленности, в суды направлено более 1100 исков, объявлено 1600 предостережений, привлечено к дисциплинарной и административной ответственности более 2,5 тысяч государственных и муниципальных служащих.

Выявлены многочисленные случаи совмещения чиновниками основной деятельности с коммерческой, а также их участие в управлении предпринимательскими структурами.

Государственные служащие "торгуют" вверенной им информацией, оказывают подконтрольным структурам содействие в получении незаконных льгот и привилегий.

В Федеральной таможенной службе выявлены факты, когда службой издавались незаконные распоряжения, предоставляющие отдельным организациям льготы и ставящие их в преимущественное положение по отношению к конкурентам. Установлены случаи необоснованного наделения коммерческих организаций функциями таможенных органов. В нарушение требований законодательства должностные лица центрального аппарата и региональных таможенных управлений получали от юридических лиц денежные вознаграждения.

Мы надеемся, что новое руководство службы сумеет в сжатые сроки навести необходимый порядок и привести работу в соответствие с законом.

Причины выявленных нарушений характерны практически для всех ведомств. Это пренебрежительное отношение к нормам законодательства о государственной и муниципальной службе, низкая требовательность со стороны руководства к подчиненным службам, отсутствие должного контроля за их деятельностью.

Везде установлены факты нарушений гражданскими служащими требований законодательства о предоставлении в налоговые органы деклараций о доходах и имуществе, и в соответствующие кадровые службы справок о соблюдении установленных ограничений. Выявлены факты сокрытия от правоохранительных органов сведений о служебных проступках служащих, граничащих с преступлениями.

Такое положение заставляет нас рассматривать ситуацию и реагировать на нее по-новому.

Мы выступили с предложением об участии Генпрокуратуры России в законопроектной деятельности Правительства. Уверен, что прокуратура, как орган, действующий на самом широком правовом поле, обладающий всей полнотой результатов правоприменительной практики, своими экспертными оценками законопроектов на их коррупционность способна внести серьезный вклад в качество готовящихся законов.

Понимая, как важно бороться не только с преступными проявлениями, но и с причинами, которые их порождают, мы считаем необходимым выработать реальный механизм государственного и общественного контроля органов власти, который позволял бы своевременно выявлять отступления от закона в деятельности чиновников различных уровней. И государство, и общество вправе проверить деятельность любого должностного лица, законность и обоснованность принимаемых им решений. Этот контроль должен проводиться открыто, гласно, широко освещаться в средствах массовой информации.

Кроме того, особое внимание необходимо обратить на вопросы имплементации международ-ных правовых норм по борьбе с коррупцией в российское законодательство.

Ратифицированные Россией Конвенция ООН против коррупции и Конвенция СЕ об уголовной ответст-венности за коррупцию предусматривают нормы, направленные на предупреждение и противо-действие коррупции как на национальном, так и на международном уровне. Они вводят нормативное определение коррупции, кото-рого, нам зачастую недостаточно для правильного понимания этого явления и ус-пешной борьбы с ним. Предусматривают криминализацию таких составов, как неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, злоупотребление влиянием в корыстных целях; устанавливает ответственность юридических лиц, меры по содействию сбору доказательств, конфискации доходов и другие.

Продуманная имплементация этих норм в отечественное российское законодательство позволила бы полнее использовать имеющийся потенциал государственных, в том числе и правоохранительных органов в плане противодействия проявлениям коррупции.

Противостоять современной преступности можно только путем скоординированных действий правоохранительных органов, органов государственной власти всех уровней, укрепления взаимодействия государственных и общественных институтов.

Важно бороться не только с преступными проявлениями, но и с причинами, которые их порождают.

Борьба с преступностью по определению должна вестись системно. Это постоянная целенаправленная совместная работа государства и общества.

Очевидно, что это одно из основных условий достижения положительных результатов.

21.11.2006

http://www.genproc.gov.ru/


Док. 350980
Перв. публик.: 21.11.06
Последн. ред.: 09.08.07
Число обращений: 304

  • Чайка Юрий Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``