В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Ю.Я.Чайки в рамках `парламентского часа` в Государственной думе Российской Федерации (15.11.2006) Назад
Доклад Ю.Я.Чайки в рамках `парламентского часа` в Государственной думе Российской Федерации (15.11.2006)
Генеральная прокуратура считает противодействие экстремизму и преступлениям на национальной почве, обеспечение законности и порядка в сфере межнациональных отношений одним из основных приоритетов в проводимой работе. Поэтому используя сегодняшнюю возможность хотел бы не только доложить о ситуации, но и обратить внимание депутатского корпуса на проблемы, требующие для их решения усилий общества и государства. Сразу подчеркну необходимость осторожного отношения к этническим и идеологическим категориям. Неумелое обращение с ними заставляет обыденное сознание классифицировать окружающий мир в конфликтных терминах "друг" - "враг". И в каждом преступлении в отношении граждан другой национальности или веры искать расовую либо религиозную подоплеку. Тогда фактическая презумпция невиновности сразу трансформируется в презумпцию вины.

В результате этническая идентичность человека начинает вытеснять гражданскую с вытекающей отсюда ксенофобией. В то же время сводить экстремизм только к выходкам, скажем, футбольных фанатов, хулиганству молодёжных группировок или экстравагантным заявлениям общественных объединений тоже не следует. Ситуация значительно сложнее.

В прошлом году по стране было зарегистрировано 80 преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьёй 282й Уголовного кодекса. Это возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, отношения к религии. Кроме того, уголовной статистикой учтено ещё 152 преступления так называемой экстремистской направленности. К ним относятся убийства и причинение вреда здоровью по мотиву национальной, религиозной ненависти или вражды, случаи истязания по этим мотивам, вандализм, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, надругательство над местами захоронений и т.п. За январь-июль текущего года зарегистрировано уже 149 таких преступлений. I/

Чаще, чем в других регионах, преступления о возбуждении ненависти или вражды и экстремистские проявления регистрировались в Санкт-Петербурге, Москве, Московской, Свердловской, Самарской, Воронежской, Тверской областях, республиках Татарстан, Дагестан и Башкортостан.

Приведу несколько примеров расследованных уголовных дел, которые ещё недавно, как говорится, были на слуху и вызвали большой общественный резонанс, а в ряде случаев - протестные акции.

Следует подчеркнуть, что нападения на иностранных студентов наиболее характерны для Воронежа и Санкт-Петербурга. Только в прошлом году там было зарегистрировано около десятка таких преступлений. Сейчас в северной столице расследуется уголовное дело о покушении на убийство студента 5-го курса Санкт-Петербургской медицинской академии гражданина Республики Индия.

Расследуются либо направлены в суд уголовные дела о проявлениях экстремизма, национализма и ксенофобии в Белгородской, Ивановской, Тамбовской, Тульской, Рязанской, Тверской, Костромской, Новгородской, Вологодской, Свердловской, Ростовской, Волгоградской, Самарской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Кемеровской, Читинской, Амурской областях, республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Адыгея.

Как видите, практически вся российская география.

Среди расследуемых дел необходимо выделить дела о распространении призывов экстремистского толка. В частности, в Вологодской области газета "Наш регион" опубликовала двенадцать карикатурных изображений, унижающих достоинство граждан, исповедующих ислам, возбуждающих ненависть и вражду. Дело было направлено в суд и главный редактор Смирнова приговорена к штрафу.

Материалы уголовных дел, естественно, не раскрывают всех аспектов темы экстремизма, национализма и ксенофобии. Причины этих явлений, безусловно, коренятся в экономических, политических и морально-нравственных процессах российского общества. Экстремизм - ни политический, ни религиозный, ни никакой другой, - не возникает сам по себе. Он - следствие состояния общества.

Оценивая глубинные причины экстремистских настроений мы согласны со специалистами, считающими, что в их основе лежат прежде всего социально экономические причины: социальное неравенство, бедность, отсутствие социальных перспектив для многих (и прежде всего молодых) граждан страны.

Не смотря на значительную работу по предупреждению национального и религиозного экстремизма и терроризма, она не достигла требуемого уровня.

Слабо скоординированы действия органов исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов. Сфера эта - очень тонкая. Даже экономические просчеты или ошибки местных властей, вызывающие недовольство населения быстро приобретают национальную окраску. События, недавно происшедшие в Карелии, яркий тому пример.

Что, на наш взгляд, необходимо для преодоления этого явления?

Конечно, требуется усилить ответственность. Уголовную ответственность за осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма, совершённых по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Необходимо дополнить Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"

положением о возможности признания судом информационных материалов экстремистскими в тех случаях, когда они являются анонимными или изданы на территории других государств. В существующей редакции закона таких положений нет, однако нам необходим надежный и оперативный инструмент реагирования на появление таких материалов. Проект соответствующих дополнений в Государственной Думе имеется, и я просил бы ускорить его принятие.

Серьезную обеспокоенность вызывает практически бесконтрольное распространение материалов откровенно экстремистского содержания, как в виде печатной продукции, так и в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (Интернет).

Так, например, произведения идеологов национал-социализма в силу закона уже признанные экстремистскими материалами открыто распространяются через розничную сеть, на публичных мероприятиях. В сети Интернет действуют сотни сайтов, пропагандирующих разжигание межнациональной розни, содержащих призывы к организации вооруженных формирований.

В связи с этим полагаем целесообразным:

установить уголовную ответственность для распространителей экстремистской литературы и держателей "Интернет-сайтов" за размещение и распространение экстремистских материалов в сети;

предусмотреть ответственность компаний -провайдеров, предоставляющих пространства для размещения сайтов экстремистской направленности, а также организаций осуществляющих издательскую деятельность и выпуск печатной продукции вплоть до их ликвидации.

Правительством подготовлены и внесены в Государственную Думу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, вводящие ответственность за незаконное изготовление, сбыт и приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики и символики. Кроме того, в Уголовном кодексе предлагается статья, которая устанавливает уголовную ответственность за вандализм, совершенный по мотивам расовой, политической или религиозной ненависти или вражды. Нам необходимо скорейшее их принятие.

Однако проблема не только в недостатках законодательства. Любой принятый закон, даже самый хороший и самый совершенный, становится беспомощным, когда не исполняются его положения. Истина всем известная, но актуальность от этого не теряющая.

Недавно в 38 субъектах Федерации прокуратурой было проверено исполнение законодательства о противодействии экстремизму. Оказалось, что далеко не везде органы государственной власти и местного самоуправления представляют опасность этого явления и имеют чёткую программу действий.

В той же Воронежской области установлено, что областная администрация и администрация областного центра не реагировали на участившиеся противоправные действия членов неформальных молодёжных группировок.

Когда ситуация, что называется накалилась, глава областной администрации издал распоряжение "О межведомственной комиссии по обеспечению координации деятельности уполномоченных органов по профилактике и противодействию асоциальным проявлениям в молодёжной среде". Но это распоряжение длительное время оставалось нереализованным. Другое распоряжение "Об усилении работы по профилактике расизма и экстремизма" в значительной части тоже оказалось невыполненным. Только после прокурорского представления областные и городские власти задумались о скоординированном плане действий.

Вместе с тем не все органы и не всегда действуют в таком режиме. В Костромской области, например, прокуроры сами проверили соблюдение требований законности в 45 общественных объединениях. И сразу же обнаружилась масса нарушений. По результатам проверки, по сути за органы Росрегистрации, 14 руководителям общественных организаций объявлены предостережения, внесено 7 представлений, а в отношении 59 организаций в суд были направлены заявления о признании их прекратившими уставную деятельность.

Подобные меры приняли прокуроры в Республике Ингушетия, Краснодарском крае, Тюменской области.

Значительное место в предупреждении национализма и экстремизма по закону отведено органам внутренних дел. И, надо сказать, они проводят немалую работу. Но та же практика показала, что в оперативно-розыскных мероприятиях много формализма. Оперативные работники порой не располагают необходимыми сведениями для того, чтобы упреждать противоправные действия экстремистских группировок и отдельных граждан. Пока органы внутренних дел преимущественно работают в режиме реагирования на свершившиеся факты.

Элементарные просчёты и недостатки допускаются при расследовании уголовных дел. Это - несвоевременное проведение неотложных оперативных и следственных действий, задержка с назначением судебных экспертиз, поверхностные допросы очевидцев экстремистских действий, недостаточные навыки в фиксации и закреплении доказательств экстремистских мотивов.

Просчеты следствия, недостаточная подготовка государственных обвинителей к процессам, особенно с участием присяжных заседателей, иногда приводят к тому, что обвинение в совершении преступления именно по мотивам национальной вражды суду не удается доказать. Тогда преступление квалифицируется как обычное хулиганство или причинение потерпевшим телесных повреждений.

Должен отметить и другое.

До недавнего времени в Генеральной прокуратуре и в прокуратурах субъектов Федерации не было подразделений, которые бы имели самостоятельным предметом надзора соблюдение законности в межнациональных отношениях, на системной основе осуществляли мониторинг ситуации, постоянно держали в поле зрения деятельность ведомств и должностных лиц, призванных заниматься проблемами противодействия экстремизму, ксенофобии и другим проявлениям национализма. Разрозненные проверки, которые время от времени проводились, слабо влияли на общую обстановку.

Сейчас в Генеральной прокуратуре такое подразделение создано. Его главный приоритет -соблюдение законности в сфере межнациональных отношений. Это позволит нам системно подходить к решению накопившихся проблем, на основе надзорной и следственной практике своевременно вырабатывать и вносить в Правительство актуальные предложения по нормализации ситуации.

Мы надеемся, что нам удастся преодолеть отмеченные мной просчеты, сформировать четкий алгоритм надзорных действий, анализ ситуации, выработку необходимых мер по преодолению экстремизма.

Но, повторюсь, преодолеть причинный комплекс экстремизма можно только согласованными усилиями всех институтов российского общества.

Все то, о чем я сейчас доложил - это только основной блок самых крайне необходимых в настоящее время изменений.

В заключение хотел бы сказать, что проблема экстремизма не может быть решена конкретными симметричными ответами на полученные удары, она должна решаться комплексно, на всем пространстве жизнедеятельности государства и общества, начиная с создания условий, при которых внедрение и взращивание такого рода идей становится не возможным.

http://www.genproc.gov.ru/ru/managament/appearances/index.shtml?item_id=69

15.11.2006


Док. 350972
Перв. публик.: 15.11.06
Последн. ред.: 09.08.07
Число обращений: 296

  • Чайка Юрий Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``