В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Казаков: В январе 2005 года в Самарской области будет новый будет новый губернатор Назад
Виктор Казаков: В январе 2005 года в Самарской области будет новый будет новый губернатор
На прошлой неделе произошло много событий в политической жизни страны и Самарской области. В том числе скандал с подсчетом голосов в Сызрани и выборы депутатов законодательных собраний в различных регионах России. Свое отношение к происшедшему высказал депутат Госдумы РФ по Новокуйбышевскому округу Виктор Казаков.

- На этой неделе, комментируя скандальную ситуацию в Сызрани в интервью еженедельнику "Самарское обозрение", вы заметили, что такой исход избирательной кампании стал возможен из-за определенного кризиса областной исполнительной власти. Ситуация в Сызрани действительно носит чрезвычайный характер, но если мы говорим о кризисе, то следует, видимо, вспомнить, что в течение последнего времени сменилась власть во многих районах нашей области, в Тольятти возникло серьезное противостояние между мэром и частью депутатского корпуса. Все это имеет некий общий знаменатель, который вы определили как кризис власти. Как вы считаете, что стало основными предпосылками такого кризиса? Чего здесь больше - объективных или субъективных факторов?

- Налицо причины в равной степени субъективные и объективные. Одной из наиболее ярко выраженных объективных причин стоит считать так называемый "парад суверенитетов", заполыхавший еще во времена Ельцина. Поскольку наше общество не обладало достаточно высокой культурой демократии, отсутствовал и иммунитет к проявлениям откровенного популизма. Зачастую к региональной и муниципальной власти приходил тот политический персонаж, который в ходе выборной гонки успел много пообещать. Выполнил потом он свои обещания или не выполнил, было неважно, победитель ни перед кем не отчитывался. Но, закрепившись во властных структурах, с наступлением очередного электорального эпизода "включал административный ресурс" и нередко вновь проходил сквозь властную ротацию.

Такие издержки механизма демократических выборов позволяли ковать целую плеяду "непотопляемых" мэров и губернаторов. При этом сформировавшиеся в регионах экономические элиты, ориентированные на стабильность местной политической ситуации, вынуждены были учитывать сложившиеся расклады.

"Непотопляемые" персонажи, отслужившие в руководстве пару электоральных периодов, не особо беспокоились развитием подконтрольных территорий и повышением уровня жизни населения. Такие объективные причины, оформленные законодательно и конституционно, стали фундаментом, на котором множились политические "монстры" с набором собственных субъективных причин. Помните, какова была реакция губернаторов, когда появился закон о "третьем сроке"? Засидевшиеся в руководстве персонажи буквально атаковали Конституционный суд, доказывая, что имеют право на очередную выборную попытку. И доказали.

А поскольку ситуация, обусловленная подобным "буйством демократии", отнюдь не способствовала развитию страны, а тем более - экономическим задачам, поставленным президентом, то итогом стала инициатива Владимира Путина о назначении губернаторов. Я уверен, что этот закон будет обязательно принят, и принят своевременно. Более того, региональные законодатели активно поддерживают эту инициативу, и буквально на днях ассоциация законодателей Приволжья одобрила предложение президента.

Вертикаль власти необходимо укреплять, а региональный политический менеджмент должен соответствовать современным требованиям - это очевидно. Я считаю, что инициативу президента необходимо не просто поддержать, но и развить - обозначить срок окончания полномочий недавно избранных губернаторов, а также законодательно закрепить назначения мэров крупных российских городов. Прежде всего - городов с населением более миллиона человек. Поскольку бюджет этих муниципальных образований зачастую превышает бюджет регионов, то руководители этих городов должны назначаться на одних принципах с губернаторским корпусом.

Недавно председатель Центризбиркома Александр Вешняков предложил очень здравую мысль - определить единую по всей стране дату выборов. Я думаю, что это предложение очень взвешенное и явно выстраданное на опыте: во время того самого пресловутого "парада суверенитетов" сроки выборов назначались зачастую крайне опрометчиво.

А сейчас электоральные циклы привязаны к этим первоначальным срокам. Специфика региона, природные условия, местные особенности при этом не учитываются. Поэтому выборы проходят или в разгар половодья, когда сибирские избиркомы на вертолетах гоняются за каждым избирателем, или во время посевной кампании и садово-огородных работ, когда избирателя приходится умолять отойти от свежевскопанной грядки. Можете называть все это объективным или субъективным фактором, но, по-моему, это оголтелый абсурд. Законы должны быть выгодными как для государства, так и для граждан!

- По данным московских источников, наша область в настоящее время занимает одно из первых мест в своеобразном рейтинге политически нестабильных регионов. Согласны ли вы с такой оценкой? Как вы считаете, будет ли этот фактор учитываться при выборе кандидатуры будущего губернатора, которую президент внесет в губернскую Думу?

- Я бы охарактеризовал ситуацию иначе - наш регион стабильно не развивается экономически. При этом предпринимаются попытки доказать, что это и есть та самая желанная стабильность, как экономическая, так и политическая. И предпринимаются настолько усердно, что когда возникают форс-мажорные ситуации, своевременно и адекватно реагировать на них не получается.

Отсюда и возникают политические коллизии, подобные результатам мэрских выборов в Сызрани. При этом собственно результаты не могут оцениваться как показатель политической нестабильности - это просто результат человеческой деятельности, блок различных факторов и политических векторов, пересечение различных интересов. Но выжидательная позиция властей на уровне "авось саморассосется!" - это уже показатель. В самой мягкой оценке - показатель политического невнимания регионального менеджмента. Я думаю, все эти факторы и показатели будут учитываться обязательно, тем более что существуют весьма квалифицированные структуры, которые систематизируют и анализируют информацию о внутрирегиональных процессах.

- Известно, что в качестве возможных назначенцев в настоящее время, по крайней мере здесь, в Самаре, рассматриваются восемь претендентов, которые еще до президентских инициатив заявили о своем намерении участвовать в выборах. Однако в последнее время в коридорах губернской власти все чаще звучит мнение, что с большой долей вероятности президент может предложить "варяга", не связанного никакими обязательствами с местными элитами. Насколько, по-вашему, вероятен такой вариант? И если он вероятен, кто, на ваш взгляд, может быть предложен на пост губернатора Самарской области?

- Предполагаю, что под так называемым "списком претендентов" нужно понимать персоналии, уже определившиеся как региональные лидеры. Стоит предположить, что так можно обозначить Титова, Сазонова, Мокрого, Казакова, наконец... Я уверен, администрация президента уже определила набор фигурантов этого "списка", но навряд ли выбор на каком-либо отдельном персонаже уже остановился. Более того - нет и четкого решения по этому вопросу.

Я уверен в одном - не позднее декабря появится закон о назначении губернаторов. В течение двух недель рассматривается кандидатура, и президент принимает решение. То есть в январе 2005 года в Самарской губернии будет новый губернатор. Надеюсь, действующий губернатор благоразумно уступит ему свое место.

- Будучи депутатом Госдумы, вы постоянно работаете в своем округе, и вам наверняка известна реакция простых людей на те политические процессы, которые происходят в стране и области. Какова она?

- Если говорить о сентябрьских инициативах президента, то простые люди, как мне кажется, поняли ситуацию моментально, в отличие от некоторых политических лидеров и популистов. Им понятно, что руководит страной тот, кто назначает нижестоящих руководителей, а не тот, кто ищет поддержки у независимо избранных губернаторов. Но людей больше интересуют социально-экономические шаги правительства, например, "монетизация" льгот. У жителей сельских районов эта реформа нашла понимание - в отличие от городских льготников, они никогда не могли полностью реализовать предоставляемые им возможности. Теперь получат причитающееся деньгами и потратят деньги по собственному разумению. Это будет солидный довесок к пенсии.

- Существует такое мнение, что партия "Единая Россия", позиционировавшая себя как партия политического центра, в последнее время в силу вполне объективных причин сместилась вправо, и занять ее прежнее место может "Родина" Дмитрия Рогозина. При этом регионы страны могут разделиться по "партийному приоритету" (аналогичная ситуация в США - там в одних штатах сильны позиции демократов, в других - республиканцев) - в одних регионах будут сильны позиции "Единой России", в других - "Родины". Известно ли вам что-либо о таком проекте? Если да, то как вы считаете, какова будет "партийная принадлежность" нашей области?

- В политической борьбе выживает лишь та партия, которая полноценно отражает интересы народа и своими действиями доказала, что достойна народной поддержки. Расчертить карту России, обозначить зоны партийного влияния и карандашиками отметить "партийную принадлежность" регионов - такие завиральные идеи могут возникнуть лишь в головах каких-нибудь кабинетных демагогов, совершенно оторванных от жизни. Давайте доведем ситуацию до абсурда: закрасим Самарскую губернию "триколором", заявим, что ее население - поголовно "единороссы" и будем наслаждаться жизнью, ничего не делая. Для того, чтобы люди уважали общественное движение или партию, необходимо неустанно работать, защищать интересы страны, региона, каждого отдельного россиянина. И защищать согласно партийной программе.

И лишь тогда, когда мы убедимся, что сумели защитить интересы каждого жителя Самарской области и выполнить все свои обязательства перед избирателями, мы сможем взяться за карандаши и заняться партийным художеством. Но я не сторонник однообразия и единомыслия - быть может, не стоит делать из отдельно взятой области единую однопартийную систему?

- Как вы оцениваете результаты недавних выборов в законодательные собрания трех российских регионов - Сахалинской, Тульской и Иркутской областей? Напомню, что по партийным спискам "Единая Россия" набрала там непривычно скромное число голосов, а на Сахалине "партия власти" вообще уступила первое место местному движению, тесно связанному с "Родиной"?

- Прежде всего, надо отметить, в этих регионах очень агрессивно вели избирательную кампанию те движения, которые не смогли в прошлом году закрепиться в Государственной Думе. И они бросили все силы на то, чтобы взять реванш в региональных законодательных собраниях. Знаете, неудачи порой очень воодушевляют. А местные "единороссы", возможно, не сумели сконцентрироваться или даже расслабились после триумфа на выборах в Госдуму.

Я не знаю точной ситуации и партийного расклада в этих регионах, поэтому оценивать результаты выборов на Сахалине просто не берусь. Эксперты "Единой России", я уверен, изучат ситуацию и назовут ошибки.

Мне лично пока и в Самарской губернии, в своем Новокуйбышевском избирательном округе забот хватает...

Игорь ШЕВАРОВ



Репортёр, Город: Самара

Дата: 15 октября 2004

Док. 350755
Перв. публик.: 15.10.04
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 272

  • Казаков Виктор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``