В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Казаков: Тонкая настройка рынка нефти Назад
Виктор Казаков: Тонкая настройка рынка нефти
С января будущего года Минфин РФ обещает очередные налоговые новшества. В частности - обложить повышенными сборами "сверхдоходы" нефтяников. Возможные последствия изменения налоговой ставки на добычу полезных ископаемых оценивает Виктор Казаков, заслуженный нефтяник России, член комитета Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию:

- Россия, несомненный мировой лидер в добыче углеводородного сырья, резко отстает от большинства промышленно-развитых мировых держав по совокупному выпуску продуктов переработки нефти и газа.

Ситуация в переработке сырья крайне сложная - российские компании не в состоянии использовать естественные преимущества. В итоге на одну тонну произведенного этилена в США приходится 15 тонн нефти, в России -196 тонн. Наша страна, богатая природными ресурсами, не выдерживает современной динамики развития индустрии переработки углеводорода. Мы всего лишь замыкаем двадцатку стран -крупнейших химпроизводителей.

Мало того, что российские производители пасуют перед конкурентами на мировом рынке, отечественный нефтехимический комплекс не в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка.

В октябре комитет Госдумы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям провел парламентские слушания на тему "О законодательном обеспечении развития химической и нефтехимической промышленности". Впервые за десять лет Госдума обратила внимание на российский нефтехимический комплекс.

Докладчики обозначили наиболее острые проблемы нефтехимического комплекса. В основном они характерны для российской промышленности вообще - прежде всего это изношенность и технологическая отсталость оборудования, а также дефицит инвестиций. Но один пункт из общего кризисного перечня просто поражает - отечественным нефтехимическим предприятиям не хватает углеводородного сырья, попутного нефтяного газа! Факт парадоксальный, но он лишь подчеркивает то, что российские промышленники смирились с тем, что страна превратилась в источник сырья для соседей, обладающих более высокими технологиями.

Все это говорит о том, что настало время не просто разработать и принять комплекс законов для поощрения развития нефтедобывающей и нефтехимической промышленности, для модернизации перерабатывающих предприятий - такие законы обязательно будут приняты,

- но и вплотную заняться регулированием экономики. И выработать четкую концепцию развития промышленности с учетом взаимной интеграции всех ведущих отраслей. Законодательно обозначить принципы, которые будут стимулировать ведущие сырьевые и энергетические компании России к вложению капиталов в перерабатывающую промышленность.

Нынешняя задача депутатов Госдумы -обеспечить оперативную разработку и принятие пакета законов, позволяющих снять налоговое бремя с компаний, активно занимающихся инновациями, обеспечить систему государственных дотаций, особенно для производителей минеральных удобрений. Разработать прозрачную систему государственных гарантий для экспортеров продукции отечественных перерабатывающих предприятий. В ближайшее время эксперты Госдумы направят в правительство рекомендации по разработке концепции развития нефтехимической отрасли до 2010 года, которая в том числе предполагает схему снижения акцизного и налогового бремени при учете инвестиций компаний в развитие нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности.

В государственной стратегии научной инновационной деятельности необходимо учитывать и нормы рентабельности. Поэтому бизнесменов пока не особо привлекают свежие высокотехнологичные исследовательские и конструкторские разработки. И это стратегическая ошибка - необходимо выработать четкую законодательную схему поощрения внедрения новых технологий. Например, ввести дифференциацию налогообложения, которая бы учитывала экономические условия на различных стадиях реализации проектов. В идеале это индивидуальный подход к каждой компании при определении объема платежей по недропользованию.

Существующая единая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) не стимулирует разработку сложных месторождений. В итоге крупные нефтяные компании качают нефть там, где ее легче взять, отказываясь от проблемных месторождений. И Министерство финансов "грозит" очередной коррекцией системы налогообложения нефтяной отрасли, в частности налогом на дополнительные доходы от добычи углеводородов. В проекте этот налог должен стимулировать инвестиции в новые месторождения, поскольку величина налогообложения будет зависеть от соотношения затрат на разработку месторождения и доходов, которые компания получает от его эксплуатации. Вопрос лишь в том, будет ли работать этот механизм и вызовет ли он всплеск инвестиций?

А вопрос инвестиций крайне важен. Необходимо срочно вкладывать средства в перевооружение существующих мощностей. И вкладывать деньги в увеличение добычи нефти и развитие геологоразведочных работ, транспортной инфраструктуры. По оценке экспертов, минимальные ориентировочные уровни требуемых инвестиций в нефтяной сектор до 2020 года - не менее 200 млрд долларов, из них в добычу нефти - 155-160 млрд, в переработку - не менее 19 млрд, в транспортировку нефти - около 27 млрд долларов.

Основным источником капитальных вложений в модернизацию могут быть только собственные средства компаний. При освоении новых районов добычи предполагается также привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования. Хотя в перспективе до 25-30% общего объема инвестиций может составить заемный и акционерный капитал. Но гарантированное обеспечение нефтегазовой отрасли достаточными инвестиционными ресурсами возможно только при стабильности и предсказуемости на мировых рынках нефти, в том числе и установление справедливой цены на нефтяное сырье, учитывающей долгосрочные интересы производителей и потребителей нефти.

Нефтяную экономику, несомненно, нужно регулировать политически. Но очень осторожно: при росте экспортной пошлины и увеличении ставки налога на добычу полезных ископаемых не исключено, что для сохранения уровня рентабельности нефтяные компании будут стремиться к большему преобладанию в своей деятельности экспортной составляющей, обедняя тем самым внутренний рынок нефтепродуктов. А очередной стремительный взлет цен на такой ценообразующий продукт, как бензин, грозит лишь всплеском инфляции.



Журнал, Город: Москва

Дата: 01 ноября 2004

Док. 350752
Перв. публик.: 01.10.04
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 259

  • Казаков Виктор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``