В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Лихачев: `Государственная Дума четвертого созыва - очередной шаг в становлении российской демократии` Назад
Алексей Лихачев: `Государственная Дума четвертого созыва - очередной шаг в становлении российской демократии`
Ровно год назад, 7 декабря 2003 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы четвертого созыва. О том, каким был этот год и чего удалось достичь депутатам, в интервью Нижегородскому телеграфному агентству рассказывает парламентарий с пятилетним стажем, заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, член фракции "Единая Россия" Алексей Лихачев.

- Алексей Евгеньевич, поздравляем вас с годом избрания в Госдуму. Каковы итоги этого года? Что удалось сделать?

- Госдуме исполняется первый год, который, как правило, для парламентариев самый сложный. В этот период происходит распределение портфелей, "неформальное притирание" депутатов друг к другу и к руководству, вхождение Госдумы во взаимодействие с другими ветвями власти. Хотя считается, что первый год должен проходит с наименьшей отдачей, тем не менее говорить о законодательных достижениях можно уже сейчас.

Я бы разделил законотворчество на три блока: законопроекты уже вступившие в силу, законы, находящиеся в процессе обсуждения и рассмотрения, а также законы, о которых большинству народонаселения пока неизвестно.

Одно из немаловажных достижений Думы этого созыва - это введение так называемого нулевого чтения, при котором депутаты работают с авторами законов. В результате нулевого чтения, корректируя законопроект, депутатам удается дальнейший, безболезненный вариант прохождения закона.

- Какие законы, принятые Госдумой, или находящиеся в обсуждении, вы считаете наиболее важными?

- На мой взгляд, существуют пять позиций, которые в Госдуме в минувшем году оказались приоритетными, и вокруг которых бурлило общественное мнение.

Первый - это реформа государственной власти и укрепление российского государства. Наиболее значимая принятая инициатива - изменение принципов избрания губернаторов, и изменение формирования Госдумы.

Второй блок - экономика, крайне широкое поле законотворческой деятельности Государственной Думы. Мы приняли ряд важных законопроектов: это закон о лицензировании, либерализирующий российское экономическое пространство, внесенные поправки в Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе, создающий в мире имидж европейской страны с прозрачной внешнеэкономической системой.

Позитивно на имидже страны отразилось расширение соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом и ратификация Киотского протокола, как одного из базовых в современной экономической жизни мирового сообщества.

Открою маленький секрет: сейчас в Госдуме находится еще целый ряд поправок к Таможенному законодательству, Кроме того, готов законопроект о калининградской особой экономической зоне, на базе которого можно будет в дальнейшем совершенствовать российское законодательство касательно свободных экономических зон на территории России.

Третий блок - социальная сфера. Это одна из наиболее спорных позиций на сегодняшний день. Россияне пока очень болезненно отреагировали на принципы монетизации льгот, народ привык, что от государства ничего хорошего ждать не приходится, поэтому задача власти - не только принять закон, но и в момент реализации в следующем году показать его пользу.

Социальный блок законов, связанных с жильем - это наиболее бесспорное наше достижение. Тем самым мы завершаем нашу жилищную революцию, жилье в результате этого должно стать более доступным и более дешевым. Ипотека должна быть дешевой и доступной и для бюджетников, и для военных. Я считаю, что это своего рода жилищный прорыв и проблема, которая волнует до 90% населения России, начинает сдвигаться не на словах, а начинает сдвигаться не на словах, а на деле.

Очень тяжело идет дискуссия с Правительством, порой переходящая в спор, по поводу поэтапного повышения минимального размера оплаты труда. Пока удалось лишь добиться решения о повышении МРОТ с первого января на 20% (с 600 до 720 рублей). Но этого мало, необходимо вывести МРОТ на уровень потребительской корзины, на уровень прожиточного минимума.

Следующая позиция - бюджет, главная стратегическая задача Госдумы. Стоит отметить, что бюджет впервые честный. И реформы в социальной сфере позволяют нам просчитать, какое количество денег придет к каждому конкретному человеку. Будь то ветеран, инвалид или пенсионер.

Удалось добиться того, чтобы ставки бюджетников повысились не на 20% с первого января, как запланировало Правительство, а на 30% в течение года. Но мы до сих пор говорим, что это мало, это лишь индексация той инфляции, которая была в 2004 году и которая будет в 2005. Мы будем наставить на дальнейшем повышении МРОТ и зарплаты бюджетников. Конечно, бюджет - это закон, и он вступит в силу с 1 января 2005 года, но многие вопросы в нем до конца не ясны и мы будем возвращаться к финансовуму документу России ежемесячно. Кроме того, планируется ежеквартальная корректировка в сторону увеличения количества социальных затрат.

Пятый момент - это острейший вопрос, который еще не получил общественного обсуждения, но по которому ведутся острейшие дискуссии в самой Думе. Это подготовка к рассмотрению закона о формировании агропромышленного рынка. Полностью исчерпала себя система полного финансирования и субсидирования сельского хозяйства, мы прикладываем все силы, чтобы начать рассмотрение этого закона уже в декабре этого года.

-Вы работаете в Думе пять лет. Четвертый созыв нижней палаты парламента отличается от предыдущих?

- Что касается состава Думы, то он отличается от предыдущего и по принципу организации, и по внешнему виду. Я считаю, что несмотря на внешнюю организованность, Госдума этого созыва не так управляема, как это может показать на первый взгляд. Таким образом, нынешняя Дума - это очередной шаг в становлении российской демократии. А первый год подтверждает, что, несмотря на фатальный перевес одной из фракций, дума может конструктивно работать и рождать качественные законопроекты.

- Алексей Евгеньевич, расскажите о планах на следующий год. Какие задачи стоят перед Думой?

- Без сомнения в следующем году стоит несколько стратегических задач. Уже в первом полугодии необходимо доделать законопроекты, связанные с реформой госвласти. Принять и запустить закон об общественных палатах.

С точки зрения экономики, стратегическая линия - дальнейшая либерализация экономических процессов и развитие государственного сектора не вообще, а вокруг решения государственных задач. То есть, госсектор должен работать не как государственный бизнес, а как практический механизм решения государственных задач.

Должен быть принят закон о конкуренции, который даст государству с одной стороны рычаги регулирования естественных монополий, а с другой стороны будет бить по рукам самому государству, которое начинает лезть в конкурентную среду.

Этот год будет переходным для социальной реформы, мы опробуем целый ряд механизмов, и в следующем году принцип монетизации льгот будет базовым. Я настаивал и буду настаивать, чтобы кроме принципа монетизации у человека был выбор: брать ему деньги, прописанные в законе, или же получать подтвержденные документами льготы в натуральном виде.

Кроме того, мы должны заставить заработать жилищные законы, а так же начать искать подходы к решению проблем нового подхода к решению вопроса села. Не решать эту проблему на сегодняшний день - это преступление.

В следующем году останется вопрос преемственности нашей тематики этого года. В трех словах можно обозначить три направления: укрепление государства, либерализация экономики и введение в жизнь большего количества общественных механизмов.



НТА,

7 Декабря 2004

Док. 350493
Перв. публик.: 07.12.04
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 421

  • Лихачев Алексей Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``