В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Козак: `На Юге России можно завершить `контр` операцию и начать операцию `за` - за развитие: политическое, экономическое, социальное` Назад
Дмитрий Козак: `На Юге России можно завершить `контр` операцию и начать операцию `за` - за развитие: политическое, экономическое, социальное`
В конце января в столице Германии Берлине работала традиционная международная выставка-ярмарка "Зеленая неделя". Из 34 российских регионов, принявших в ней участие, 11 представляли Южный федеральный округ (ЮФО). Как правило, сельхозтоваропроизводители ждут от "Зеленой недели" новых инвестиционных перспектив, расширения деловых контактов на мировых рынках. Оправдались ли их надежды? Насколько привлекателен сегодня ЮФО для инвесторов? Об этом и многом другом, возвращаясь в Ростов-на-Дону по завершению "Зеленой недели", на борту самолета в эксклюзивном интервью корреспонденту агентства "Интерфакс-Юг" рассказал полномочный представитель Президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак.
Корр.: - Дмитрий Николаевич, как в целом Вы оцениваете участие представителей ЮФО в "Зеленой неделе"?
Д.Козак: - Очень высоко. "Зеленая неделя" показала, что агропромышленный комплекс Юга России со своим природным и человеческим потенциалом может конкурировать с сельхозтоваропроизводителями Европы. И на международной выставке- ярмарке нам удалось продемонстрировать те успехи, которых добились представители аграрного сектора Юга России - участники выставки. Мы еще раз имели возможность убедиться, что в сельском хозяйстве, как и в других сферах экономики, нужны тщательно проработанные стабильные экономические и организационные механизмы, которые востребуют этот бесценный потенциал, обеспечат массовое проявление творческой предпринимательской инициативы сельских жителей региона.
- А каковы впечатления от представленных на выставке экспозиций субъектов Федерации, находящихся в пределах ЮФО - республик Северного Кавказа, краев и областей?
- Чуть больше, чем за полугодие, это четвертый форум такого масштаба. Два из них состоялись в России, два прошли за рубежом. Их полноценными участниками были представители практически всех регионов ЮФО. Для многих субъектов чуть больше полгода назад состоялся только первый опыт участия в таких мероприятиях. Сегодня, во-первых, хочу подчеркнуть, что с каждым разом существенно возрастает профессионализм подготовки проектов, умение представлять и продвигать эти проекты и производимую в регионах продукцию. Во-вторых, мы приобретаем все больший опыт и уверенность в том, что можем достойно представлять регионы, можем многое в этом плане сделать. И в-третьих, это дополнительный аргумент о том, что на Северном Кавказе живут и работают толковые трудолюбивые профессионалы, которые могут качественно организовать и поставить любое дело. Сегодня важно выстроить эффективную систему управления, чтобы у региональных и местных властей был мощный стимул к этому. Речь идет не только об обычном материальном стимулировании: де, будете хорошо работать - вам денег заплатят больше. Такое стимулирование также необходимо, но это только один из элементов. Территория, которая демонстрирует высокие темпы экономического роста и повышения качества жизни граждан должна получать дополнительное финансовое поощрение из вышестоящего бюджета. В то же время независимо от темпов роста регионы и муниципалитеты, которые решают относящиеся к их ответственности социальные вопросы, проблемы жизнеобеспечения территорий за счет собственных ресурсов должны иметь большую степень свободы и самостоятельности, чем те, которые живут за счет дотаций, т.е. за счет других территорий. Уравниловка здесь губительна, она порождает иждивенчество. Эти механизмы должны быть гласными, прозрачными и для всех предсказуемыми. Для региональных и местных руководителей стимул состоит в том, чтобы уровень их политической комфортности был дифференцирован в зависимости от эффективности управления, чтобы они ощущали постоянное общественное давление в направлении достижений конкретных конечных результатов во всех сферах, в которых они обладают властным влиянием - и в экономике, и в политике, и в социальной сфере. Тогда все будут по крупицам собирать лучший опыт организации дела, сами изобретать механизмы, обеспечивающие максимально эффективное использование государственных ресурсов, создание благоприятных условий для проявления предпринимательской инициативы, привлечения инвестиций. Практическое участие в форумах такого формата - это как бы материальное доказательство того, что мы умеем работать, можем решать любые задачи. Кстати, хотелось бы напомнить, что не так давно, каких-то сто пятьдесят лет назад, значительная часть Альпийской Европы применительно к тем историческим условиям представляла своего рода Северный Кавказ. Последовательное внедрение адекватных экономических и политических механизмов государственного и общественного обустройства привели регион к миру и процветанию. Это не значит, что мы должны сложа руки ждать сто пятьдесят лет. Уровень развития человеческого потенциала на Северном Кавказе, несомненно, на порядки превосходит тот, который был в Европе в позапрошлом веке. Уверен, что только последовательное и даже жесткое применение в нашем регионе оправдавших себя исторической практикой правил человеческого общежития приведет его к миру и процветанию уже при нашей жизни.
- Сложилось мнение, что одной из главных задач для Вас на пресс-конференции, которую Вы дали в Берлине совместно с министром сельского хозяйства РФ Алексеем Гордеевым, было доказать, что Северный Кавказ сегодня уже не тот, которым был еще недавно, когда о нем в основном говорили, как о зоне конфликтов.
- Это правда. Дело в том, что общественное мнение во многом инерционно. Действительно, на протяжении полутора десятка лет мы говорили, и часто - оправданно, о том, что Юг России - это нестабильный регион, где проводится контртеррористическая операция. Но ситуация-то меняется. На Юге России сложились условия, когда можно завершить "контр" операцию и начать проводить операцию "за" - за развитие: политическое, экономическое, социальное. Эффективные действия правоохранительных сил привели к подавлению в основном откровенно бандитских террористических организаций. Во власти в регионах все больше появляется новых, современно мыслящих людей, которые понимают, что очень важен честный, откровенный диалог власти и граждан, что только лобовыми административными методами и бюджетными вливаниями управлять экономическим развитием невозможно, что задача власти - создать условия для предпринимательства и добросовестной экономической инициативы. Вот тогда ситуация в регионе и начала стабилизироваться. Сузилась социальная база для экстремизма. Люди больше поверили, что они могут самореализоваться в экономике, в политике, в других сферах в рамках цивилизованных правил экономической и политической конкуренции. Об этом свидетельствует позитивная динамика изменений общественного мнения в 2005-2006 годах. Это, а также анализ объективных экономических процессов в регионе, криминогенной обстановки привели нас к пониманию, что сегодня мы можем уже с полной ответственностью заявить: Юг России - регион, где созданы достаточные с точки зрения инвестиционного климата в Российской Федерации условия для того, чтобы работать, зарабатывать, принимать инвесторов и гостей. Первым стал форум в Санкт-Петербурге, где мы предложили бизнесу инвестиционные проекты в их классическом понимании. Мы ни у кого не просили просто дать денег, как нередко бывало раньше. Региональные власти может быть впервые в таком масштабе предложили зарабатывать в этом регионе страны. И диалог пошел! Этот диалог имеет взаимное влияние. Инвесторы проявляют живой интерес к региону, особенно после сочинского экономического форума. В то же время диалог с бизнесом налагает на органы власти особую ответственность и с точки зрения профессионализма подготовки инвестиционных предложений, и с позиций обеспечения соответствия реальных условий заявленным лозунгам. Если проследить от Петербургского форума через Сочи и Пекин до Берлина инвестиционные стенды Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, других регионов, то увидите, что по профессионализму и качеству их подготовки между ними огромная положительная разница. Если такими же темпами будут происходить позитивные изменения условий для предпринимательства в регионах, результат не заставит себя ждать. Очень важно делать ставку не только и не столько на экономические форумы, на привлечение внешних инвестиций. Самое главное - это создать реальные условия, прежде всего для экономически активных людей, которые проживают на юге страны. А их здесь немало. Когда эти люди, которые проживают в Дагестане, в Ингушетии, в Кабардино-Балкарии, в Чечне, которые имеют, может быть, небольшие деньги, но будут готовы вложить их в дело, рискнуть ими, поняли, что в регионе можно жить и работать, что их не обдерут, как липку, что их права, как предпринимателей, защищены, тогда придут и внешние инвесторы. Да, сегодня важно дать объективную информацию о ситуации на Северном Кавказе. Но ни в коем случае недопустимо что-либо приукрашивать, заниматься только пиаром в худшем смысле этого слова. Да никакой пиар не поможет, если не создать реальных условий для бизнеса! Обманутые ожидания, несбыточные надежды рано или поздно обернутся худшими последствиями, которые преодолеть будет значительно сложнее, чем сегодняшние стереотипы. Конечно, сегодня у нас еще очень много проблем - как и во всех других регионах России. Нужны дальнейшие практические шаги по устранению избыточных административных барьеров, преодолению коррупции, обеспечения объективности и беспристрастности судебной и правоохранительной системы, повышению доверия к ней. Необходимо расширение зоны ответственности руководителей территорий с одновременным существенным совершенствованием механизмов такой ответственности. Ни один регион те базовые, ключевые проблемы инвестиционного климата, благоприятной предпринимательской среды самостоятельно решить не в состоянии. Соответствующий климат во многом создают федеральные органы, работающие на территориях, и, следовательно, ответственность за это несут федеральные органы исполнительной власти. Механизмы их ответственности за развитие каждой из 88 территорий придумать значительно сложнее, чем в отношении региональных и местных властей. И все-таки в целом каждый из регионов на Северном Кавказе сегодня в чуть большей или в чуть меньшей степени, но уже соответствует среднестатистическому региону страны. И с таким же успехом, как в большинство из них, можно вкладывать деньги и в экономику абсолютного большинства субъектов федерации ЮФО.
- Дмитрий Николаевич, нет ли здесь у северокавказских республик некоего преимущества, как у своего рода непаханой целины, которая некоторое время вообще не была задействована в инвестиционном процессе?
- Эта "непаханая целина" - это одновременно беда территорий, так как именно этим обусловлено их экономическое отставание. Но для потенциальных первых инвесторов - это преимущество. Оно в том, что экономическое пространство здесь еще не занято конкурентами. Не секрет, что в некоторых регионах ЮФО инвесторов беспокоят проблемы как личной безопасности, так и безопасности бизнеса, что связывается с коррупцией в чиновничьей среде на местах. Проблем личной безопасности сегодня на Северном Кавказе значительно меньше, чем в среднем по стране. Об этом упорно свидетельствуют факты. Уровень общеуголовной преступности - преступлений против личности, уличных преступлений, краж личного имущества и других здесь на 40-60% ниже, чем среднероссийский. Другое дело - коррупция. О масштабах этого явления судить трудно. Криминальная статистика здесь не помощник. Это латентные преступления. Согласно опросам граждан, масштабы ее велики и это одна из главных озабоченности людей. И это проблема не только Северного Кавказа. Как только коррупция перешагивает какие-то пороговые значения, она перечеркивает все усилия государства по созданию благоприятной среды для развития экономики. В условиях масштабного распространения этого явления многие официально провозглашаемые решения и процессы в государственной и общественной жизни на практике существенно искажаются. Это делает власть в глазах людей нечестной и несправедливой. Когда власть становится привлекательным источником легкого личного обогащения, она становиться предметом нецивилизованной борьбы между различными группировками и кланами. Все это один из механизмов формирования социальной почвы для экстремизма.
- Вы верите, что это можно победить на Кавказе с его своеобразными вековыми традициями?
- Нет здесь такой традиции. Во всяком случае, это не народная традиция, а традиция той все-таки довольно узкой группы лиц, кому это выгодно. Они ее и культивируют. Выгодна она нечестным чиновникам и криминалу, мафии, которым так легче реализовывать свои преступные планы. Люди как раз наоборот считают, что это один из основных отрицательных факторов качества их жизни. Что касается преодоления коррупции, то абсолютная победа вряд ли возможна. Во всяком случае такая возможность ни одним государством на практике не подтвердилась. А вот существенно уменьшить ее масштабы возможно и абсолютно необходимо. Необходимо как с точки зрения экономического, так политического развития общества и государства, а главное - для того, чтобы защитить от преступных посягательств и бюрократического произвола права и законные интересы миллионов простых граждан. Рецепты? Они общеизвестны и апробированы мировой практикой. Главное - максимальная прозрачность власти. Она обеспечивается демократической политической системой со всеми ее атрибутами. Это и тщательно продуманные и законодательно закрепленные правила добросовестной политической конкуренции. И механизмы, обеспечивающие свободу и ответственность СМИ. Это взаимоконтроль различных ветвей, уровней и органов власти, эффективный контроль за соблюдением правил прохождения государственной службы, в том числе в правоохранительной и судебной системах. Упразднение избыточных функций власти и обеспечение прозрачности процедур принятия властных решений и многое, многое другое. Все это наработано мировой цивилизацией. Необходимо эту практику переварить и все лучшее последовательно и скрупулезно внедрить в нашу сначала правовую систему, а затем реализовать в реальной жизни. Мы много любим рассуждать о кавказской или российской традиции взяточничества и правового нигилизма. Так вот, в тех странах, где такой традиции как бы нет, действуют просто драконовские по сравнению с нами антикоррупционные правила. Не только и не столько с точки зрения суровости наказания, а с точки зрения вышеназванных механизмов, обеспечивающих прозрачность власти и прозрачность прохождения службы во властных структурах. Как представляется, это ключевая проблема нашего развития. И чем больше на практике, без иллюзий, без пустых призывов и заклинаний будем стремиться к победе над этим злом, тем выше будут темпы нашего развития. Уверен, если сегодня мы внедрим весь набор эффективно действующих в странах с развитой рыночной экономикой антикоррупционных механизмов, тогда по динамике в экономике мы сможем выйти на ведущие позиции в мире. Юг России - богатый регион. Я думаю, если ко всему приложить человеческие разум и волю, то начнут отступать эти якобы имеющиеся дурные традиции, заработают человеческие руки и результат не заставит себя ждать уже при нашей жизни.
- Дмитрий Николаевич, если вернуться к пресс-конференции, то каковы ваши впечатления от общения с немецкими журналистами? Оправдали ли наши коллеги ваши ожидания или отделались дежурными вопросами?
- Нет, их вопросы дежурными я бы не назвал. Наоборот, это были самые острые вопросы, которые их волнуют. Они, может быть, нас уже не волнуют - с точки зрения известной нам реальности. Но те вопросы, которые задавали на пресс-конференции немецкие журналисты, как раз были обусловлены теми стереотипами, что сложились за последние полтора десятка лет. Особенно в отношении ситуации на Северном Кавказе. На них не сложно было отвечать.
- И еще один вопрос - по инвестиционному потенциалу ЮФО. Какой бизнес должен сюда прийти, чтобы получить наиболее быстрые результаты? Какой бизнес может рассчитывать на долгосрочные вложения финансов?
- Мы возвращаемся с "Зеленой недели". Агропромышленный комплекс Юга России самый развитый в стране. Но есть и огромный потенциал для его дальнейшего развития. Нужны инвестиции, новые технологии, которые в сочетании с отличными природными и климатическими условиями, значительными трудовыми ресурсами, достаточно развитой транспортной инфраструктурой могут дать замечательный экономический результат. Если говорить о природных конкурентных преимуществах Юга России, то у нас есть нефть, у нас есть газ, у нас есть ценные породы камня, есть сырьевая база для производства цемента и всех его производных. У нас есть ценные породы леса, из которых можно производить великолепную мебель. Многие из этих ресурсов сегодня не освоены, как говорится, и лежат под ногами. Да и существующие добывающие и перерабатывающие предприятия нуждаются в инвестициях. В Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, Краснодарском крае, в некоторых регионах северокавказских республик в достаточной степени развита промышленность, где имеются квалифицированных трудовые ресурсы, способные обеспечить высокотехнологичные производства. Совсем недавно в Ингушетии, например, был запущен завод по производству современной радиоэлектронной продукции. То есть, Юг России с точки зрения природных условий и человеческого потенциала сегодня производит и может производить сельхозпродукцию, стройматериалы, продукты газонефтехимии, комбайны, трактора, вертолеты, радиоэлектронику и многое, многое другое. Весь инвестиционный потенциал региона вряд ли можно более или менее детально обрисовать в пределах времени нашего перелета.

http://www.ufo.gov.ru/about/about3/1359.html
www.interfax.ru,05.02.2007


Док. 350464
Перв. публик.: 05.02.07
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 447

  • Козак Дмитрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``