В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Коротков: `Электронная Россия: проблемы и перспективы` Назад
Андрей Коротков: `Электронная Россия: проблемы и перспективы`
Интернет-конференция
Первого заместителя Министра Российской Федерации
по связи и информатизации
Андрея Викентьевича Короткова

Коротков А.В.26 июня в 11:00 по московскому времени началась Интернет-конференция Первого заместителя Министра Российской Федерации по связи и информатизации Андрея Викентьевича Короткова.

В интернет-конференции принимают участие: член Наблюдательного Совета, Председатель Экспертного Совета ПРИОР Юрий Евгеньевич Хохлов, директор компании "Гарант" Першеев Дмитрий Викторович, вице-президент Rambler Internet Holding Засурский Иван Иванович, директор компании "Гарант-Интернет" Солдаткин Алексей Евгеньевич, главный редактор журнала "Законодательство" Наталья Викторовна Ткаченко.

К началу конференции было получено свыше 100 вопросов.

Ведущий Интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (компания "Гарант").
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я с удовольствием представляю гостей и участников нашей конференции.

Интернет-конференция проводится компанией "Гарант". Здесь присутствует ее директор - Дмитрий Викторович Першеев; компанией "Рамблер-Интренет-Холдинг", здесь - Вице-Президент компании Засурский Иван Иванович и компанией "Гарант-Интернет", ее директор - Солдаткин Алексей Евгеньевич. Для вступительного слова я предоставляю микрофон Засурскому Ивану Ивановичу.
И.И. Засурский: Спасибо! Очень приятно увидеть вас всех здесь!

Необходимо сказать, что эта конференция - теперь далеко не первая интернет-конференция, которую мы организовываем совместно с компаниями "Гарант" и "Гарант-Интернет".

Мы очень довольны этой серией инициатив, потому что очень важно, чтобы высшие государственные чиновники страны имели возможность отвечать напрямую на вопросы людей, которые у них возникают.

Я хочу поприветствовать людей, которые сегодня пришли к нам и сказать, что за все то время, за которое мы проводим интернет-конференции - для меня эта самая интересная, потому что все, что мы делаем через интернет, касается и Интернета тоже.

Сегодняшняя тема - "Электронная Россия" - очень важная программа, от которой очень много что зависит. Я очень признателен нашим партнерам, очень признателен нашим гостям за то, что они нашли время и, соответственно, передаю слово ведущему. Спасибо!

Ведущий: За неделю интернет-аудитория предоставила множество интересных вопросов. Их более сотни. Мы сейчас выбрали наиболее важные из них и хотим предложить их вниманию для наших уважаемых гостей.

Первый вопрос, спрашивает Галина из Москвы: Программа "Электронная Россия" рассчитана до 2010 года. Вы уверены, что через насколько лет меры, намеченные в программе, будут актуальны для реализации? Не секрет, что информационные технологии развиваются очень стремительно.

Коротков А.В.А.В. Коротков:
Добрый день! Я рад приветствовать всех тех, кто находится в зале интернет-пресс-конференции, а также всех тех, кто видит нас сейчас по трансляции на различных сайтах, в том числе на сайте "Гаранта" и сайте "Рамблера"!

Я благодарю за предоставленную возможность обсудить важные темы, которые связаны с развитием информационных технологий здесь, в России, и первый же вопрос, который вы мне задаете, он очень интересен и очень важен! Действительно, технологии развиваются стремительно, и, конечно же, мы не можем предугадать, что будет, как будут выглядеть эти технологии спустя восемь лет, а Программа рассчитана именно на такой срок.

Надо напомнить, наверное, что персональный компьютер-то был изобретен всего двадцать пять лет назад, а пять лет назад я вспоминаю свой первый мобильный телефон - он выглядел, как коробка, которую нужно было носить через плечо, желательно с помощью какого-нибудь товарища! Так что действительно, технологии развиваются стремительно, и я считаю, что уже через 3-4 года десктопы, которые сегодня олицетворяют собой развитие информационных технологий, будут выглядеть совершенно по-другому. Во что они трансформируются, сейчас трудно сказать, хотя, наверно, можно сказать, что это будет что-то среднее между телефоном, записной книжкой или блокнотом для записи. Вот что-то вроде того, на чем можно будет писать, или чему можно будет диктовать, и что будет уже трансформировать ваш голос в текст. Он будет снабжен мощной поисковой машиной, которая будет использовать элементы искусственного интеллекта. Этот прибор, назовем его "коммуникатор", будет подключен к Интернету по высокоскоростному доступу, какой именно технологии, я не могу сказать, но он будет общаться с Сетью. Пользователь, то есть любой из нас гражданин, отдельно взятая личность, будет иметь возможность получить ту информацию, которая ему будет нужна, в любой точке, не особенно задумываясь, что там внутри. Да и в конечном счете, нас это, наверно, не должно особо волновать, если мы не производители этих самых приборов. Я, например, не хотел бы думать о том, что там внутри. Я бы хотел просто иметь возможность общаться, получать ту информацию, которая мне нужна, и быть включенным в единое инфокоммуникационное пространство, или, если вспомнить мое первое образование, а я занимался структурной лингвистикой и был большим поклонником Ю.М. Лотмана, то мы можем говорить, например, о семиосфере. Вот, наверно, жителям этой самой семиосферы - знаковой вселенной - хотелось бы быть с помощью этого "коммуникатора". "Электронная Россия", конечно, не может предугадать все эти технологии, но мы и не старались этого делать, когда занимались описанием общих контуров развития инфокоммуникационных технологий на ближайшую перспективу. Мы пытались действительно задать некие общие параметры. Мы не прописывали, какие нужны будут коммуникаторы, как должна выглядеть конкретно сеть какого уровня.

Коротков А.В.Специалисты нам потребуются для того, чтобы это все могло сложиться, и если вы внимательно почитаете "Электронную Россию", саму Программу, то вы поймете, что действительно там заложен очень большой простор для фантазии. Кроме того, мы очень надеемся на то, что благодаря координации усилий министерств и ведомств, негосударственных организаций, стремительно развивающегося российского инфокоммуникационного бизнеса, мы сможем корректировать показатели Программы "Электронная Россия". И уже сейчас понятно, что нам нужно будет вносить в ее характеристики некие изменения, разбивки по годам, по срокам исполнения тех или иных проектов, и в этом мы видим роль межведомственной комиссии, которая будет в скором времени сформирована.

Поэтому жестких рамок нет, простор для фантазии большой, тема открыта, тема открыта для обсуждения не только в Москве, но и в регионах. Каждый регион сейчас волен выбирать ту модель развития, которая ему интересна, но единственное, что нужно помнить, что нужны единые стандарты, нужны единые подходы, нужно так, чтобы одна программа понимала другую, чтобы мы не изобретали велосипедов в каждом отдельно взятом поселке или деревне, и могли по максимуму использовать тот значительный потенциал, который накоплен уже сегодня отечественными разработчиками, и, тем более, будет накоплен за время исполнения этой программы. Вот, собственно, и все.

Ведущий: Спасибо, Андрей Викентьевич! Следующий вопрос задает Иван из Москвы: Существуют ли аналогичные программы в развитых странах или информатизация общества в этих странах идет естественным путем?

А.В. Коротков:
Программы такие существуют во многих странах. Совсем недавно, с 18 по 21 июня, я принимал участие в заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам Информационных технологий и Информационного общества и я хочу сказать, что было 77 выступающих из разных стран. Начиная с африканских стран, и заканчивая самыми передовыми и развитыми, продвинутыми странами в сфере информационных технологий. И все говорили, что аналогичные программы существуют, что разные средства на эти программы затрачены: кто-то ищет помощи на стороне, кто-то надеется на собственные силы. Но понятно уже одно, что те самые "цифровые разрывы" или "цифровые пропасти", то, что описывается английским термином "digital divide", это - не самостоятельная проблема. Она глубоко взаимосвязана с проблемами экономического неравенства, которое складывается в мире, и информационные технологии способны строить мосты между этими возникающими разрывами, они повернуты во благо всего человечества, поэтому те страны и те бизнесы, которые располагают возможностями для продвижения своих технологий, они щедро делятся этими технологиями с другими странами. Будь то решения в области электронного правительства, электронной коммерции, электронного документооборота, любую проблему, которую не возьми, - находятся энтузиасты, которые готовы делиться своими технологиями! Это очень положительный факт и хорошо, что в этом едином потоке устремились не только государственные структуры, но и негосударственные организации в лице ООН, и так называемых структур гражданского общества, т.е. граждан - нас с вами. И бизнесов, которые заинтересованы в продвижении своих технологий.

Участники конференцииРоссия не стоит в стороне от этих процессов. Мы предлагаем свои услуги в области телемедицины, дистанционного образования, в конце концов, мы выступили с инициативой сделать проект, который по-английски называется IDentity, т.е. самоидентификация. Мы хотим, чтобы с помощью Интернета, с помощью новых информационных технологий каждый народ, каждая культура, каждый социум мог бы запечатлеть свой след в анналах истории, чтобы никто не потерялся, чтобы все многообразие культур было высвечено. И этот проект нашел поддержку в ЮНЕСКО. А тематика дистанционного образования и электронного здоровья, так называемого E-Heath, он традиционно силен в России, и мы надеемся и дальше концентрировать свои усилия в этих направлениях. По крайней мере, то, что будет обсуждаться сейчас на "большой восьмерке" в Кананаскисе, будет связанно именно с этими предложениями, которые будут исходить от "большой восьмерки", от лидеров, и от группы "DOT Force" в том числе, я надеюсь, от российской стороны.

Ведущий: Спасибо!

Следующий вопрос задает Светлана из Барнаула: Андрей Викентьевич, как планируется скоординировать деятельность всех тех органов, которые являются ответственными за разработку и легализацию разных направлений Федеральной целевой программы "Электронная Россия"?

А.В. Коротков:
Министерство связи и информатизации Российской Федерации является координатором программы "Электронная Россия". Для такой координации создана Дирекция программы и я назначен директором этой Дирекции. В Дирекцию входят представители всех семи государственных заказчиков "Электронной России", и мы обсуждаем не только единые подходы к стандартам и задачам, которые поставлены в ходе реализации Программы, но и в будующем планируем координировать проведение тендеров, конкурсов для того, чтобы не тратить деньги на одно и то же в разных министерствах, чтобы усилия и министерств и региональных властей были направлены в единое русло. Мне кажется, что именно такую задачу поставили перед нами в Правительстве Российской Федерации, когда говорили о том, что "Электронная Россия" должна стать Программой, аккумулирующей усилия региональных властей, федеральных властей, структур гражданского общества на то, чтобы мы с наименьшими финансовыми затратами и с наибольшей пользой для дела добились той высокой цели, которую поставили перед собой - широкого распространения информационных технологий для развития экономики нашей страны и, главное, для того, чтобы наша жизнь стала более удобной, более безопасной, более комфортной во всех ее сферах, которые так или иначе пересекаются с информационными технологиями.

Ведущий: Следующий вопрос, вернее это группа вопросов, которая касается участия отечественных разработчиков программного обеспечения в "Электронной России". Вот некоторые из них:

Почему в программе никак не отражена основа любой информатизации - поддержка отечественных разработчиков ПО, в том числе некоммерческих (open source)? - спрашивает Евгений из Московской области. Другой вопрос, Николая Михайловича из Челябинска: в последнее время проводится много целевых программ по информатизации. Как правило, в результате закупаются серверы с компьютеры, системное ПО. Все деньги уходят на Запад. Понятно, что нет российских операционных систем, но есть масса прекрасного прикладного ПО. Планируется что-либо сделать, чтобы деньги оставались и работали в России? Чтобы в рамках конкурсов и тендеров российские производители пользовались большим приоритетом?

А.В. Коротков:
По поводу государственного заказа на программное обеспечение. Такой заказ будет существовать. Мы работаем в данном направлении и будем закладывать необходимые цифры в бюджеты следующих лет, не только связанных с "Электронной Россией", но и в целом связанных с планами как нашего министерства, так и других министерств, которые занимаются данной проблематикой, я имею ввиду Министерство науки и технологий. Совсем недавно вместе с делегацией российских ученых я принимал участие в совещании в Брюсселе, связанном с развитием научных сетей, и я хочу сказать, что наши академики, наши ученые, которые занимаются прикладным "софтом", и в строительстве суперкомпьютера, и в такой интересной новой среде, как грид, специалисты понимают, о чем я говорю. Мы продвинулись далеко вперед, мы отнюдь не позади Европы, во многих решениях мы даже опережаем эти компании.

Компьютерные мощности загружены хорошо (научные), и это заслуга отечественных разработчиков, отечественных производителей программного продукта, и таких компаний много! Если говорить о том, что тратим деньги, и деньги перекачиваем на Запад, не готов с этим согласиться, потому что вы знаете, - мы проводит тендеры на выполнение тех или иных работ. Компании, которые побеждают в этих тендерах, вольны дальше выбирать, какую именно технику, какой именно "софт" им нужен для того, чтобы выполнить с наилучшим успехом поставленные перед ними задачи. И это совсем не значит, что будет закуплен западный "софт", или будут компьютеры только западного производства. У нас достаточное количество российских производителей компьютеров и они, безусловно, сегодня, по крайней мере, по ценам своих западных конкурентов. Не все же гоняются только за именами на компьютере. То есть здесь, как всегда, должна быть возможность выбора. В этом прелесть проведения таких тендеров и использования таких возможностей, которая открывает рыночная экономика. Другое дело, что эти тендеры должны быть "прозрачны" и понятны всем их участникам, для этого существуют механизмы, - те же самые сетевые технологии.

Коротков А.В. (слева), Першеев Д.В. (справа)У нас на сайте Министерства связи можно найти и условия этих тендеров и дополнительную информацию, точно также эти условиях есть и на сайтах других министерств - Государственных заказчиков Программы. Объявления о тендерах публикуется в прессе, в специальном издании, которое издается под эгидой Минэкономики - "Тендеры и торги". Вот здесь есть большое поле для совместной работы. Я думаю, что мы как поддерживали, так и будем поддерживать наших отечественных разработчиков "софта", а что касается "открытых источников" - это интересная тема, эта важная тема и здесь тоже надо думать, где именно должно быть применено, в каких объемах и какие заказы делались и будут делаться на первом этапе. Мы решим, что нам нужны программы, именно "открытых источников", и нам нужно внедрить куда-то в какие-то решения, именно такие подходы, то мы потратим деньги на эти разработки.

Ведущий: Следующий блок вопросов касается деятельности Партнерства по развитию информационного общества в России, и хотелось бы адресовать их Вам и Юрию Евгеньевичу Хохлову.

Вопрос Олега из Челябинска: В настоящий момент существует огромнейшее количество ассоциаций, объединений, партнерств, основная задача которых - паразитировать на отрасли, получая членские взносы, изображая активность и лоббирование интереса. Насколько я понял, в настоящий момент Вы является председателем наблюдательного совета ПРИОР. Расскажите, пожалуйста, в чем отличие данной организации от остальных объединений? Что можно назвать из конкретных достижений? Еще один вопрос на ту же тему, спрашивает Марат из Казани: Расскажите подробнее, чем конкретно, а не декларативно, собирается заниматься ПРИОР, будет ли он участвовать в конкурсах, проводимых в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия"?

А.В. Коротков:
На первый вопрос я отвечу таким образом. ПРИОР - это структура негосударственная, это добровольное объединение компаний, негосударственных структур, структур гражданского общества, которые объединились для того, чтобы решать совместные задачи. В чем проявляется паразитизм этой организации, не знаю, мне как-то трудно об этом судить, по-моему, здесь просто некорректно поставлен вопрос. Наверное, если люди объединяются по каким-то принципам для решения каких-то задач в ассоциации, в объединения, в рабочие группы, то в этом есть интерес, именно у тех, кто объединяется в такие группы, ведь мы не оказываем никакого давления (мы, как министерство), на создание подобных ассоциаций. Их довольно много. И хорошо, что мы, собственно говоря, не подталкиваем кого-то к созданию таких ассоциаций, это было бы неправильно совершенно. Когда мне предложили войти в ПРИОР, и когда я почитал уставные документы этой организации, и мне предложили возглавить ее Совет, то я посчитал за честь участвовать в такого рода объединении. И считаю, что оно отвечает тем потребностям, которые существуют у меня, как у государственного чиновника, для доведения своей позиции до участников этого диалога, с одной стороны. А с другой стороны, я считаю, что это способствует укреплению авторитета такой организации, как ПРИОР, поэтому я участвую не только в ПРИОРе, - я участвую во многих общественных объединениях в качестве и члена наблюдательного совета, и на правах партнера, равноправного в таких объединениях. Поэтому я считаю, что это процесс правильный, если где-то вам известны факты о том, что кто-то на ком-то паразитирует, то хотелось бы понять более точно, что вы имеете в виду. И такие обвинения, на мой взгляд, не совсем корректны.

Ю.Е. ХохловЮ.Е. Хохлов: Я добавлю несколько слов по поводу партнерства, и я думаю, что вопрос, который задан, оба вопроса, связаны с тем, что недостаточно знакомы те, кто спрашивает, с деятельностью партнерства. Поэтому я, прежде всего, рекомендую посетить сайт Партнерства для развития информационного общества России и увидеть там и конкретные дела, и декларации. Я хотел бы добавить два слова еще по поводу того, что сказал Андрей Викентьевич, отвечая на вопросы о том, существуют ли подобные программы, как "Электронная Россия" в других странах, и с чем связана деятельность ПРИОРа, в частности.

Во-первых, ситуация заключается в том, что это была одна из рекомендаций созданной специально целевой группы стран "большой восьмерки", которая работала в течение двух лет ("DOT Force"). И одна из рекомендаций заключалась в том, что на нынешнем этапе перехода от индустриального общества к информационному каждая из стран, будь то развитая или развивающаяся, должна иметь свою стратегию и свою программу действий осуществления целенаправленного такого перехода. Это первое.

Второе: эта проблема настолько масштабна, она стоит перед всей цивилизацией перехода к новому состоянию, что решить ее в одиночку нельзя. Нельзя решить ее отдельно государству, нельзя решить ее бизнесу, который во многом является движущей силой, нельзя решить ее гражданскому обществу, которое должно высказывать от имени всего общества свои потребности, нельзя решить это науке и образованию, которое первым порождает и потребляет современные технологии, нельзя решить донорам и инвесторам, которые готовы помогать тем или иным развивающимся странам. Проблема заключается в том, и суть этого движения заключается в том, что эту, наиболее сложную проблему перехода к новому состоянию, можно решить только совместными усилиями. Это была основополагающая идея, которая лежит в основе формирования партнерства для развития информационного общества, в котором вовлечены все основные силы электронного развития. И государство, и бизнес, и гражданское общество, и научно-образовательное сообщество, и представители отечественных и российских международных донорских организаций и инвесторов. Поэтому с этой точки зрения мы, как раз, в этом смысле представляем достаточно уникальное образование, - сейчас в ПРИОРе вы можете увидеть состав участников, - это 156 организаций из самых разных регионов России, это не только российские организации, есть несколько зарубежных компаний и транснациональных корпораций, которые участвуют в этом. Причем степень участия самая разная. Здесь есть и очень маленькие компании, некоммерческие партнерства, и крупные транснациональные корпорации, которые точно так же вовлечены в эту деятельность.

По поводу паразитирования я хочу сказать, что участие в партнерстве и принадлежность к нему не означает никаких членских взносов, никто никаких денег не платит и не тратит! Суть вовлечения в партнерство заключается в том, что здесь вы можете выстраивать соответствующие партнерские отношения между различными группами, между бизнесом и гражданским обществом, между государством и научно-образовательным сообществом, для решения совершенно конкретных задач, для реализации проектов, которые направлены на развитие информационного общества у нас в стране. И одна из первостепенных задач, которая стоит перед ПРИОРом - это, по сути дела, широкое обсуждение на национальном уровне той национальной программы перехода России к информационному обществу, которая сейчас крайне необходима. В России, к сожалению, нет такой стратегии, в отличие от других стран, и это одна из первостепенных задач, которая сейчас перед нами стоит. И я думаю, что ПРИОР, в котором представлены все основные силы этого общества, готов осуществлять такое обсуждение и подготовку такой национальной программы. "Электронная Россия"- это один большой, серьезный камень в фундаменте будущего информационного общества у нас в стране!

А.В. Коротков: Если можно, я еще два слова скажу. ПРИОР сейчас взял на себя очень важную и ответственную миссию. 29 апреля нынешнего года в Женеве состоялось учредительное собрание Региональной европейско-центральноазиатской сети целевой группы по информационным и коммуникационным технология Организации Объединенных Наций, простите за такое длинное название, но именно так оно звучит. Для управления этой новой региональной сетью, а такие сети создаются по решению целевой группы по ИКТ Организации Объединенных Наций, их всего пять, таких региональных сетей.

Для управления нашей европейско-центральноазиатской сетью было выбрано два ключевых города, - это Женева и Москва. Мы очень серьезно бились за то, чтобы получить такой пункт управления этой сетью - Москву. И надо сказать, что это делал не только я, как представитель Министерства связи, но и ПРИОР, который был представлен широким кругом участников, не только из России, но и стран СНГ, из других регионов. И, благодаря усилиям ПРИОРа, сейчас такой секретариат (технический) создан в Москве, он уже начал действовать. Выработаны семь, по-моему, рабочих групп, сформировано семь рабочих групп по направлениям. Среди них: развития человеческого потенциала, т.е. обучение, можно сказать, и все, что с этим связано, это и бизнес-приложения и дешевый доступ в Интернет, это национальные и региональные стратегии, т.е. это очень важные ключевые моменты, из которых складывается любая национальная программа и региональная программа развития информационного общества. И деятельность этой новой сети будет направлена сегодня, в первую очередь, на подготовку первого этапа всемирного саммита информационного общества, который пройдет в Женеве в декабре 2003 года.

На этот саммит ожидаются руководители государств, правительств, и представители негосударственных организаций и бизнеса, которые должны определить критерии этого нового информационного общества. Может быть, следует подумать о принятии декларации информационного общества. В частности, сейчас обсуждается возможность введения юридического термина, как "доступ к информационно-коммуникационным технологиям" в перечислении прав человека, но это вопрос тонкий, деликатный, требует серьезного обсуждения: Вот для этого я надеюсь использовать многочисленные информационные площадки, в том числе, и, может быть, в первую очередь, площадку ПРИОР.

Ведущий: Спасибо, Андрей Викентьевич, спасибо Юрий Евгеньевич! Хочется добавить, что и компания "Гарант" и компания "Rambler- интернет холдинг" с недавнего времени присоединились к Партнерству. Мы надеемся, что через какое-то время и мы сможем также отвечать на эти вопросы и сообщать о каких-то конкретных делах, в которых нам удалось поучаствовать.

Ведущий: Следующий блок вопросов касается Федеральной программы "Электронная Россия" и тех конкурсов, которые уже проводились. Вопрос задает Марина Леонидовна из Кемерово: Хотелось бы понять - все те конкурсы в рамках "Электронной России", которые сейчас проводятся и частично уже проведены разными органами (Минсвязь, Минпромнауки, Минэкономразвития), - проводятся ли они по общим принципам, или каждый орган проводит их по своему разумению? Имеется в виду не процедурные вопросы, а то, по каким критериям проводится отбор? Другой вопрос от Алексея из Москвы: как Вы прокомментируете итоги первого открытого конкурса в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия"? Как известно, существенную часть заказов получили государственные организации, контролируемые Минсвязью.

А.В. Коротков:
По поводу координации - безусловно, координация существует, и на первом же заседании Дирекции "Электронной России" мы договорились о неких общих критериях и подходах, которые мы будем проводить в ходе предстоявших тогда тендеров и торгов. Согласен с тем, что, наверно, эта координация пока еще недостаточна, и мы проводим очень большую работу для того, чтобы она стала глубже и сильней, особенно имея в виду, конечно, региональный аспект. Уже в 2003-2004 годах предстоит второй этап реализации "Электронной России", который будет связан с созданием пилотных проектов, как в федеральном центре, так и в регионах России. И здесь будет крайне важна координационная роль самой Дирекции и Министерства связи, как министерства, координирующего эту деятельность.

Мы проводим серьезную работу для того, чтобы более тесно взаимодействовать со всеми государственными заказчиками программы "Электронная Россия".

А по поводу того, как я могу прокомментировать первые итоги конкурса, - я считаю, что очень хорошо, что эти тендеры состоялись. Это первый комментарий: тендер проведен, конкурсы состоялись, выявились победители. Совсем не факт, что победило только предприятие, которое подведомственно Минсвязи. Если вы подсчитаете итоги конкурса, то это совсем не так. Компании шли, в основном, на этот тендер, объединившись в некие команды, пулы. Представлялись очень серьезные и научные центры, включая академические институты Академии наук. И бизнес, который достаточно продвинут в той или иной сфере. Конкурс был достаточно жесткий. И я должен сказать, что Минсвязи, хотя и координировало эту работу, но отнюдь не было ключевым игроком при подведении итогов этого тендера. Для этого были созданы экспертные группы, в которые были включены представители научного мира, академики, доктора наук, кандидаты наук, представители бизнеса, не впрямую связанные с тем или иным направлением работы. Специально была оговорено, что та компания, которая будет сама участвовать в проведении конкурса, не имеет права выставлять своего кандидата в такие команды группы экспертов. Возглавлял этот экспертный координационный совет академик Савин Геннадий Иванович, директор суперкомпьютерного центра АН, человек очень авторитетный и известный в стране. Он комментировал итоги этого тендера и считает, что он прошел очень успешно.

Мы надеемся, что это только первый из таких тендеров. Уже в ноябре и декабре этого года наше министерство должно провести тендер на второй этап, который будет на следующие два года, на пилотные проекты. Там гораздо больше денег, гораздо больше возможностей. И совсем не факт, что победят те компании, которые выиграли первый этап конкурса. Мы ждем новых заявок, новых участников на эти торги! И очень верим, что будут выбраны наиболее удачные решения, которые зададут вектор развития инфокоммуникационного сектора на ближайшие несколько лет.

Ведущий: Спасибо.

Ведущий: Следующий блок вопросов, касается участия регионов в Федеральной программе "Электронная Россия". Как Правительство намерено реализовать федеральную программу, если ни один регион не участвует (судя по конкурсу Минсвязи) в реализации программы непосредственно? - спрашивает Альберт из Владикавказа.

Как можно принять участие для реализации программы на местном уровне и что для этого нужно сделать? - спрашивает Виталий из Читы.

Наталья из Чебоксар, работает в небольшой информационной компании в Чувашии: "Скажите, где можно получить информацию о тендерах и конкурсах, проводимых в рамках программы в нашем регионе? Мы хотели бы принять участие, но не знаем, как это сделать. Спасибо".

В.А. Коротков:
Информацию о конкурсах можно получить либо на нашем сайте, сайте Министерства связи, либо на сайтах министерств-заказчиков, Государственных заказчиков по тем или иным темам. Все это достаточно прозрачно и мы не делаем из этого никакой тайны! Публикуется в газете "Конкурсы и торги" информация о тендерах, поэтому я не вижу здесь большой проблемы. Что касается того, почему регионы не вовлечены в эту работу, ну, я думаю, у вас опять не полная информация, наверное, на эту тему.

Дело в том, что регионы самостоятельно развивают огромные блоки, связанные и координирующиеся с программой "Электронная Россия". Мы ведь начинаем не с чистого листа, и слава богу! "Электронная Россия", она не на пустом месте возникла.

Одна из задач "Электронной России" - соединить вместе усилия, которые предпринимались различными ведомствами, министерствами, региональными властями, и соединить это все в единое целое, выработав некие единые правила, подходы, решения, стандарты. Вот в этом мы видим возможность не только экономии значительных средств (государственных), но и возможность выбора правильного вектора движения не только нашей экономики, но и в целом развития всего сектора.

Я думаю, что здесь можно много на эту тему говорить о том, что делается в регионах. Я уже участвовал во многих региональных конференциях, посвященных "Электронной России", - Приволжский округ, Уральский округ, Дальневосточный округ, Северо-западный, Центральный... Да, в общем, во всех округах такие конференции уже были проведены, и поверьте, очень много делается вместе, и мы планируем, что эти пилотные проекты, начиная с 2003-го года, как раз и нацелены, в основном, на российские регионы, так что здесь есть возможность для взаимодействия. Ну вот я вижу, у вас (Ю.Е. Хохлову - ред.) еще есть какие-то комментарии на эту тему.

Ю.Е. Хохлов: У меня есть. Я хотел бы добавить, это опять-таки, как ни странно, для людей, пользующихся Интернетом, не иметь полной информации, потому что вся эта информация в Сети есть! Я могу сказать, что точно также на Российском портале развития есть специальный раздел, посвященный "Электронной России", где собраны все конкурсные документы по конкурсам "Электронной России".

Засурский И. (слева) и Солдаткин А. (справа)Я как раз хотел добавить, что в апреле этого года Министерство экономического развития и торговли объявило конкурс, специальный конкурс для участия регионов, для участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. В конце прошлой недели закончился прием заявок на этот конкурс. Поступило более 170 заявок от органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, и сейчас осуществляется экспертиза этих заявок с тем, чтобы поддержать соответствующие региональные инициативы. Было более тридцати программных мероприятий "Электронной России", в которых возможное участие регионов предложено. И, как только будут отобраны лучшие заявки (речь идет о том, что несколько десятков проектов будет отобрано), будет осуществляться (реализация) за счет тех средств, которыми распоряжается Минэкономразвития, как Государственный заказчик, - оно отвечает за эти пункты программного мероприятия. Будут осуществлены и проведены, в сентябре, скорее всего, совместные конкурсы федеральных органов власти и региональных органов власти по выбору исполнителей на реализацию конкретных проектов, - и это пример того механизма, как будут осуществляться соответствующие координирующие действия на региональном и федеральном уровне. И еще одна вещь, которую я хотел тоже вам сказать, связана с тем, что вот эта процедура принятия новых заявок, и механизм направления идей, - какие проекты на региональном уровне или, может быть, даже на федеральном уровне необходимо реализовать в последующие годы. Этот динамический механизм формирования программы является очень важным, и я думаю, что не менее важным было бы запустить этот механизм не только для региональных органов власти, но и для представителей бизнеса, гражданского общества, даже для отдельных творческих коллективов, которые бы предлагали свои идеи, какого типа проекты по использованию информационных, коммуникационных технологий нужно включить в последующем для реализации в рамках "Электронной России".

Вот такой вот творческий конкурс идей крайне важен нам, для того, чтобы мы не задавали вопросы, которые тоже есть среди той сотни, которая пришла, - кто формировал эту программу? - неизвестно, как она разрабатывалась? - почему те или иные проекты и программные мероприятия там оказались?.

Я думаю, что нужно открыть возможность для всех предложить свои идеи, и после этого путем экспертных оценок отобрать те лучшие идеи, которые в последующем должны превратиться в проекты и программные мероприятия в рамках электронной России будущего.

А.В. Коротков: У меня в этой связи появилось конкретное предложение: давайте мы вместе с "Гарантом" и вместе с "Рамблером", и вместе с ПРИОРом, и нашим министерством, и поговорим с другими госзаказчиками, - сделаем перекрестные ссылки (В Интернете - ред.) друг на друга для того, чтобы наши пользователи в регионах могли легче находить необходимую информацию! Я думаю, это не сложно сделать сетевым способом, и попросить заодно тех, кто имеет такую возможность в регионах, тоже, соответственно, сделать ссылки на наши сайты. Мы с удовольствием сделаем перекрестные ссылки на ваши источники, если это связано с "Электронной Россией". Таким образом, может быть, мы сможем помочь тем, кто ищет правильную информацию, быстрее ее находить!

Ведущий: Спасибо за ответ, спасибо за предложение. Я думаю, мы должны им воспользоваться.


Ведущий: Следующий вопрос задает Сергей из Москвы: Каковы, по Вашему мнению, пробелы в действующем законодательстве, препятствующие реализации "Электронной России"?

А.В. Коротков:
Коротков отвечает на вопросыЯ думаю, пробелов много. И, как ни странно, они не впрямую связаны со специальными законами в области Интернета. Позвольте привести вам такой пример. Если мы пытаемся с вами совершить сделку через Интернет, то мы можем использовать какую угодно цифровую подпись, мы можем придумывать какие-то специальные законы, которые будут распространяться на Интернет, но если вдруг сделка не состоится по каким-то условиям, и одна из сторон нарушит договор, то к кому мы обратимся в результате? Мы, наверное, пойдем в суд. А у суда нет опыта решения подобного рода проблем, и таким образом наши, казалось бы, достаточно специфические проблемы перейдут в плоскость гораздо более общих, связанных с общими моделями взаимодействия экономики, сложившимися сегодня в России.

Поэтому, когда я говорю о законодательстве и о тех пробелах, которые существуют в нем, во-первых, я бы говорил о том, что прежде, чем писать новые законы, нужно подумать о том, как привести старые законы в соответствие с новыми реалиями. Может быть, не надо принимать новый закон, может быть, достаточно поставить через запятую словосочетание - "сеть общего пользования" или "интернет", как угодно! - но чтобы старый закон начал работать! Ведь если мы не отменяем полностью старый закон и в это время придумываем новый закон, то не работает ни один, ни другой, что плохо! Прежде, чем писать новые законы, нужно хорошенько поработать над теми "рогатками" и "барьерами", которые существуют в нынешнем законодательстве.

И, прежде чем принимать что-то новое, нужно понять: а современные экономические реалии - они соответствуют этим новым законам, которые мы собираемся писать - или мы несколько опережаем время, и пытаемся, не имея еще практики, написать что-то такое, что не очень соответствует нашим реалиям?..

Ну вот взять, хотя бы, закон об электронно-цифровой подписи. (Федеральный закон от 10 января 2002 г. No1 - ред.). Я знаю, что его появление спровоцировало очень большую волну обсуждений - как в средствах массовой информации, так и среди сетевого сообщества. Закон, конечно же, не однозначный, и много из того, что обсуждалось, что было внесено в виде поправок, оно меняло первоначальную конструкцию. И в результате закон получился не совсем такой, как мы бы хотели его видеть. Но я сейчас успокаиваю себя такой мыслью: давайте сейчас попробуем поработать с этим законом, давайте попробуем жить с ним, давайте посмотрим, где он срабатывает, а где не срабатывает, где образовались какие-то пробелы, и только после этого мы подумаем, может, его надо изменить таким образом, чтобы, в конце концов, эти пробелы устранить! Только практика, только жизнь должна диктовать возникновение тех или иных законов! И не надо пытаться, на мой взгляд, запрягать телегу впереди лошади, придумывать такие законы, которые гипотетически будут устранять некие противоречия, а на самом деле они будут только мешать той сложившейся ситуации, которая есть. Вот я бы в общих чертах таким образом это сформулировал, а если у вас есть какие-то конкретные вопросы по конкретным законам, то могу ответить на них конкретно.

Ведущий: Спасибо, Андрей Викентьевич!

Ведущий: Следующий вопрос задает Георгий из Салехарда: Есть известная, очень любимая цитата: "Незнание закона не освобождает от ответственности". Скажите, пожалуйста, когда-нибудь в России на правительственном сайте можно будет найти любую нормативную, нормативно-техническую документацию бесплатно?

А.В. Коротков:
Бесплатно... Ну, все равно, кто-нибудь, за что-нибудь, как-нибудь платит... Либо Вы заплатите за доступ к Интернету, либо кто-то за него заплатит! Ну, это так, просто отступление...

Я очень благодарен фирме "Гарант" за то, что она делает большую часть работы, которая, по хорошему, должна была бы делаться правительственными чиновниками, по описанию всей законодательной базы, по размещению ее в открытых ресурсах, а также, конечно, занимаются бизнесом, но это совершенно справедливо!

И для квалифицированного пользователя нужен не весь объем информации, а специализированная информация. Обратившись к новому сайту Правительства России, который расположен по сетевому адресу www.government.ru или www.government.gov.ru, Вы можете найти базу данных "Гаранта"! Я думаю, такую же базу Вы можете найти на сайте Президента, - новом, как он у нас называется - www.president.kremlin.ru, ну и, конечно, на серверах самого "Гаранта".

То есть, я думаю, квалифицированный пользователь сейчас вполне может такую базу найти и пользоваться ей совершенно бесплатно, в этом понимании слова, никто за это денег не берет, впрямую.

Другое дело, что в рамках "Электронной России" мы должны создать, как мне кажется, пункты общественного доступа к Интернету, которые, возможно, должны оплачиваться из государственного бюджета (частично, хотя бы какое-то время), то есть должна быть возможность через интернет-киоск, я бы так более точно назвал, выйти на некоторые сайты - информационные, связанные с законодательством, связанные с наиболее часто задаваемыми вопросами в адрес властей, как местных, так и центральных. Эта тема интересная, надо над ней думать, и я думаю, что как-то общими усилиями, в рамках "Электронной России", мы должны такую тему решить!

Ведущий: Следующий вопрос напрямую не касается "Электронной России", но связан с деятельность Министерства связи. Спрашивает Сергей из Волгограда, по поводу лицензий в области связи: Не считаете ли Вы, что политика в этом вопросе не дает развивать мелкий бизнес? Лицензии достаточно дорогие. Допустим, маленькое интернет-кафе с двумя - пятью рабочими местами и с низкими ценами вообще невозможно устроить из-за необходимости покупки сразу двух лицензий, причем стоимость этих лицензий составляет около половины всех затрат на обустройство!

А.В. Коротков:
Да, наверное, цены на лицензии будут снижаться по мере того, как будет развиваться инфраструктура связи. Сейчас входная плата достаточно высока именно из-за того, что сетевая инфраструктура недостаточно развита в российских регионах. По мере того, как будут снижаться тарифы на связь, в том числе и на мобильную связь, цены будут падать и на лицензии тоже.

Когда мне говорят, задают вопрос о том, нельзя ли каким-то образом снизить цены на тарифы, на лицензии, я всегда задаю себе вопрос, за счет чего снизить? Если есть ресурсы, которые можно для этого привлечь, тогда хорошо бы услышать подсказку, откуда это взять?! Если речь идет о том, что есть возможность усовершенствовать нашу собственную работу, снизить затраты, увеличить эффективность, - дело другое, над этим мы работаем активно. Надо сказать, что, если вы опять же вспомните (короткий промежуток истории), цены на доступ в Интернет сильно снизились за последние два года!

Ведущий: Я хотел бы обратить внимание присутствующих в зале, что у нас идет трансляция в Интернет и на экране можно посмотреть, что ответы на первые вопросы уже опубликованы.

Следующий вопрос задает Артем из Москвы: Федеральная целевая программа "Электронная Россия" включает в себя поддержку учебных заведений? Ведь многие вузы, не говоря о школах, не обладают нормальной современной техникой, не говоря уже об Интернете. Еще интересен кадровый вопрос: кто же всех нас, россиян, научит пользоваться тем же Интернетом?!

А.В. Коротков:
Коротков А.В.Давайте так. Я впервые столкнулся с компьютером в 1980 году, когда работал в Телеграфном Агентстве СССР. Надо сказать, что довольно страшно было в тот момент - совсем новое дело - переходить от пишущей машинки к какой-то машине, пару раз терял набранные тексты, забывал нажимать на кнопочку "Save"! Ничего, освоил. С тех пор с компьютерами работаю постоянно как пользователь. Надо сказать, что стал довольно продвинутым пользователем! Что я специально для этого заканчивал? Похоже, что ничего! Работал просто с компьютером много - по несколько часов в день. Нужны ли какие-то курсы, специальное образование для того, чтобы стать квалифицированным пользователем? Готов согласиться, что с помощью курсов это сделать проще и быстрее.

Наверное, надо, чтобы сам предмет и информатика в школе выглядел немножко по-другому. Надо, чтобы было поменьше теории и побольше практики. Для этого многого не нужно, а нужно просто продумать, правильно ли написан учебник по этому предмету, и тому ли мы учим, что школьнику потом действительно в жизни пригодится, когда он начнет использовать компьютер в своей жизни?

Безусловно, тема непрерывного образования очень важна. Для кого-то это жизненная необходимость - кто-то читает книги, кто-то занимается самообразованием. Иногда возникает необходимость пойти на какие-то курсы, получить дополнительные знание. Например, работая в Аппарате Правительства, я дважды проходил переподготовку по тем компьютерным программам, которые мы использовали в своей работе для ведения электронного документооборота. Сейчас занимаюсь самообразованием, даже привлек специалистов, чтобы меня научили пользоваться не только приложением MS Office но и LotusNotes, т.е. IBMовским технологиями. Мне это интересно и я хочу знать, как работают другие Web и компьютерные приложения! Наверное, каждый человек сам должен выбирать для себя некую модель обучения. То есть силком никто не придет и не научит. Надо желание!

Да, действительно, нужны в школах компьютеры. Для этого есть программы. Есть программы поставок компьютеров для сельских школ. Есть программы для высшей школы. Мы увеличиваем набор студентов на профильные кафедры. За последние 2-3 года на кафедрах просто бум - на кафедрах, связанных с информационными технологиями в различных вузах, в основном, конечно, в профильных вузах. Мы очень рады этому и с нетерпением ждем тех молодых специалистов, которые приходят сегодня к нам на помощь в органы государственной власти, и которые будут учить новым технологиям и гражданских чиновников, и учителей и школьников.

Спасибо компаниям, которые помогают сегодня в этом! Таким компаниям, как "ЮКОС", за их огромные программы по подготовке учителей. Хорошо, что иностранные компании обучают своим технологиям в России специалистов. Есть наши школы - научные, которые ведут работу не только в МГУ или МИРЭА, но и в "физтехе" или в "Бауманке", и во многих региональных вузах. Недавно в Новосибирске меня поразил уровень студентов, которые фору дадут многим москвичам во владении этими компьютерными технологиями!

Вообще, тема образования - это одна из ключевых тем "Электронной России" и вообще информационного общества. Собственно говоря, ради кого мы все это делаем - мы делаем это ради людей, а люди должны уметь воспользоваться этой информацией, которая находится в Сети. Я думаю, вы дополните понимание (этого вопроса - ред.) в Партнерстве (ПРИОР - ред.), которое существует по этому поводу.

Ю.Е. Хохлов: Спасибо, Андрей Викентьевич! Я думаю, что действительно проблема использования возможностей, которые предоставляет информационное общество, это одна из самых главных! И не случайно понятие информационного неравенства или "digital divide", о котором уже говорил Андрей Викентьевич Коротков, является сегодня одной из самых животрепещущих тем для всех, не только для развитых стран, но и для развивающихся тоже.

Во многих случаях уже не стоит вопрос о том, - или-или. Или использовать компьютеры и информационные технологии, или тратить деньги на лекарства. Это неправильная постановка вопроса! Нужно предоставить возможность и для того и для другого, и с этой точки зрения мы еще не столкнулись, с этой проблемой, но развитые страны с этим сталкиваются. Казалось бы, в благополучной и обеспеченной Америке все могут иметь доступ в интернет, все могут пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, но если вы посмотрите на статистику использования информационно-коммуникационных технологий в Америке, то вы увидите, что не все так благополучно и в США. Дело в том, что часть, и достаточно существенная часть населения США не приемлет информационных технологий! Они не хотят их использовать. У них есть все, но использовать эти новые технологии они не могут. Это серьезная проблема, которая стоит перед этой страной, и они над этим сейчас работают, то есть, как убедить людей в том, что использование этих технологий действительно поможет им сделать жизнь еще лучше, поможет им решить свои задачи легче, поможет им действительно воспользоваться этими преимуществами?

В других странах этот процент намного выше. Например, скандинавские страны характеризуются почти стопроцентным проникновением использования информационных коммуникационных технологий. Я говорю о Швеции, о Финляндии, где подавляющее большинство (в крупных городах, речь идет о 90-95 процентах) населения использует Интернет. В Финляндии использование мобильной связи сейчас превысило уже 100 процентов. Хочу обратить ваше внимание! Это не странно, так как некоторые люди имеют несколько мобильных телефонов и используют их. Так что проблема заключается в том, что глядя на то, что будет у нас через какой-то период времени, а мы идем с неким запозданием, но тенденции понятны и направления развития тоже очевидны.

Мы должны заботиться о том, чтобы как можно большая часть нашего населения могла использовать эти технологии, и поэтому и демонстрация преимуществ этих технологий, и помощь в освоении этих технологий, снижении барьеров доступа к этим технологиям, в том числе и к Интернету, - это те потенциальные цели, которые стоят и перед государством, и перед гражданским обществом, и стоят, естественно, перед Партнерством.

Поэтому мы тоже много работаем в этом направлении. Это одна из главных целей Партнерства для развития информационного общества в России.

А.В. Коротков: Вот есть два ключевых слова, которые сдерживают, на мой взгляд развитие информационных коммуникационных технологий во всем мире. Недавно американцы провели такого рода исследование и они нашли вот эти два ключевых слова, нащупали. Первое, говорят пользователи, дорого, а второе, говорят, сложно. Вот насчет "дорого" для американцев согласиться трудно, потому что там стоимость вхождения в Интернет очень маленькая. По поводу "сложно", да, наверное, для какой то части людей это кажется сложным. Для этого нужно учиться, для этого нужно понимать логику построения программы, уметь работать с компьютером.

Вот здесь очень интересная проблема возникает. Значит, если такая проблема существует, значит нужно сделать, чтобы это было просто, а это можно сделать как - с помощью упрощения интерфейса, с использованием голосового ввода команд, ну вообще, чтобы человек перестал осознавать компьютер, как сложный прибор, как мы уже к телефону относимся. Вот уже вроде бы телефон никому не сложно, да? Надо, чтобы и компьютер был, как телефон! То есть Интернет - это же просто "поумневшие" провода телефонные. Вот нужно, чтобы эти самые "поумневшие" провода, с одной стороны, действительно были очень просты в использовании, а с другой стороны, конечно, должен быть квалифицированный пользователь. Его надо воспитывать, его надо учить. И еще, мне кажется, очень важная составляющая - это поисковые машины. То есть ты должен интуитивно, вот я, например, не помню точно, как называется документ, я не помню точно, когда это было, что было, но я "бросил" несколько ключевых слов, а вот этот самый мобильный "коммуникатор" за меня подумал, связался с сервером, подумал, решил, что мне нужно и предложил на выбор: вот это ты имел в виду или вот это, а может быть, голосом мне сказал!

Вот в Индии, например, делают сейчас программы для неграмотных крестьян. Они голосом задают вопросы компьютеру и голосом получают ответ. Вроде, оказывается, и грамотности не надо, разговаривать только надо уметь, но, слава богу, в России этот вопрос остро не стоит пока, так что у нас другие проблемы!

Ведущий: Спасибо, Андрей Викентьевич!

Ведущий: Следующий вопрос, который в России стоит остро. Большинство граждан опасается введения повременной оплаты за телефон. Я зачитаю несколько вопросов: Минсвязи одной рукой создает программу "Электронная Россия", а другой добивается введения повременной оплаты. Между тем, у рядовых пользователей повременная оплата фактически отнимет возможность пользоваться Интернетом с использованием домашних телефонов!

Другой вопрос задает Константин из Твери: Будут ли представлены какие-либо льготы пользователям Интернета после введения повременной оплаты. Если "Да", то какие?

А.В. Коротков:
Вот второй вопрос мне больше нравится! А первый вопрос мне не нравится, - вот почему: хотелось бы понять, откуда человек звонит и задает этот вопрос. (Там есть отсылка. Нет? Из Москвы, наверное.) Да, - из Москвы. Потому что у нас по сути дела Москва и осталась, которая выступает против повременки!

Есть города с гораздо более низким уровнем дохода населения. Ну, например, Волгоград. Там давно уже работает повременка и выяснилось, что 80 процентов пользователей, обычных, они от введения повременки не проигрывают. Как минимум, 60 процентов выигрывают, а 20 процентов проигрывают. Кто эти 20 процентов? Это не пользователи Интернета, это те люди, которые используют телефон для ведения домашнего бизнеса, то есть бизнес на телефоне. Или там у них подключены какие-то другие возможности к этому телефону, то есть они "молотят" на полную катушку! Вот, мне кажется, что если этой логике дальше следовать, то получается, что, конечно, надо, чтобы местные компании предоставляли возможность льготного доступа в Интернет в определенные часы. Ведь у нас пики нагрузки на телефон - они между 9 часами утра и 12 часами дня, и между 5 часами вечера и 8 часами вечера. Здесь самая пиковая нагрузка на сеть! А если брать вечерние часы или брать какие-то дневные часы, то здесь можно говорить о льготных тарифах, то есть шкала этих тарифов может быть гибкой.

Когда мы пользуемся Интернетом дома? Мы, наверное, им пользуемся вечером, в основном. После того, как мы уже детей растолкали по их комнатам и имеем возможность сесть работать, или для студента время, когда он уже пришел с занятий и сел работать вечером или днем, но он может выбрать не пиковые часы нагрузки, а тогда, когда тариф для него будет более низким для выхода в Интернет. Вот и все. Вся проблема! Так что не пострадает Интернет и домашний пользователь Интернета от того, что будет введена повременка. Уверяю Вас! Пострадают только те, кто ведет бизнес на своем домашнем телефоне, а это, по-моему, справедливо. Раз зарабатывает деньги с помощью этого, значит должен заплатить больше денег, также как, например, счетчик на воду и электроэнергию, - тот, кто ее больше тратит, наверное, должен (больше) платить.

Ведущий: У нас в зале присутствуют представители средств массовой информации и мы хотели бы задать несколько вопросов от них. Елена Шашенкова из "Intelligent enterprise" заранее подготовила вопрос: Существует Федеральная программа создания государственного регистра населения. Почему принято решение о проведении всесоюзной переписи населения, мероприятия дорогостоящего, дублирующего программу создания государственного регистра?

А.В. Коротков:
Задача (создания - ред.) регистра более глубокая и более серьезная, чем задача переписи. Перепись - это важное мероприятие. Она давно, действительно, не проводилась, поменялась даже страна, в которой мы живем. Последняя перепись проводилась в Советском Союзе, а сейчас Россия. Надо действительно понять, как мы живем, где мы живем и это дело добровольное, как вы знаете. А регистр - это некая взаимоувязка тех информационных ресурсов, которые существуют в Министерстве внутренних дел, в паспортных столах, в других базах данных: пенсионных, социальных. Представьте себе, что даже на выплатах социальных пособий сколько могут преимуществ получить люди, когда не надо будет тратить время! Ведь самый дорогостоящий человеческий ресурс - это время. Если все то время, которое мы тратим в ЖЭКах, паспортных столах, в бухгалтериях можно будет минимизировать и поручить это компьютеру (то, что сделано уже во многих странах)!

По-моему,от этого всем только выигрыш. Конечно, нужно внимательно посмотреть на те федеральные законы, которые существуют в этой сфере, чтобы не допустить несанкционированного вторжения в частную жизнь. Безусловно, конфиденциальная информация самым серьезным образом должна быть иерархирована и ведение такого регистра совсем не означает, что доступ к нему будет иметь каждый желающий! Каждый уровень информации будет иметь свой уровень доступа. Это сложная технологическая и законодательная работа, и мы приступили к ее реализации. Очень аккуратно, очень взвешенно. Не будет такой "компанейщины".

Мы будем, начиная со следующего года, в некоторых регионах такие модели обкатывать и смотреть, какие могут возникнуть коллизии, чтобы избежать возможных неправильных последствий ведения таких регистров. Я хочу сказать, что многие страны пошли по этому пути, в том числе открылась дискуссия в США, в Конгрессе, на эту тему. Там тоже есть конституционные ограничения, так же, как в России, связанные с подобного рода деятельностью, и, безусловно, у них тоже будут нелегкие дебаты, так же как и мы ожидаем таких дебатов с законодателями, с обществом. Еще раз говорю, что делается это в интересах людей при обязательном гарантированном соблюдении необходимой безопасности этой самой информации, которая там должна быть. Это серьезная тема и ее наскоком не решить!

Ведущий: Спасибо!

Ведущий: Пожалуйста, еще вопросы из зала. Александр Латкин, газета "Известия": Андрей Викентьевич! Вот Вы уже говорили немного о законодательстве. Можно поподробнее, что Вас не устраивает в законе об ЭЦП (Электронной цифровой подписи - ред.). Вы сказали, что вот он получился не таким, как хотелось бы. И следующий вопрос о законе "О связи", который вот сейчас, видимо, начнет свое движение в Думе. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы этого закона, именно, - как он будет проходить в Думе, и как этот закон, если он пройдет, повлияет на развитие IT-технологий? Спасибо.

А.В. Коротков:
Закон "О связи" действительно необходим, извините, я начну со второй части. Предыдущий закон во многом устарел. Он был принят много лет тому назад. Мы очень благодарны Федеральному Собранию за ту огромную работу, которую мы провели совместно с ними по согласительным процедурам! Вы знаете, что там из этого закона были сознательно исключены те возможные "пики напряженности", которые (в частности вопрос, связанный с повременной оплатой) вызывали наибольшие дискуссии в обществе и, особенно, в Москве. Это сделано сознательно, потому что это, наверно, не должно регулироваться федеральным законом. Это должно регулироваться другими методами и способами.

Закон очень важный и очень необходимый для нас, и мы надеемся на то, что он пройдет успешно все последующие этапы. И чем скорее мы получим такой закон, тем проще нам будет развивать инфраструктуру, а если, опять же, говорить о строительстве информационного общества, то это две необходимые компоненты: это инфраструктура и контент, то есть (наполнение - ред.) то, в чем они функционируют, то есть каналы связи и содержание, ради чего, собственно говоря, эти каналы и строятся.

По поводу закона об электронной цифровой подписи. Ну, действительно, есть много вопросов, связанных с тем, как это все в реальности начнет работать. ФАПСИ определено, как координирующий орган в этой сфере. В то же время мы понимаем, что вот этот закон в первую очередь (и деятельность ФАПСИ) будет связан с той частью ключей, которые будут иметь отношение к информации государственного значения, то есть там, где мы говорим о том, что мы должны гарантировать достоверность такого рода информации!

Все остальное - бизнес и общество - вольно определять само и, в конце-концов, - здесь уже и по сложившейся традиции сейчас многие корпорации используют свои собственные ключи доступа, и они вольны определять свои взаимоотношения таким образом, как они считают нужным, поэтому я бы разделил эти проблемы, за которые государство несет непосредственную ответственность, и там, где бизнес и структуры гражданского общества будут договариваться напрямую между собой. А Министерство связи оставляет за собой возможность регуляции в законодательной сфере в этой области. С помощью ФАПСИ вместе как-то будем решать этот вопрос, но еще раз хочу сказать: надо пробовать, надо начинать работать по этому закону! Мы надеемся, что уже в самом скором будущем такой центр ФАПСИ будет создан (удостоверяющий) и посмотрим, как наша экономика отреагирует, как жизнь будет диктовать нам какие правила; тогда будем смотреть еще раз на этот закон.

Ведущий: Спасибо, Андрей Викентьевич!

Ведущий: Пожалуйста, следующий вопрос: Константин Преображенский, журнал "B2B". У меня такой вопрос. Прозвучала идея по поводу обмена ссылками на разные ресурсы, посвященные, тем или иным образом, Федеральной целевой программе "Электронная Россия". Мне кажется, это идеологически неверно, и в связи с этим вопрос: Может быть, в связи с началом работы Дирекции ФЦП есть возможность создать какой-то интегрированный ресурс, посвященный реализации ФЦП? Будет ли планироваться его создание, когда и кто его будет администрировать соответственно? Спасибо.

А.В. Коротков:
Благодарю Вас. Если Вы читали материалы "Электронной России", этот пункт записан за Министерством экономического развития. Такой ресурс создается, тендер на него объявлен и я надеюсь, что наши коллеги достаточно быстро его развернут. А на счет идеологии я готов поспорить с Вами: в чем я совершаю идеологическую ошибку, когда говорю, что такие ссылки будут полезны?

Корр.: Их просто надо все время обновлять и поддерживать.

А.В. Коротков: Я не собираюсь создавать много источников. Ссылка означает только то, что, нажимая на этот "линк", Вы попадаете на мой сайт.

Корр.: Он всегда должен быть актуален, в том числе на том конце, на который Вы нажимаете.

А.В. Коротков: Наш сайт актуален. Ссылка - это адрес, всего-навсего!

Ведущий: Спасибо! Еще вопросы...

Валерий Коржов, "Computerworld": Насколько я понимаю, закон об ЭЦП относится к деятельности госпредприятий. Основная проблема у компаний заключается в том, что они должны взаимодействовать с государственными органами, и здесь, как правило, нет возможности реализации этого взаимодействия в электронном виде. Как правило, для этого им требуются бумажные документы и именно поэтому организациям приходится хранить у себя большие архивы и на бумаге, и именно поэтому блокируется электронное взаимодействие между компаниями. Отсюда и вопрос: когда будет реализована концепция электронного документа и когда государственные органы, с которыми взаимодействует компания (такие, как налоговая), когда они смогут взаимодействовать с бизнесом в электронном виде? Спасибо.

А.В. Коротков:
Понятно. К сожалению, действующее законодательство электронный документ не считает документом, как таковым. Только в бумажном виде документ является тем документом, с которым мы должны работать. Надеемся, что такой закон появится в скором будущем - "Об электроном документе".

Совершенно верно, что бизнес будет взаимодействовать с государством. Я надеюсь, что введение закона об электронной цифровой подписи некоторую часть проблем снимет. Но, наверное, потребуются изменения и в ряде других законов, которые так или иначе связаны с функционированием электронных документов. Электронный документооборот сейчас тоже является одной из тем, которые разрабатываются в тендерах нашего министерства и после того, как будут приняты некие единые стандарты, мы начнем дальше их более активно использовать. А сегодня даже письма, которые я от вас получаю по электронной почте на свой адрес, они, строго говоря, являются анонимками, и я могу на них не отвечать. Пока так действует законодательство. Надо изменять.

Ведущий: Спасибо.

Гребенщиков Сергей, журнал "B2B": Планируется назначение в российских министерствах такого рода чиновников, аналогов американских chief information officer и если да, то в какие сроки?

А.В. Коротков:
В министерствах - не уверен, что такие люди появятся. У нас в министерствах обычно есть какие-то другие структуры, которые работают с электронным документооборотом - это канцелярии или делопроизводство, это на уровне управления или отдела обычно существуют. К сожалению, штаты министерств не настолько большие, чтобы иметь возможность содержать на должностях именно таких людей. Хотя, может быть, жизнь подскажет, что, может быть не плохо иметь одного такого человека. Но, согласитесь, что это не совсем рационально. Я сторонник аутсорсинга в этой ситуации. Мы, например, сейчас в рамках проведенных в нашем министерстве тендеров очень надеемся, что люди от бизнеса подскажут нам технологические решения, которые наилучшим образом подходят, в том числе и для нашего министерства. Так бы они взаимодействовали с chief information officer (CIO) министерства связи. Я это не очень понимаю... Может быть, действительно, надо подумать над этим.

Корр.: Вы, как бы, затрагиваете только одну сторону проблемы, - взаимодействие бизнеса с государственными структурами, - но есть и другая сторона: на сколько сами госструктуры соответствуют поставленным задачам?! Задачи глобальные, нужен новый уровень знаний! Что будет делаться, скажем, в Вашем министерстве в этом плане? Вы же пионеры! Спасибо.

А.В. Коротков: (Пауза). Не думал на эту тему... Спасибо за подсказку, нужно поразмышлять! Не готов отвечать навскидку...

Корр.: Спасибо!

Коротков А.В.Ведущий: Если вопросов больше нет, мы бы хотели поблагодарить от лица организаторов Интернет-конференции Андрея Викентьевича (Короткова) и Юрия Евгеньевича (Хохлова) за то, что согласились прийти к нам и ответить на вопросы. Спасибо за подробные, развернутые ответы!

Надеемся, что теперь деятельность Министерства связи, программа "Электронная Россия" станут ближе и понятнее российским гражданам, Интернет-аудитории.

Так же хотелось поблагодарить средства массовой информации, которые проявили интерес к нашему мероприятию.

Всем спасибо!
26 июня 2002 года

http://www.garweb.ru/conf/ms/20020626/index-02.htm

Док. 349897
Перв. публик.: 26.06.02
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 501

  • Коротков Андрей Викентьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``