В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Чайка: Деньги, цензура и тайные агенты Назад
Юрий Чайка: Деньги, цензура и тайные агенты
Вот что, по мнению Генпрокуратуры, нужно, чтобы победить экстремизм
Владимир Перекрест
Нынешнее законодательство недостаточно жестко трактует экстремизм, а правоохранительные органы прилагают недостаточно усилий для борьбы с ним. И существующее положение дел надо немедленно исправлять. Вот так вкратце, пожалуй, можно передать суть выступлений на состоявшейся в конце недели расширенной коллегии Генпрокуратуры. Журналистов на заседание не позвали. Может, потому, что вопрос о введении цензуры в СМИ обсуждался в числе прочих? В распоряжении "Известий" оказались материалы этого заседания.

Основная тяжесть критики со стороны Генпрокуроры досталась МВД - это ведомство расследует дела экстремистской и националистической направленности. Судя по выступлениям генпрокурора Юрия Чайки и его заместителя Виктора Гриня, который был основным докладчиком, расследует неважно.

- Значительная часть нарушителей законодательства об экстремизме и национальных отношениях не привлекается к ответственности, - сказал генпрокурор. - При выявлении экстремистских группировок не принимается мер по их ликвидации.

Сегодня, по данным МВД, в стране насчитывается примерно 150 экстремистских объединений. Их общая численность 10 тысяч человек - это только те, кого "в лицо" знают в правоохранительных органах, пояснил "Известиям" один из участников заседания. Из них 7 тысяч - "активное ядро". В реальности же число экстремистов значительно больше - каждый активный участник должен при случае быть готовым привести с собой от 5 до 10 "бойцов". В группировках в основном лица от 16 до 25 лет.

Информация о том, что делается внутри группировок, очень скудная, отмечалось на заседании. В 2007 году по результатам, добытым через агентурную сеть, было возбуждено менее 50 уголовных дел. Из десяти дел оперативного учета только одно "вырастает" до уголовного дела.

- Остальные 9 остаются неиспользованными, - сказал собеседник "Известий". - Хотя и на основании этих материалов можно, например, инициировать судебные решения о ликвидации проштрафившегося объединения или закрытии экстремистского издания. Но этого не делается.

Не удается и выявлять источники финансирования экстремистских группировок.
- Неэффективна оперативно-розыскная работа по выявлению источников финансирования экстремизма и терроризма, - заявил на коллегии замгенпрокурора Виктор Гринь. - В 2006-2007 годах не выявлено ни одного преступления, связанного с участием физических и юридических лиц в финансировании экстремистской деятельности.

Во всем виноваты журналисты

Досталось и журналистам. В Генпрокуратуре считают, что именно они "подливают масла" в межнациональные конфликты, публикуя порой недостоверную информацию. По версии Генпрокуратуры, так было, например, в Кондопоге и Ставрополе. А территориальные подразделения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Россвязьохранкультура) недостаточно эффективно контролируют деятельность СМИ. Поэтому в Генпрокуратуре решили, что есть смысл вернуться к "советской" практике - направлять в Россвязьохранкультуру контрольные экземпляры изданий, как когда-то в Главлит на цензуру. Только сейчас это будет не политическая цензура, а "проверка на экстремизм". Соответствующее предложение вскоре планируется направить в правительство РФ.

До конца года Генпрокуратура планирует проанализировать все недавние уголовные дела и материалы доследственных проверок - нет ли там упоминаний об информационных материалах экстремистского характера. Владельцы и руководители изданий, замеченных в разжигании национальной розни, а также авторы таких материалов будут привлечены к ответственности.

Однако самое раздолье для экстремистов всех мастей - это интернет.

- Их деятельность в Сети осуществляется практически бесконтрольно, - отметил Виктор Гринь. - Сотни интернет-сайтов пропагандируют неравноправие граждан по национальному, расовому и религиозному признакам, что провоцирует разжигание межнациональной или межконфессиональной вражды.

В связи с этим Генпрокуратура планирует предложить Госдуме законопроект о введении в России запрета на использование интернета для распространения экстремистских материалов. Кроме того, по мнению заместителя генерального прокурора, необходимо составить единый федеральный список экстремистских сайтов и постоянно его обновлять. Эту деятельность также предполагается поручить Россвязьохранкультуре. Включение в "черный список" автоматически должно приводить к тому, что провайдер (поставщик интернет-услуг) сначала ограничит доступ к этому сайту, а затем и вовсе отключить его.

По мнению Виктора Гриня, бороться с экстремизмом мешают и объективные факторы. Главный - отсутствие денег у большинства субъектов федерации. Поэтому Генпрокуратура намерена предложить правительству РФ выделять в регионы средства на борьбу с экстремизмом и национализмом целевым назначением.

Бесконтрольная миграция провоцирует национализм

Особое внимание на заседании коллегии уделялось объединениям, созданным по национальному или религиозному принципу. Они оказывают влияние на формирование сепаратистских взглядов в республиках и серьезно угрожают целостности российского государства, отметил Виктор Гринь.

Главный очаг религиозно-экстремистских группировок - Северный Кавказ и Поволжье. Там действует целая сеть "джамаатов".

- Они действуют конспиративно, небольшими группами, - говорилось на совещании. - Для вовлечения новых членов активно используется религиозная и идеологическая обработка. Проповеди нередко сопровождаются приемом наркотических и психотропных средств, демонстрацией видеокадров расправы над "неверными".

Это движение осуществляется при финансовой и идеологической поддержке международных исламистских центров. Их агенты действуют в России под прикрытием просветительских и религиозно-образовательных учреждений. По результатам проверки Федеральной регистрационной службы, более половины таких организаций не имело лицензии на образовательную деятельность, но их работу прекратили только после вмешательства Генпрокуратуры.

Созданию напряженности на национальной почве способствует и высокий уровень внутренней миграции, отмечалось на коллегии. В течение 2006 г. почти 2 млн человек перебрались из одного региона в другой. Нередко это приводит к постепенной смене этноконфессионального уклада жизни в регионах и создает напряженность. Федеральные и региональные власти эти процессы не анализируют и меры по своевременному урегулированию возникшей напряженности не принимают, отметил Виктор Гринь.

Эксперты о проблеме

Анатолий Куликов,
экс-министр внутренних дел, депутат Госдумы

Государство поступает правильно, когда контролирует это направление, поскольку нам дорогой ценой досталась нынешняя стабильность. Нельзя смотреть на эту проблему с одной стороны - якобы нарушения прав человека. Многим на Западе не нравится, что мы являемся энергетической державой, что для них, говоря откровенно, означает зависимость от России. И для того, чтобы у нас было
больше трудностей, нам подбрасывают такие вводные. Уже сейчас на Западе кричат, что мы дали слишком жесткое определение экстремизму, что под него можно подвести все что угодно. Хорошо, тогда приведите хоть один пример, когда это жесткое определение было применено и кого-то лишили свободы или были нарушены права человека. Нет таких примеров! Если Генпрокуратура готовит такие предложения, наверное, она имеет для этого основания. Мы в Думе будем внимательно смотреть, какие аргументы она приводит. Если мы сочтем их убедительными, то поддержим.

Виктор Илюхин,
зампред комитета Госдумы по безопасности

Мне демагогия об экстремизме, которую я слышу каждый день из аппарата президента, из Генпрокуратуры, из МВД, изрядно надоела. С терроризмом покончили, теперь заговорили об экстремизме. Сегодня ведь никто не мешает бороться с экстремизмом. Если через интернет распространяются экстремистские призывы, пожалуйста, наказывайте за это и в административном, и в уголовном порядке. Находите этих людей, привлекайте их к ответственности. Но наши органы не привыкли скрупулезно отслеживать, наблюдать и, если есть необходимость, вмешиваться. Лучше все запретить одним махом.

http://www.izvestia.ru/russia/article3106633/?print

30.07.2007


Док. 349498
Перв. публик.: 30.07.07
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 751

  • Чайка Юрий Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``