В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Медведев: Деньги есть, но тратить их нельзя Назад
Павел Медведев: Деньги есть, но тратить их нельзя
Разговоры вокруг Стабилизационного фонда летом несколько притихли. Но вот открывается осенняя сессия парламента. Правительство уже внесло проект бюджета на следующий год, и, конечно же, вопрос о Стабилизационном фонде вновь будет подниматься. Депутаты начнут высказывать свои мнения, и скорее всего немало из них будут примерно такими: "Это безумие - огромные деньги откладывать и не использовать в народном хозяйстве?"

Как лучше распорядиться миллиардами Стабилизационного фонда? По мнению Павла Медведева , существующий в стране инвестиционный климат и проблема коррупции требуют крайне бережливого расходования накопленных средств.

Как лучше распорядиться средствами Стабилизационного фонда? Тратить или нет? Свой взгляд на проблему имеет и первый заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев .

Сегодня многие абсолютно искренне не могут понять: чего же хочет наш министр финансов Алексей Кудрин?! Он складывает как бы в "тумбочку" огромные суммы денег и при этом не может обеспечить сколько-нибудь приличного уровня жизни пенсионерам, учителям, социальным работникам и многим другим. Люди, упрекающие министра, делают это абсолютно искренне. Действительно, невозможно понять: почему обездвиживаются такие громадные суммы, когда в экономике столько дыр?

Объясняется непонятная ситуация очень просто: ко всяким средствам мы привыкли относиться так же, как к деньгам в домашнем хозяйстве. Если в нем есть прорехи, а рубли про запас лежат в тумбочке, то надо быть просто сумасшедшим, чтобы их оттуда не взять и не поправить финансовое положение собственной семьи.

Отчасти виноват и сам Алексей Кудрин. Публично объясняя, зачем нужен Стабилизационный фонд, строго говоря, он был, на мой взгляд, не совсем точен, хотя и старался говорить на языке именно домашнего хозяйства. Министр периодически повторяет: государство накапливает деньги для того, чтобы в "черный день" иметь возможность вытащить их из тумбочки и потратить. Но это неточно, хотя бы потому, что к огромным деньгам государства нельзя относиться как к деньгам народного хозяйства. Накапливать деньги бессмысленно. Если обездвиживается та сумма, которая находится на счете в Центральном банке в качестве Стабилизационного фонда, то можно представить, что этих денег и вовсе нет. А вот когда наступит "черный день", то, может быть, можно будет с Центробанком договориться, чтобы он народил эти деньги заново. Вопрос в том: а не спровоцирует ли нарождение тех сумм, которые понадобятся Правительству, чтобы свести концы с концами, слишком большую инфляцию? Так вот если бы сейчас Стабилизационный фонд не трогать, то инфляция не будет так сильно раскручиваться, как она бы раскручивалась, если бы его тратили. А значит, у нас будет запас прочности по инфляции на тот самый "черный день".

Еще один ключевой момент. Средства Стабилизационного фонда, которые не используются Минфином, законным образом получены, ни у кого не украдены, но это не "по-настоящему" заработанные деньги. Они случайные, не являющиеся следствием реального прогресса в нашей экономике. Случайно подорожала нефть, и Россия получила доходы, на которые и не рассчитывала.

Да, было бы естественно ожидать, что дополнительно заработанные деньги пойдут, в частности, на расширение производства. Но средства, которые получены от повышения цены на нефть, не имеют никакого отношения к расширению производства. Поскольку этот процесс идет настолько медленно, что производство не в состоянии поглотить эти деньги. Это первая половина объяснения, почему нельзя тратить Стабилизационный фонд.

Вторая половина связана с инвестиционным климатом. Про него позволю себе сказать словами пришедшего ко мне на прием пекаря. Этот крошечный предприниматель и этакий хитроватенький русский мужичок поведал мне, как он живет. Очевидно, что он немножко привирал, но не для того чтобы исказить существо дела, а только чтобы сделать рассказ художественнее. Пришел этот пекарь ко мне сразу после оглашения Послания Президента Федеральному Собранию, в котором глава государства назвал налогового инспектора налоговым террористом (за дословность не ручаюсь, но за содержание голову отдам). На прием записался, чтобы посоветоваться: следует ли ему купить еще одну печку. Из его рассказа понял, что сейчас есть возможность буквально в двух комнатах организовать пекарню: в задней комнате стоит несколько совсем маленьких электрических печек, а в передней - магазинчик. "Фишка" в том, что в такой мини-пекарне можно сразу продавать горячий хлеб. И вот у него есть три печки. Он накопил денег на четвертую и пришел советоваться. Проблема в том, что сейчас он идет к налоговому инспектору и тот дает ему бумагу, мол, столько-то заплати налогов. Пекарь удивляется: "Да я же все полностью заплатил!" Тогда налоговый инспектор забирает свою бумажечку и заявляет: "Приду к тебе с проверкой и насчитаю еще больше". Пекарь забирает бумажечку и доплачивает налоги. Затем в его пекарню приходит милиционер и спрашивает: "Что ж это у вас на магазине нет решеток? А если вас ограбят? Я за это буду отвечать?!" Только пекарь успел забить последний костыль в новую решетку, как приходит пожарный и возмущается: "Что ж это у вас решетки на окнах? А если пожар?" Тогда пекарь снимает эти решетки, одновременно понимая, что дело не в них. И решает проблему с милиционером и с пожарным понятно всем, каким образом. Далее к нему приходит местный начальник и замечает: "Что ж перед вашим магазином асфальт в таком ужасном состоянии? Ни проехать, ни пройти". Пекарь недоумевает, дескать, это же не мой асфальт, а муниципальный. "Да? Вы так считаете?" - говорит начальник. Пекарь предпочитает не дожидаться конца фразы и немедленно покупает все необходимое для ремонта асфальта. Так вот, покупая четвертую печку, он как минимум бремя всех этих неприятностей увеличивает на одну треть. А на самом деле еще больше, ведь пока он воспринимается как совсем маленький предприниматель, а с четырьмя печками приблизится к представителю среднего бизнеса.

Думаю, что в этом и заключается настоящая проблема. Когда министру финансов советуют потратить деньги на расширение производства, на вложения и так далее, то не прогнозируют ситуацию до конца: не придут ли за этими деньгами "налоговый террорист", милиционер или пожарный? Такой инвестиционный климат чуть ли не убивает экономику. А для того чтобы произошел перелом в этой ситуации, не на министра финансов надо оказывать давление.

По большому счету у меня нет рецепта, что делать со Стабилизационным фондом. Просто обращаю внимание на то, что можем сделать величайшую глупость: взять и потратить сейчас эти деньги. Моя цель скромна: попытаться убедить общественное мнение, что скорее прав министр финансов Алексей Кудрин, чем те добросовестные депутаты или экономисты, которые предлагают за счет "излишних" денег поправить нашу экономику, дороги, зарплаты. Не считаю, что не надо улучшать дороги или повышать пенсии, говорю, что нужно делать все в определенном порядке. Пока не решили проблему инвестиционного климата, пока не побороли коррупцию, к сожалению, потратить денег больше, чем сейчас тратим, просто нерационально. Более того, такой шаг в значительной мере похоронит надежду на улучшение инвестиционного климата. Потому что климат зависит не только от уровня коррупции (хотя, боюсь, в нашем случае в заметной степени именно от этого), но и от уровня инфляции. Из-за нее существует определенная настороженность среди предпринимателей. Была надежда, что инфляция будет монотонно снижаться. И так было на протяжении нескольких лет. Но этот процесс прекратился. Как же предпринимателям теперь планировать капитальные вложения надолго, ведь непонятно: что почем будет, допустим, через три года. Поэтому, не допуская использования средств Стабилизационного фонда, мы экономим не деньги, а сдерживаем инфляцию.


СПРАВКА "ПГ"

МЕДВЕДЕВ Павел Алексеевич родился 13 августа 1940 года. Окончил Московский государственный университет, доктор экономических наук, профессор. Был депутатом всех созывов Государственной Думы. Первый заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Фракция "Единая Россия".



Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 7 Сентября 2005

Док. 349266
Перв. публик.: 07.09.05
Последн. ред.: 06.08.07
Число обращений: 360

  • Медведев Павел Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``