В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Лазарев: Лобби - это не в лоб и не по лбу Назад
Георгий Лазарев: Лобби - это не в лоб и не по лбу
В сегодняшней России успех или неуспех той или иной территории, к сожалению, во многом зависит от того, насколько ее представители грамотно и эффективно отстаивают интересы региона, самыми разными путями пробивая финансовую помощь и финансирование конкретных объектов или пытаясь оставить в регионе те или иные ресурсы и полномочия. О современном российском лоббизме, напрямую затрагивающем экономику регионов, рассказывает заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по экономической политике Георгий Лазарев .- В Российской Федерации сегодня нет законодательства, как-либо определяющего или регулирующего деятельность так называемых лоббистов. Советская трактовка этого понятия предполагала, что лоббист - человек, пытающийся добиться чего-то незаконного с помощью каких-то путей и связей.Что-то такое некрасивое. На самом деле все немного иначе.Сегодня единственными реальными лоббистами, людьми, которые могут отстаивать интересы своей территории на вышестоящем уровне власти, являются депутаты. Причем лоббистами официальными, поскольку выбраны населением именно для этого. Депутаты - те, кто может и должен, зная проблемы конкретной территории, округа, региона, решать их в преломлении общегосударственных задач. Что первично, а что вторично - проблемы округа или государственные задачи - личная позиция депутата. Это касается народных избранников всех уровней: депутатов городской думы, депутатов от территорий в областном парламенте, представителей региона в Государственной думе и Совете Федерации.Грамотный депутатский лоббизм сегодня - это тяжелая профессиональная работа, как законодательная, так и творческая. Нужно уметь на любом уровне любой ветви власти доказать (порой в жесткой борьбе), что именно таким образом, именно на этой территории решение конкретной проблемы будет наиболее эффективным (в том числе и с помощью выделения федеральных средств).Находить общий язык с коллегами из других регионов, из других профильных комитетов, кооперироваться с ними в решении общих задач и проблем. Взаимодействовать с исполнительной властью, находя наиболее эффективное применение законодательства на своей территории.С другой стороны, депутат должен иметь полную информацию от региона, который он представляет. Способность качественной переработки информации и знание возможных вариантов решения тех или иных задач - основной капитал и оружие грамотного депутата, умеющего эффективно отстаивать интересы своих избирателей.Сегодня депутатские возможности по продвижению и отстаиванию интересов Челябинской области используются далеко не так эффективно, как это могло бы быть. Причин много.С одной стороны, наши депутаты работают в самых разных комитетах Госдумы. Это создает возможности для грамотной всесторонней подготовки и проработки законопроектов и решения влиякмцих именно на нашу область. С другой стороны, сформировать хорошую команду, которая бы четко работала на интересы региона, до последнего времени было практически невозможно. Одному политику чем хуже, тем лучше, у другого какие-то свои планы, лежащие вне территории области. Требовать же, чтобы, скажем, конкретный федеральный министр лоббировал интересы именно нашей области, невозможно, так как у него задачи иного масштаба. Да и это попросту нарушает законодательство.В итоге какие-то попытки пролоббировать те или иные проекты, способные принести пользу области, заканчивались неудачно. Но кое-что сделать все-таки удавалось.Сегодняшняя политическая ситуация дает возможность эффективной совместной работы всех ветвей и уровней власти. С переназначением губернатора Челябинской области Петра Ивановича Сумина политическая система региона окончательно выстроилась. Те политики, которые проходили исключительно за счет пиара в чистом виде, уходят. На арену выходят политические партии. Партийная принадлежность во многом определяет и возможности того или иного общественного фигуранта, и не только персональную, но и коллективную ответственность перед избирателями.Для грамотного использования лоббистского ресурса нужно не так уж и много: четко координировать действия властей всего региона и конкретных территорий и депутатского корпуса по тем или иным проблемам или проектам, распределить зоны деятельности и ответственности депутатов и чиновников, способы взаимодействия.Главный вопрос - создать единство целей, общность интересов конкретных политиков, депутатов от Челябинской области. Так, чтобы все мы работали в одной команде, помогая друг другу. Тогда отстоять интересы области будет куда проще. Марк Лейвиков, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области:Есть банальные вещи. Но без них ничего не получится - Бытует мнение, что одна из основных задач, стоящих перед экономикой регионов, - создать максимальную капитализацию активов, находящихся на их территории.- Челябинская область, безусловно, может стать центром капитализации активов. Главное, чтобы холдинги и предприятия, которые уже успешно развиваются, шли в ногу со временем не только в плане цен и тарифов, но и в аспектах фондового рынка, ценных бумаг. С одной стороны, выход на биржи кому-то может показаться модой, с другой стороны, это действительно необходимо для крупных предприятий, серьезных компаний. Помимо прочего, капитализация компании - это еще и прозрачность бизнеса, его публичная оценка, ликвидность.Прозрачность, публичность бизнеса - это еще и возможности для развития производства, получения средств для его модернизации. Большинство предприятий в той же металлургии имеют оборудование даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Могу привести в пример предприятие, которым я занимался в течение пяти лет, - Златоустовский металлургический завод. Предприятию больше ста лет. Конечно, какое-то время еще можно протянуть на латании дыр, ремонте существующего оборудования, временных решениях, но без новых технологий мы никуда не разовьемся. Понимаете, насколько бы ни был прозрачен и открыт бизнес, если он основан на дедовских технологиях, никто его не оценит.Есть, конечно, и хорошие примеры модернизации, замены технологий, а не агрегатов, которая происходит на заводах группы ЧТПЗ, на Кыштымском медеэлектролитном заводе. На "Уфалейникеле" в свое время мы поставили одну из самых современных на тот период технологических линий по производству кобальта. Ну и, конечно, Магнитогорский металлургический комбинат.- Могут ли предприятия Южного Урала осуществлять успешную экспансию в другие регионы, становясь центрами холдингов?- Безусловно. Есть конкретные примеры, отвечающие на ваш вопрос, - "Мечел", ЧТПЗ, "Макфа", "Ариант". ММК, насколько мне известно, проявляет интерес к предприятиям в Свердловской области и за пределами России. Создание холдингов - объективный процесс. И если, например, кто-то приходит в регион, покупая предприятие, уже нельзя говорить, что это инвестор со стороны и не имеет отношения к области. Многие заводы в нашем регионе градообразующие, и владелец просто вынужден принимать участие в жизни не только завода, но всего города. Иначе невозможно, социалку из расчетов не выкинешь.- Все чаще можно видеть борьбу регионов, территорий за инвесторов, за инвестиции...- Успешность в этой борьбе - вопрос не только большей или меньшей значимости тех или иных предприятий, но и лица области. Во многом облик области, города Челябинска меняется, но эти изменения происходят в разные стороны. Есть положительные сдвиги, есть не очень.В 1995 году не без моего участия Банк Австрии проводил оценку регионов России по критериям инвестиционной привлекательности. Челябинская область оказалась тогда пятой. По-моему, это было в первый и последний раз. И не потому, что область стала хуже. Что, стало меньше полезных ископаемых или Магнитка с трубопрокатным заводом ослабли? Нет. Даже наоборот. На мой взгляд, подача имиджа области сегодня выстраивается не всегда корректно и правильно.В свое время Я начинал практику проведения различных презентаций и выездов руководства области и крупнейших предприятий региона за рубеж. Многие считали и считают эти вещи праздными, но это далеко не так. Один пример. В 1993 году прошел первый такой выезд в Австрию, первые переговоры Европейского банка реконструкции и развития с представителями Магнитки, которые через пару лет закончились миллиардом немецких марок кредита. Очень много вещей, которые, может быть, сразу не видны. Но облик региона формируется не одним-двумя днями.- Как сделать образ области, ее бренд, известным, даже модным?- Я не сотрудник правительства области. Могу сказать, как это лично мне, промышленнику, представляется. На мой взгляд, роль администрации в создании имиджа региона должна быть гораздо более существенна. В том числе и в вопросах подбора кадров.Зачастую по какому принципу назначаются люди? Человека хорошего надо пристроить. (Не хочу называть какие-то фамилии или регионы, это, что называется, всероссийское.) А он и по-русски-то иногда говорит с трудом, не то что на иностранном. Ну, переводчика найдут на переговоры, а дальше?Когда в бытность развития Березниковского золоторудного месторождения мы проводили на Нью-Йоркской фондовой бирже частное размещение акций, я приехал туда с партнером - руководителем известной немецкой промышленной компании. И когда на вопросы потенциальных инвесторов стал отвечать по-английски, пусть ломано и немного коряво, там сначала не поняли: "А это кто?". Пришлось представляться. А потом интерес резко вырос. В 1992 году, когда знаменитый академик Аганбегян устраивал выезды за рубеж российскею руководства, тот же Чубайс разговаривал и отвечал на вопросы без переводчика. Не говоря уже о речи президента Путина в немецком парламенте. Надо самим говорить на языке партнеров. Во всех смыслах.- Чем еще область может привлечь инвесторов?- Инвестор должен быть уверен в том, что, придя в регион, он через полгода не начнет судиться за то, чтобы его деньги хотя бы вернулись к нему, не говоря уже о работе этих денег. Примеров подобных, к сожалению, достаточно (говорю не только о нашей области). Инвестор должен иметь гарантию администрации (какой угодно, конкретного города или области), ее непрепятствования нормальной работе того предприятия, куда эти инвестиции направлены. Не говоря уже о помощи в скорейшем документообороте и разного рода согласованиях. Это базовые вещи, но без них никто не придет.Сегодня достаточно популярная и, к сожалению, небезосновательная тема - деятельность правоохранительных органов, которая довольно часто является работой ради работы, а не ради выяснения каких-то криминальных моментов в жизни предприятия. Если на каком-то предприятии больше года с проверкой сидит налоговая инспекция, причем сидит беспочвенно, то в такое предприятие вряд ли вложится инвестор.Есть другие общепринятые методы создания инвестиционного климата, такие как освобождение на какой-то период от тех или иных налогов. Это происходит во всем мире, и мы не должны изобретать велосипед.- В какую сторону может в перспективе измениться экономика Южного Урала?- Основные промышленные центры, точки роста области, уже успешно и правильно развиваются. ЧТПЗ, Магнитка, "Мечел" - мы будем повторять эти названия, но от этого никуда не денешься.- А в каких отраслях есть резервы для роста?- Предприятия оборонного комплекса - это та отрасль, которая во многом создала современную Челябинскую область. Сегодня предприятия оборонки почти никак не используются в плане производства товаров для гражданских нужд. Когда раскручивалось понятие конверсии, идея за- ложена была очень правильная, другое дело, что она фактически осталась на бумаге. Да, вновь растет гособо-ронзаказ. Но пока он растет больше в желаниях, а не в деньгах.С этими предприятиями - "Маяком", Златоустовским машзаводом, "Полетом" и так далее - можно решать много задач. Но тем компаниям или холдингам, в которые эти предприятия вливаются, порой проще всего закрыть заводы, а на месте предприятий построить элитное жилье и оправдать этим свои затраты.- Вы говорите о неэффективности собственников в машиностроении и оборонке?- В том числе. В машиностроении вообще беда. Хотя... Наверное, можно за что-то критиковать тех же собственников УралАЗа. Но в то же время поднять такую махину очень трудно, в том числе и с точки зрения огромного количества работающих там людей.Мне кажется, что в регионе недоработана рудная база металлургических предприятий. В области есть много чего интересного из полезных ископаемых. Геология ведь достаточно специфична. Не бывает так, что есть одно отдельно взятое золоторудное месторождение, а вокруг ничего нет. Опять-таки, что мы знаем о геологоразведке в области? Только про уголовное дело. (Кто там в чем виноват и виноват ли, должен разбираться суд.;А сколько у нас разного рода шлаковых отвалов и запасов? По Уфалею, помнится, шли десятки переговоров на эту тему, технологии переработки существуют. А мы на отвалах "Мечела" или Златоуста имеем разного рода "команды" или "бригады" - называйте как хотите...Туризм. Здесь что-то, правда, начали делать, строить, но это далеко от полного использования возможностей отрасли. А ведь есть целые страны, которые за счет туризма живут, причем неплохо. Эти вещи нельзя недооценивать. Нужно жить не только мартенами, домнами, станами. Туризм - не только привлечение инвестора как туриста, но и тот же облик, имидж области. В крае, где тысячи труб, десятки металлургических производств, еще есть такие озера, горы, медведи и лоси... Уникальное место.- Нужен ли области план долгосрочного развития?- Планы стратегического развития (назвать их можно как угодно) должны быть и у отдельных территорий, и у области в целом. Другое дело, что регион должен понимать приоритеты исходя из того, что собираются развивать муниципалитеты. А те - строить свои планы не без ведома и участия области. Не сводить эти вещи нельзя. Например, каждая территория может захотеть построить больницу. Но зачем строить две больницы в соседних городах? Банальные вещи, но без этого ничего эффективного не получится.Такие вещи, как национальные проекты, безусловно правильные. Их, правда, нельзя назвать четкой стратегией развития, но можно назвать вариантом использования профицита бюджета. Другое дело, чтобы все это не осталось лишь в виде лозунгов. И дай Бог, чтобы деньги пошли туда, куда было задумано.

Южноуральская панорама, Город: Челябинск

Дата: 17 Февраля 2006

Док. 348568
Перв. публик.: 17.02.06
Последн. ред.: 03.08.07
Число обращений: 306

  • Лазарев Георгий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``