В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Мокрый: Реформа Козака плодит города и села Назад
Владимир Мокрый: Реформа Козака плодит города и села
К началу года у нас было 12 тысяч муниципальных образований, сейчас - 24 тысячи

С апреля стартует решающий этап муниципальной реформы. Между тем выясняется, что многие регионы к ней не готовы и просят отложить преобразования еще на год. К тому же все больше губерний отказываются от всенародных выборов мэра. Мы попытались прояснить ситуацию в беседе с главой комитета Госдумы по местному самоуправлению Владимиром Мокрым .

- Владимир Семенович, у вас есть "оперативная информация" о том, в каких условиях начинается реформа?

- Действительно, наступил важный этап реализации закона. До 1 марта должно было завершиться установление границ муниципальных образований. До 31 марта субъекты РФ должны были определить численность представительных органов вновь созданных муниципальных образований и порядок их формирования, а также дату выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов.

Выяснилось: на 1 января 2005 года в РФ было около 12,5 тысячи муниципальных образований, а сейчас ориентировочно 24,5 тысячи - около 2,5 тысячи городских округов и поселений, почти 20 тысяч сельских поселений и около 2 тысяч муниципальных районов. Эта работа продолжается. Некоторые регионы оказались к ней не готовы и предлагают перенести сроки реализации закона.

- Насколько реально введение подобной отсрочки?

- На мой взгляд, об отсрочке пока рано говорить. С переносом срока связан целый ряд проблем. Во-первых, разграничение полномочий. Если мы переносим выборы, то неизвестно, у кого будут полномочия на муниципальном уровне. Дальше: произошли изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, с 1 марта вступили в действие Градостроительный и Жилищный кодексы. То есть реализация полномочий по целому ряду законов сразу приостанавливается. Но зато легко сказать: "А мы здесь ни при чем, это такие законы". Нам, как плохим студентам, не хватает одного дня и одной ночи. Хочу напомнить: закон принят в октябре 2003 года! Он тогда обсуждался на Госсовете при президенте и совете законодателей. И почти все участники поддержали этот закон. Сегодня все говорят о том, что готовы его выполнять, но не готово население. Мне кажется, что это органы государственной власти на региональном уровне не готовы.

- Может быть, это саботаж?

- Просто нужно вести более конструктивный диалог и четко говорить, что не успеваем. Мне больше нравится позиция Татарстана, который увидел, что не готов к нарезанию границ, - и вышел с инициативой перенести срок. А когда говорят "перенесем", то непонятно, чего хотят добиться. И кто скажет - когда будем готовы?

- В итоге инициированная Татарстаном и фактически уже принятая Госдумой поправка позволит региональным властям самим определять порядок избрания глав муниципальных образований. Где же тут самоуправление?

- Сегодня многие говорят о том, что мы как бы отступаем от концепции закона, исключаем право населения на прямые выборы. Но, во-первых, мы даем право субъектам определять порядок избрания глав новых муниципальных образований и только в рамках, разрешенных законом 131. Во-вторых, это право распространяется лишь на первый срок полномочий. Я убежден, что на переходном этапе нельзя органы государственной власти отодвигать от организации и становления местного самоуправления. Надо понимать: речь идет не только о самоуправлении, но и об эффективности власти в целом. Часто приходится слышать, что население не готово к реформе, нет гражданского общества. Но ведь активность появляется там, где мы создаем механизмы ее реализации. А мы вс свернули, даже выборы на региональном уровне.

- Можно сейчас сказать, какой все-таки системе выборов отдается предпочтение - прямым выборам или из числа депутатов представительного органа?

- Нет, сегодня неизвестно, сколько проведено референдумов в муниципальных образованиях, сколько субъектов объявили прямые выборы глав, а сколько будут избирать их из числа депутатов. Такой мониторинг должны вести Минэкономразвития и Министерство регионального развития. Но пока у них такой статистики нет. Думаю, мы ее получим через месяц. Напомню: принятая поправка не затрагивает порядок формирования структуры местного самоуправления уже действующих муниципальных образований, к числу которых относятся практически все областные и региональные центры. Пока там в большинстве случаев главы избираются всенародно.

- Глав областных центров назначать все-таки будут?

- Вопрос о том, как бы подойти к их назначению, постоянно обсуждается. Но сделать это сегодня, не изменяя Конституцию и не нарушая Европейскую хартию о местном самоуправлении, просто невозможно.

- Тем не менее лазейка найдена. Губернатор будет назначать половину конкурсной комиссии, а та - "нанимать" главу администрации.

- По действующему закону региональная власть формирует треть состава комиссии. Но в апреле, скорее всего, будет принята поправка, и соотношение будет 50 на 50. На мой взгляд, у главы региона и сегодня достаточно возможностей повлиять на назначение главы городской администрации.




Независимая Газета, Город: Москва
Дата: 15 Апреля 2005





Док. 348080
Перв. публик.: 15.04.05
Последн. ред.: 02.08.07
Число обращений: 340

  • Мокрый Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``