В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Мокрый: Закон начал работать, и его первые шаги успешны Назад
Владимир Мокрый: Закон начал работать, и его первые шаги успешны
Местное самоуправление начинается с малого

Сегодня в Госдуме пройдут парламентские слушания на тему "Вопросы реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": правовое обеспечение и правоприменительная практика". О том, как сегодня ид т реформа местного самоуправления, о проблемах, которые предстоит ещ решить, рассказывает председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый .

Справка "ПГ"

Владимир Сем нович МОКРЫЙ родился 30 июня 1953 года. Образование высшее. Окончил Куйбышевский авиационный институт им. С.П. Корол ва, Самарский государственный университет. Доктор юридических наук.

Председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления. Член фракции "Единая Россия".

Полученный опыт да т основание говорить, что имеются все необходимые условия для того, чтобы субъекты Федерации и органы местного самоуправления могли вовремя реализовать требования Федерального закона. Одновременно выявился и ряд проблем, своевременное решение которых позволит с большей эффективностью осуществить намеченное и повысить качество исполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.

К 1 марта 2005 года завершился первый этап реализации переходных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - сформированы территории и установлены границы муниципальных образований, определен их статус.

До 1 ноября 2005 года должны пройти выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, а с 1 января следующего года закон вступит в силу в полном объеме.

Напомню о том, что в двух регионах - Ставропольском крае и Новосибирской области - закон начал работать с 1 января 2005 года. Полученный опыт дает основание говорить, что имеются все необходимые условия для того, чтобы субъекты Федерации и органы местного самоуправления могли вовремя реализовать требования Федерального закона. Одновременно выявился и ряд проблем, своевременное решение которых позволит с большей эффективностью осуществить намеченное и повысить качество исполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.

В частности, предстоит выполнить большой объем работы по разграничению имущества между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также между самими муниципальными образованиями. Опыт Ставропольского края показал, что при этом возникают дополнительные финансовые издержки на перерегистрацию учредительных документов организаций и учреждений, объектов недвижимости, а также на лицензирование учреждений. А при разграничении прав собственности на автомобильные дороги между субъектами Федерации и муниципальными образованиями столкнулись с тем, что существующая классификация автомобильных дорог не отвечает принципам разграничения полномочий между органами публичной власти, положенным в основу закона. Возникали затруднения при передаче в муниципальную собственность сетей и предприятий электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, обслуживающих территории нескольких муниципальных районов или поселений.

Сам процесс оформления передачи имущества требует значительного времени и организационных ресурсов. Поэтому, думается, целесообразно продлить сроки передачи имущества из государственной собственности в муниципальную и из муниципальной - в государственную. Поскольку в муниципальных образованиях, в которых формирование органов местного самоуправления предусмотрено в октябре-ноябре 2005 года, передача и регистрация права собственности на передаваемое имущество может не завершиться до 1 января 2006 года.

Правительству Российской Федерации необходимо срочно принять меры по разработке и утверждению порядка разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, который в соответствии с положениями Федерального закона должен был быть утвержден до 1 января 2005 года.

Анализ перечня вопросов местного значения муниципальных образований и сопоставление с перечнем имущества, которое может находиться в их собственности, показывает, что перечни требуется расширить и привести в соответствие друг с другом. Об этом свидетельствуют и многочисленные обращения в Госдуму. Также требуется уточнение перечня вопросов местного значения муниципальных образований, имеющих статус поселений. Во многих обращениях предлагается не ограничивать перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Такое мнение обосновывается тем, что отнесение ряда объектов недвижимости к той или иной категории вызывает затруднения и споры, так как многое одновременно используется и для исполнения государственных полномочий, и для исполнения полномочий органов местного самоуправления.

На реформирование местного самоуправления неблагоприятно влияет нехватка доходных источников бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Хронические сбои в финансировании привели к деградации в важнейших сферах ответственности органов местной власти. Средств недостаточно не только для капитальных вложений и обновления основных фондов, повышения качества социальных и коммунальных услуг. Их не хватает и для ремонта, поддержания в удовлетворительном состоянии школ и дошкольных учреждений, дорог, улиц и уличного освещения, содержания придомовых территорий, сельских больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, водопроводов, систем канализации и водостоков, уборки бытового и промышленного мусора и отходов.

До сих пор остается нерешенной проблема погашения задолженностей в жилищно-коммунальном секторе, что тормозит реформирование ЖКХ. Проводящаяся реорганизация территориальных налоговых инспекций по их укрупнению и созданию межрайонных инспекций ведет к снижению собираемости региональных и местных налогов, уменьшению налоговых доходов муниципальных образований.

С 1 января 2006 года должны приступить к исполнению своих полномочий органы местного самоуправления более чем в 10 тысячах вновь образованных муниципальных образований, большинство которых составляют сельские поселения. Поэтому необходимо предусмотреть законодательные меры, обеспечивающие формирование штатов органов местного самоуправления, соразмерные объему решаемых вопросов местного значения. Это предотвратит финансовые издержки на содержание муниципальных служащих. Следует также внести уточнения в Федеральный закон в части, регулирующей организацию и деятельность органов местного самоуправления и статус депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Для методического обеспечения требуется разработать и направить в субъекты РФ примерную программу профессиональной подготовки и переподготовки выборных должностных лиц, депутатов и муниципальных служащих. Например, рассчитанную на стандартный 72-часовой курс профессиональной переподготовки специалистов.

Убежден, что проведение в Госдуме парламентских слушаний позволит федеральным законодателям точнее определить те проблемы, которые необходимо решить в самое ближайшее время, продолжить работу по совершенствованию отдельных положений закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законов.




Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 19 Мая 2005





Док. 348078
Перв. публик.: 19.05.05
Последн. ред.: 02.08.07
Число обращений: 291

  • Мокрый Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``