В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Мокрый: Сибирякам доверено обкатать реформу Назад
Владимир Мокрый: Сибирякам доверено обкатать реформу
По некоторым подсчетам, муниципальным образованиям страны недостает 400 миллиардов рублей на исполнение полномочий.

В Новосибирске прошло выездное заседание Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, посвященное изучению практики реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Новосибирская область и Ставропольский край - пилотные регионы, здесь в рамках эксперимента на год раньше, чем по всей стране, стали жить по новым принципам организации местной власти.

Накануне семинара в муниципальном сообществе воцарилось напряженное ожидание - в Государственной Думе голосовали новый пакет поправок к базовому закону.

Прилетевшие в Новосибирск депутаты успокоили: слухи о безвременном откате муниципальной реформы оказались преувеличенными. Принятые поправки касаются лишь регионов, не готовых наделить вновь образованные сельские поселения полномочиями в полном объеме. Но и в таком варианте продление сроков введения базового закона вызвало жесткую дискуссию.

"Понимаю непростое положение законодателей, - посочувствовал Новосибирский губернатор Виктор Толоконский. - Нам в области было проще, у нас местная власть сформирована давно. Пока одни регионы, ругая закон, сидели сложа руки, в Новосибирске искали и находили разумные решения возникающих проблем".

Безболезненно пройти процесс реформирования помогла и слаженная работа законодательной и исполнительной власти на всех уровнях. После прошедших в декабре прошлого года муниципальных выборов был образован Совет глав - постоянно действующее совещание для выработки совместных решений.

Без конфликтов и противостояния интересов завершили работу над бюджетом 2006 года. Тут, как отметил губернатор, появились даже большие возможности для развития территорий. Активизация граждан и власти на местах неизбежно ведет к оптимизации экономики. Чтобы поддержать эти ростки, пока не окрепнут и не заработают в полную силу, выделено 4,5 миллиона рублей, или 15 процентов областного бюджета.

То, что денег на все не хватает, не вина, а беда муниципальной реформы, самое узкое ее место. Предполагалось, что принятие базового закона повлечет за собой необходимые изменения бюджетного и налогового законодательств. Поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы были приняты, но, как сетовали многие выступающие, отнюдь не те, что ожидались. "Было в нашем бюджете 65 процентов собственных доходов, а осталось 20, - рассказал глава Коченевского района Александр Карасев. - Идем с протянутой рукой к губернатору, но и ему бюджет урезали".

Центр забирает львиную долю налоговых поступлений в свою копилку. По некоторым подсчетам, муниципальным образованиям страны недостает 400 миллиардов рублей на исполнение полномочий. Деньги у государства сегодня есть, но передать их муниципалитетам оно не готово.

- По прогнозам Счетной палаты, в 2006 году доходы субъектов Федерации сокращаются на 360 млрд. рублей, - предупредил коллег председатель Новосибирского областного Совета депутатов, председатель координационного совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" Виктор Леонов. - Необходимы коррективы в формировании доходной налоговой базы регионов и местного самоуправления. Если мы не будем добиваться решения наших проблем, они так проблемами и останутся.

Мэр Новосибирска президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Владимир Городецкий высказался категоричнее: "После последних поправок к закону у меня и моих коллег морально тяжелое состояние. Зачем было пионерствовать? Напахались вперед, наработались. Еще две недели назад представители Правительства и Администрации Президента заверяли: отката реформы не будет. И вот - разворот".

- У нашей реформы непростая судьба, - признал председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый . - Мы имеем дело не просто с численным увеличением муниципальных образований. За ним стоит кропотливая работа региональных руководителей, которым надо выучить кадры, научиться взаимодействовать не в приказном порядке, развивать межбюджетные отношения на равных на всех уровнях власти.

По его словам, комитет внимательно отслеживал процесс реализации закона. Выездные заседания, "круглые столы", парламентские слушания помогали выявить проблемы переходного периода и внести необходимые корректировки в законодательство. Поправками уточняются те его нормы, которые оказались трудно реализуемыми на практике.

Сегодня можно уверенно говорить, что к 1 ноября в 84 субъектах Федерации завершается организационная часть переходного периода реформы. С 1 января 2006 года положения закона применяются в части, не противоречащей перераспределению полномочий.

Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" пережил диаметрально разные стадии оценки - от полного неприятия до паники, что его исполнение откладывается. Но частичная отсрочка вовсе не означает сигнала не исполнять закон. Она необходима, чтобы сделать меньше ошибок и не дискредитировать саму идею местного самоуправления. "Местное самоуправление - школа демократии, где мы учимся взаимопониманию, - подвел черту разговору Владимир Мокрый , - и без поддержки органов государственной власти ничего не получится ни в одном регионе. За реформу мы отвечаем вместе".




Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 4 Октября 2005





Док. 348075
Перв. публик.: 04.10.05
Последн. ред.: 02.08.07
Число обращений: 339

  • Мокрый Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``