В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Мокрый: Власть, которая находится рядом с нами Назад
Владимир Мокрый: Власть, которая находится рядом с нами
ВЛАДИМИР МОКРЫЙ , председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления

С начала этого года реформа местного самоуправления стартовала в Ставропольском крае и Новосибирской области, а уже с 1 января 2006 года вступит в силу закон N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Критики этого документа предрекают отрицательные последствия нововведений и даже называют реформу местного самоуправления второй "монетизацией". Однако опыт регионов, где эта система была опробована, опровергает неблагоприятные прогнозы. О первых шагах реформирования и дальнейших перспективах рассказал председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый .

- Владимир Семенович, первые субъекты Федерации, где стала реализовываться реформа местного самоуправления, - это Ставропольский край и Новосибирская область. Какие результаты она показала?

- Для того чтобы в полном объеме подвести итоги осуществления новых идей местного самоуправления, Комитет провел выездные заседания в каждом из указанных регионов. Главный вывод, к которому пришли и мы, законодатели, и органы государственной власти этих субъектов Федерации, - 131-й Федеральный закон позволяет создать условия для эффективной деятельности органов местного самоуправления. Формируется местная власть, которая будет строить и ремонтировать школы, убирать мусор, благоустраивать территории и т. д. Это будет власть, которая находится рядом и от которой люди смогут потребовать обеспечения нормальных условий жизни.

С другой стороны, опыт этих регионов важен еще и потому, что уже сейчас выявил проблемы, которые наверняка возникнут у других субъектов, когда они приступят к реализации закона. Тем самым мы получили возможность законодательно исправить отдельные положения закона. Например, учитывая опыт Ставропольского края и Новосибирской области по передаче имущества из государственной собственности в муниципальную и из муниципальной в государственную, Государственной Думой принят закон, продливший время действия этого процесса.

Первый опыт формирования местных бюджетов в соответствии с положениями 131-го Федерального закона и Бюджетного кодекса в этих регионах показал, что предусмотренные законодательством процедуры оказания финансовой помощи местным бюджетам не позволяют обеспечить эффективное и обоснованное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, и поэтому требуется их корректировка. Соответствующий законопроект внесен группой депутатов и принят Государственной Думой в первом чтении. Этим законопроектом регионам предоставляется право по согласованию с соответствующими представительными органами муниципальных образований полностью или частично заменять дотации, предоставляемые из региональных фондов финансовой поддержки поселений, дифференцированными нормативами отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов.

Существует еще несколько проблем, требующих безотлагательного решения. Пути их урегулирования законодательно уже прорабатываются.

- Недавно в Новосибирске состоялся семинар-совещание о реализации 131-го закона в регионе. Какие мнения были высказаны в ходе семинара? В чем видят местные власти проблемы реформирования?

- В ходе обсуждения прозвучала уверенность в необходимости реализации 131-го Федерального закона. Представители Новосибирской области проявили себя убежденными сторонниками осуществления местного самоуправления в соответствии с той моделью, которая предусмотрена законом. Как сказал председатель Новосибирского областного Совета депутатов Виктор Васильевич Леонов, чем позже начнется реализация закона, тем позже получите результат.

В мероприятии участвовали представители органов государственной власти и иных регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, а также руководители органов местного самоуправления. В их выступлениях подчеркивалось, что выполнение отдельных положений закона вызывает трудности. Например, у муниципальных образований возникают дополнительные финансовые издержки при перерегистрации учредительных документов организаций и учреждений, объектов недвижимости, лицензировании учреждений, при проведении кадастровой оценки земельных участков, а также инвентаризации муниципального имущества. Говорилось о том, что для финансовой обеспеченности муниципальных образований необходимо увеличить отчисления в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов.

Звучали предложения и по корректировке перечня вопросов местного значения. Например, многие участники совещания говорили о том, что организацию дошкольного воспитания целесообразнее отнести на уровень поселения. Городским округам следует предоставить право решать вопрос социальной поддержки населения. Предлагается дать право не только поселениям, но и муниципальным районам обеспечивать население услугами учреждений культуры, создавать условия для развития физической культуры и спорта. Такая практика сформировалась давно: существуют районные дома культуры, спортивные сооружения, с использованием которых проводятся различного рода спортивные мероприятия. Высказывалось также мнение о необходимости включить в перечень вопросов местного значения развитие сельскохозяйственного производства.

Указывая на определенные недостатки 131-го Федерального закона, участники совещания вместе с тем отмечали, что его необходимо неукоснительно выполнять. Как сказано в одном из выступлений, замечания не означают, что закон плохой. Он должен быть реализован.

- Как уже говорилось, в Думе одобрен законопроект, позволяющий отсрочить на три года вступление в реформу ряда субъектов. Чем вызвана необходимость появления такого нововведения? И какие субъекты смогут, на ваш взгляд, воспользоваться предоставленным правом?

- Говорить о том, что принятый Государственной Думой 21 сентября текущего года закон предполагает приостановку реформы местного самоуправления некорректно. Основные положения закона заключаются в следующем. Во-первых, до 1 января 2009 года продлевается переходный период. Во-вторых, в этот период регионы вправе установить, что вопросы местного значения вновь образованных поселений решаются органами местного самоуправления муниципального района. Этот правовой механизм необходим тем регионам, в которых могут возникнуть трудности у впервые избранных органов местного самоуправления.

Право реализовать данный механизм есть у всех регионов. А говорить о том, какие конкретно российские субъекты используют данное положение закона, преждевременно.

- В готовящемся сейчас Государственной Думой проекте бюджета на 2006 год хватит ли средств на реформу местного самоуправления или же на эти цели потребуется гораздо больше денег?

- В проекте федерального бюджета на 2006 год предусматривается увеличить объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов России на 20 процентов, что на 13 процентных пунктов выше прогнозируемого уровня инфляции. В результате в будущем году планируется значительный рост объема указанного фонда (на 38 291, 3 миллиона рублей) против уровня этого года, что позволит органам государственной власти регионов обеспечить более эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Вместе с тем в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" не учитываются расходы региональных и местных бюджетов непосредственно на реализацию реформы федеративных отношений и местного самоуправления. В частности, в проекте не предусмотрены средства на проведение мероприятий по описанию границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, на компенсацию затрат муниципальных образований, связанных с инвентаризацией и регистрацией земельных участков и иного муниципального имущества, на проведение мероприятий по повышению заработной платы работникам муниципальных бюджетных организаций, и даже на разработку налоговой отчетности и системы показателей региональной и муниципальной статистики, отвечающих потребностям прогнозирования и планирования доходов региональных и местных бюджетов.

Таким образом, размер финансовой помощи региональным и местным бюджетам в проекте бюджета на 2006 год необходимо увеличить.

Справка "ПГ"

ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ МОКРЫЙ родился 30 июня 1953 года. Образование высшее. Окончил Куйбышевский авиационный институт им. С. П. Королева, Самарский государственный университет. Преподавал в Куйбышевском машиностроительном техникуме и Самарском институте государственного и муниципального управления. Доктор юридических наук. Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Фракция "Единая Россия".



Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 6 Октября 2005




Док. 348074
Перв. публик.: 06.10.05
Последн. ред.: 02.08.07
Число обращений: 352

  • Мокрый Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``